Газета Спорт-Экспресс от 30 июля 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

31 июля 1997

31 июля 1997 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

TOUR DE FRANCE

ЕКИМОВ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: "ПРОФИ" МОГУТ ОБЪЕДИНИТЬСЯ

Только один россиянин закончил минувшую супергонку "Тур де Франс". Это Вячеслав Екимов. В концовке он был чрезвычайно активен, но этап выиграть так и не сумел, а в общем зачете оказался 44-м.

Александр ПРОСВЕТОВ

из Парижа

Кроме Екимова из представителей бывших республик СССР до Парижа добрались выступающий за Украину Сергей Ушаков (итоговое место - 113-е), литовец Артурас Каспутис (93-й) и эстонец Лаури Аус (124-й). Сошли с дистанции россияне Евгений Берзин ("Батик"), Виталий Кокорин и Вячеслав Джаванян (оба - "Рослотто"), а также Андрей Чмиль ("Лотто", Украина) и Андрей Тетерюк ("Лотто", Казахстан), дисквалификации подверглись Александр Гонченков ("Рослотто", Россия) и Джамолидин Абдужапаров ("Лотто", Узбекистан). И хотя в гонке не приняли участие такие "зубры", как Павел Тонков, Петр Угрюмов и Дмитрий Конышев, стоит задуматься о том, сможет ли Россия и примыкающее к ней постсоветское пространство в будущем играть в мировом велоспорте сколь-нибудь заметную роль?

Именно об этом говорили мы после гонки с Екимовым, велосипедистом, которому есть что предъявить в качестве визитной карточки. Он олимпийский чемпион 1988 года в командной гонке на треке, двукратный чемпион мира среди профессионалов (1991 и 1992 гг.) в индивидуальной и групповой гонке на треке, пятикратный чемпион мира среди любителей, двукратный чемпион мира среди юниоров, не считая званий в бывшем СССР и России. Самый "свежий" титул - победитель недавнего профессионального чемпионата страны в Санкт-Петербурге.

-Вы ведь, Вячеслав, в "Тур де Франс" стартовали уже в восьмой раз - чаще, чем кто-либо из экс-советских?

- Совершенно верно. Первая российская профессиональная команда была создана в 1988 году, но поначалу она в "Тур де Франс" участия не принимала. Я же подписал свой первый профессиональный контракт с голландским "Панасоником" в 1990 году и с того момента не пропустил ни одной главной гонки по Франции.

-Между тем с той поры вы поменяли немало команд...

- Не так уж и много. "Ю.Эс.Постал" - лишь третья моя команда в профессиональном велоспорте. Другое дело, что менялись спонсоры и соответственно названия. Спонсоров на своем веку я повидал действительно многовато - уже шесть. Ну а с этого года начал выступать за "Ю.Эс.Постал", которая представляет крупнейшую в США почтовую организацию.

-В моем представлении Америка не является великой велосипедной державой. Откуда у нее взялась команда, которую допустили на главную гонку современности?

- В прошлом году в "Тур де Франс" участвовала американская "Моторола". Ничем особенным она себя не проявила и прекратила существование. "Ю.Эс.Постал" как бы подхватила у нее эстафету. До сих пор это была команда второго уровня. Другими словами, она выступала во второстепенных гонках. В элиту вошла только в этом сезоне.

-Что же побудило вас связаться с не имеющей высокого авторитета командой?

- Во-первых, в ней я безусловный лидер, а это крайне важно для моей карьеры. Во-вторых, перед командой не ставят сверхсложных задач. В-третьих, меня заинтересовали ее предложения.

-А в прежних командах вы не были на первых ролях?

- По крайней мере я не являлся ярко выраженным лидером. Находились гонщики моего плана, которые даже немного превосходили меня по уровню мастерства и с которыми приходилось конкурировать. Что касается "Ю.Эс.Постал", то в команде есть еще только один разносторонний гонщик. Это - занявший на нынешней "Тур де Франс" итоговое пятнадцатое место француз Жан-Сирил Робен. Но он не может выступать на хорошем уровне на протяжении всего сезона. Поэтому многодневные гонки в основном закрываю я - как на отдельных этапах, так и в общем зачете.

- Какие же задачи ставились перед командой на "Тур де Франс"-97?

- Прежде всего требовалось выиграть один из этапов. Кроме того, надо было обеспечить одному из членов команды высокое место в итоговой классификации.

-Что подразумевалось под понятием "высокое"?

- Место в первой десятке. Не получилось... Что ж, не всегда все получается.

-Как вы, лидер команды, оцениваете собственное выступление?

- Откровенно говоря, гонка не сложилась. Ряд этапов проехал нормально. Боролся, светился впереди... Но чего-то яркого не показал. Может быть, дело в том, что конкуренция оказалась чрезвычайно высокой? Все-таки "Тур де Франс" величайшая в мире гонка. Такой она была и раньше, остается теперь и останется в будущем. С каждым годом "Тур" становится все более грандиозным мероприятием, и в этот раз его гигантизм проявился как никогда прежде. К сожалению, это приводит к организационным недостаткам. Так, на стартах и на финишах всякий раз толпилась масса людей, желавших получить автографы, и нам, гонщикам, бывало трудно пробраться к месту соревнований. Но в спортивном отношении "Тур де Франс" нельзя сравнить ни с чем.

-В том числе с "Джиро д'Италия" и "Вуэльтой"?

- "Тур де Франс" на две-три ступени выше.

-За счет чего?

- Наверное, главным образом благодаря уровню освещения. На этой гонке работает огромное число журналистов. Телетрансляции ведутся во все уголки земного шара. "Джиро", скажем, тоже блещет тяжелыми трассами, готовыми пре поднести неприятный сюрприз, но по накалу страстей "Тур де Франс" ее намного превосходит.

-Итак, во всем "виновата" пресса?

- В значительной степени. Она здорово раздувает ажиотаж. С другой стороны. "Тур де Франс" выделяется из числа прочих гонок и по рейтингу.

-Наверное, свою лепту в популярность "Тур де Франс" вносят и многочисленные зрители?

- Безусловно. Время проведения гонки выбрано очень удачно. В Западной Европе у людей отпуска.

-Но вы-то, как я понимаю, сменили Европу на США.

- Отнюдь нет. Я живу в Испании, хотя и выступаю за американскую команду. "Ю.Эс.Постал" фактически разделилась надвое. Одна половина постоянно находится в Штатах, костяк же - в Европе, где и участвует в состязаниях. Его составляют иностранцы, а также лучшие из американских гонщиков.

-Словом, в Америке вы и не бываете?

- В США проводилась одна приличная многодневка - "Тур Дюпон", но и та прекратила существование в прошлом году. В других гонках на американском континенте я участвовать не собираюсь. Они несравнимы с европейскими.

-В прошлом вы, помнится, жили в Бельгии. Где же обосновались теперь?

- В испанском курортном местечке Тарагона. Это в 150 километрах южнее Барселоны. Между прочим, излюбленный курорт у россиян среднего достатка.

-Что побудило сменить место жительства?

- В Испании комфортнее. По крайней мере можно хорошенько отдохнуть. И море рядом, и горы - природа замечательная.

-Из "наших" с кем-нибудь видитесь?

- Разве что с питерской командой "Локосфинкс", в которой под началом Кузнецова собраны ведущие российские трековики. Между прочим, в ней я и начинал. Теперь она базируется как раз в Тарагоне. Собирается преобразоваться в профессиональный клуб.

-Трековый?

- Нет, шоссейный. Трековых профессиональных команд не существует. Есть трековые программы, в которых принимают участие те же, кто состязается в шоссейных гонках. В принципе с недавних пор в велоспорте больше нет деления на профессионалов и любителей. Есть элита с контрактами и гонщики без оных. Чтобы получать допуск к приличным соревнованиям, надо иметь статус элиты. К нему и стремится "Локосфинкс".

-Таким образом, грядет рождение второй российской профессиональной команды?

- Да. Если "Рослотто" не умрет естественной смертью.

-Сегодняшнее критическое положение "Рослотто" вызвано отсутствием финансирования со стороны государственных структур. Кто же субсидирует питерскую команду?

- У нее есть собственные источники финансирования, с государством не связанные. Будут результаты - будут и спонсоры.

-Надо полагать, что на первых порах эта команда будет находиться как бы во второй лиге?

- Конечно. Надо зарабатывать рейтинг. А для начала она рассчитывает пробиться на достаточно солидные гонки в Испании и Франции.

-Перед "Тур де Франс" вы приняли участие в чемпионате России. Даже выиграли его. Не могли бы дать оценку сегодняшнему положению в велоспорте страны?

- Ничего радужного. Остался ряд гонщиков-профи хорошего уровня, а пополнение минимальное. Пытаются подготовить молодняк в Питере, Самаре, кое-где еще, но это далеко не то, что было. Существовала прочная пирамида. Рейтинговый лист включал более тысячи человек. А теперь нет ни календаря соревнований, ни самих гонок. Организовывают иногда кое-что на коммерческой основе. Однако по сравнению с прежними временами это - пародия. В советское время действовало несколько десятков школ, на основных гонках за высшие места боролись семь-восемь человек. Сейчас этого нет и в помине.

-С чем вы связываете происшедший спад?

- У людей появились другие жизненные цели. Никто не поддерживает спорт. Любительский спорт если и держится, то благодаря отдельным энтузиастам, но это до поры до времени.

-Вам, простите, 31 год. Посоревнуетесь еще года три-четыре. Потом уйдете. Закончат Тонков, Берзин и другие. Что же дальше у российского велоспорта? Пустота?

- Таланты есть. Надо с ними работать. Они просто лишены соревновательной практики и серьезной конкуренции, без которых нельзя прогрессировать.

-Вы выиграли недавнее первенство России. В то же время, скажем, Берзин и Тонков в нем так и не приняли участия, хотя национальная велосипедная федерация постановила, что это обязательное условие для включения в сборную страны. Как вы относитесь к их поступку?

- Наши спортивные чиновники совершенно напрасно выдвигают ультиматумы. Учтите, что чемпионаты России проводятся в канун такого значительного соревнования, как "Тур де Франс". Ладно еще, если они устраиваются в Москве или Санкт-Петербурге. Прилетел, проехал и улетел. А то ведь в какой-нибудь Тмутаракани, куда еще добраться надо. И дорога, между прочим, целиком за свой счет. Не оплачивают ничего - абсолютно! И в то же время участвовать обязывают.

-Тем не менее вы приняли участие в чемпионате.

- Только потому, что он состоялся в моем родном Питере. Хотелось заодно и дома побывать. А так за последние восемь лет я участвовал в чемпионатах страны только три раза. И большой вопрос, приеду ли в Россию через год, договариваешься с организаторами соревнований, а финансовые условиями ими не соблюдаются. Зачем мне лишняя головная боль?

-Чтобы без проблем попасть на чемпионат мира.

- На него при большом желании можно прорваться и минуя чемпионат страны.

-Как же обойти запретительный пункт федерации?

- Видите ли, сейчас чиновники поставили условие, но мы, профессиональные гонщики, можем собраться вместе и тоже выдвинуть свои требования. И тогда они заплачут, потому что вообще не укомплектуют сборную. Россия просто не будет участвовать в чемпионате мира.

-Разве вы, "профи", поддерживаете между собой тесные отношения?

- Нет. Но в случае необходимости мы можем принять ответные меры. Я не против чемпионатов страны, однако их надо нормально организовывать. Нет денег - нечего лезть. А если есть - а они наверняка имеются, только неизвестно, в чьих карманах оседают, - то не заставляйте гонщиков брать все расходы на себя.

Итак, очевидно одно: не все ладно в российском велосипедном королевстве. Хочется надеяться, что в нем все-таки не разразится междуусобица. подобная той, что поразила наш хоккей и время от времени дает о себе знать в других видах спорта.