Газета Спорт-Экспресс от 5 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3

5 августа 1997

5 августа 1997 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

ЧЕМПИОНАТ МИРА

День второй. 100 м. Мужчины

ПОРА ЛИ ПРИНИМАТЬ ВСЕРЬЕЗ Мориса ГРИНА?

В 22.15 по среднеевропейскому времени они пришли на пресс-конференцию - 29-летний канадец Донован Бэйли и 23-летний американец Морис Грин. Первый - чемпион мира-95 и олимпийский чемпион-96, рекордсмен мира. Второй... Просто 25 минут назад он обыграл первого.

Сергей РОДИЧЕНКО

из Афин

КОРОЛЬ-ОТЕЦ И КОРОЛЬ-СЫН

Точнее даже будет сказать - не обыграл, а сверг. Борьбы в финале, по сути, и не было. Грин - 9,86, Бэйли - 9,91 - и этим все сказано. Будь попутный ветер хоть чуть посильнее, а не 0,2 м/сек, Грин вполне мог установить и мировой рекорд.

Пять сотых преимущества в финале стометровки на чемпионате мира могут возникнуть только в том случае, если победитель сильнее всех наголову. Но то, что произошло в Афинах, логическому объяснению не поддается. Ну не должен был этот мальчишка сокрушить колоссов на самых быстрых в мире ногах! Бэйли, Фрэнки Фредерикc, Ато Болдон - они явно не дурачились, когда заявляли о своей безоговорочной победе в Греции, да еще с мировым рекордом. Они имели на это полное право, особенно Бэйли.

И вот они сидят вдвоем перед толпой журналистов, Грин - с улыбкой до ушей, Бэйли... Канадец косится на молодого, в глазах отчетливо читается усмешка. Он умен и солиден, понимает чувства парня и не хочет портить ему праздник. Бэйли слишком хорошо знает, что это такое.

Но один раз он все же не сдерживается. Грин с задором рассказывает, как команда США собирается обыграть канадцев в спринтерской эстафете. И тут следует реплика мастера ехидных вопросов американского журналиста Джима Данэуэя: "Мистер Грин, а вы вообще-то умеете передавать эстафетную палочку?" (Намек на то, что американцы на крупных соревнованиях частенько эту палочку теряют).

Грин с аппетитом заглатывает наживку:

- Да вы знаете, сколько мы отрабатывали передачу эстафеты на тренировках! У нас сейчас такая команда! Мы вернем Америке славу сильнейшей спринтерской державы мира...

Бэйли поворачивается к юноше и уже не может сдержать полновесную улыбку. На этом пресс-конференция заканчивается. Корреспонденты окружают Бэйли и засыпают его вопросами. А новый чемпион в одиночестве продолжает сидеть во главе стола.

СУББОТА - ДЕНЬ БОЛДОНА

Стометровка на чемпионате мира в Афинах наверняка войдет в историю как турнир несбывшихся надежд. Надежд на мировой рекорд. Сказать по правде, после того, что произошло в субботу, я ни секунды не сомневался: рекорд Бэйли - 9,84 - не устоит. Судите сами. Первый забег второго раунда, впереди еще полуфиналы и финал. На старте два воспитанника знаменитого американского тренера Джона Смита - Ато Болдон из Тринидада и Морис Грин. При попутном ветре 1,3 м/сек Болдон показывает 9,87! Ни на одном турнире на предварительных этапах так быстро никто не бегал. Грин приходит вторым, повторяя личный рекорд - 9,90. Что же будет в финале?

Что будет, немедленно объяснил Болдон:

- Я нацеливаюсь на результат лучше 9,80. Но, возможно, для победы мне хватит, скажем, и 9,81. Я не сильно расстроюсь. В конце концов это тоже мировой рекорд.

Можно было воспринимать слова Болдона как угодно, но одно было совершенно ясно: дорожка и погода позволяют показать в Афинах сверхвысокий результат. А если добавить, что на этом этапе американец Тим Монтгомери и Фредерикс показали 9,99, то понятно, что от финала можно было ожидать чего угодно.

ВОСКРЕСЕНЬЕ. ПОЛУФИНАЛЫ

Полуфиналы состоялись около 7 часов вечера. И первый же вызвал легкую досаду. Выиграл его Болдон, внешне очень спокойно. Но результат - 10,00 - никак не вязался ни с его секундами накануне, ни с высказываниями. Кроме того, тринидадцу мешал встречный ветер - 0,8 м/сек., что ставило под сомнение идеальность условий Олимпийского стадиона. Второй полуфинал, правда, несколько успокоил ожидающих рекорда мира.

Победил Грин - 9,90, Бэйли уступил ему одну сотую, Фредерике - три. Да и ветер вновь сменился на попутный. Но все же это было небольшое отступление.

Зато стала вырисовываться любопытнейшая ситуация. Возможно, впервые в истории реальные шансы на победу имели сразу четыре спринтера! И у каждого из них были свои козыри. У Бэйли - титулы и рекорд. У Болдона - блестящие результаты в нынешнем сезоне (еще 10 мая в Модесто он показал 9,87), у Фредерикса - опыт, у Грина - стабильность (считая предварительные забеги в Афинах, он четырежды в этом сезоне показывал 9,90). И все-таки в ряду главных фаворитов Грин стоял последним.

ВОСКРЕСЕНЬЕ. ФИНАЛ

И все-таки не может быть забега, где четыре фаворита показывают свои лучшие результаты, а то и превосходят их. К огорчению болельщиков, всегда кто-то слишком волнуется, кто-то плохо стартует, кто-то травмируется. На сей раз только Грину удалось раскрыться полностью. Болдон вообще пришел лишь четвертым, уступив бронзовую медаль Монтгомери. Фредерике оказался еще дальше...

Финал, который мог стать эпохальным, оставил после себя лишь вопросы. И лишь на некоторые из них были даны ответы на пресс-конференции.

Донован БЭЙЛИ:

- Как вы знаете, в какой-то момент я вообще не собирался приезжать в Афины. После забега с Майклом Джонсоном в Торонто 1 июня у меня все пошло наперекосяк: какие-то мелкие, но очень неприятные травмы, из-за которых я и тренироваться толком не мог. На чемпионат я приехал во многом ради канадских болельщиков - они бы не поняли моего отсутствия в Греции. Но все равно я понимал, что ничего выдающегося здесь совершить не смогу. Так оно и получилось. В финале я примерно 60 метров бежал нормально, а потом на дорожке будто появился другой Бэйли, совершенно не похожий на меня. Но в принципе, если учитывать мое сегодняшнее состояние.

Вторым местом я вполне доволен. Могло быть и гораздо хуже.

-Что вы можете сказать о Грине?

- Он выиграл.

ГРИН БЛАГОДАРИТ БОГА И ДЖОНА СМИТА

Морис Грин похож на Донована Бэйли, видимо, только одним - в его карьере тоже есть весьма необычный поворот (напомню, что канадец начал всерьез заниматься легкой атлетикой только в 23 года).

В 1994 году Грин пробежал стометровку с попутным ветром за 10,20. В следующем сезоне он показывает уже 9,88, но тоже с помощью ветра. На чемпионате мира-95 Грин выбыл уже во втором круге, показав странное для американского спринтера время - 10,35. Прошлый сезон он и вовсе провалил.

-Мистер Грин, как вам удалось за год превратиться из посредственного бегуна в чемпиона мира?

- Этому я обязан только своему новому тренеру Джону Смиту. - Грин поворачивается к Смиту, который в углу комнаты для пресс-конференций о чем-то тихо беседует с сидящим на полу Болдоном. - В конце прошлого лета я понял что пора как-то изменить свою жизнь. Тренировался я давно, но результаты все не приходили. Не хочу ничего плохого сказать о своем первом тренере - он мне очень много дал. Но, видимо, недостаточно. И в конце сентября я отправился в тренировочный лагерь Смита. И только там понял, что такое настоящая работа. Смит сразу же разложил мой бег на мелкие кусочки и очень просто доказал, что раньше я занимался полной ерундой. И сказал, что нужно делать.

-И вы хотите сказать, что за 10 месяцев Смит сделал из вас идеального спринтера?

- Ну до идеала мне далеко. - Грин непроизвольно бросает взгляд на Бэйли, который спокоен, как сфинкс.- Есть над чем работать, чтобы вернуть рекорд мира в США.

-А сегодня вы собирались побить мировой рекорд?

- Не знаю, о таких вещах лучшее не думать. Надо побеждать, а рекорд сам придет. Хотя сейчас мне кажется, что я смогу установить его уже в этом году. (При этих словах Бэйли становится гораздо спокойнее сфинкса.)

-Если не о рекорде, то о чем вы думали во время финала?

- Поначалу ни о чем. Но где-то после 70 метров почувствовал, что полностью контролирую бег и надо лишь спокойно довести его до конца. И это мне удалось. Спасибо Господу, похоже, сегодня он был на моей стороне.

-Считаете ли вы себя быстрейшим человеком планеты?

- Я выиграл и... наверное, это так.

Глаза Донована Бэйли хохотали взахлеб.