Газета Спорт-Экспресс от 27 марта 1997 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 4

27 марта 1997

27 марта 1997 | Гандбол

ГАНДБОЛ

Дмитрий ТОРГОВАНОВ

КАЖДАЯ ИГРА ЗДЕСЬ - НАСТОЯЩАЯ БИТВА

ДОСЬЕ "СЭ"

Дмитрий ТОРГОВАНОВ

Родился 5 января 1972 года в Ленинграде. Гандболист.

1987 по 1996 год выступал за команду "Нева". С 1996-го играет в клубе "Валлау-Массенхайм" (Германия).

Чемпион мира (1993), Европы (1986) и России (1993). По итогам мирового чемпионата-93 первенства Европы-94 (серебряная медаль) и Олимпиады-96 включался в символические сборные мира.

По окраинам Рюссельсхайма, расположившегося неподалеку от Франкфурта, разбросаны белые корпуса автоконцерна "Опель". А на центральных улочках та же картина, что и во всех немецких городках: стерильная чистота и безмятежная тишина. Иногда, правда, эту провинциальную идиллию нарушают оглушительный бой барабанов, рев медных труб и нестройный хор толпы, доносящиеся из "Вальтер-Кабель-Галле", где проводит свои домашние матчи один из сильнейших клубов гандбольной бундеслиги "Валлау-Массенхайм". С августа 1996 года в этой команде играет российский легионер Дмитрий Торгованов.

-Как вы оказались в Германии?

- Руководители "Валлау-Массенхайма" связались с Вольфгангом Гютчевым - гражданином Германии, являющимся одновременно вице-президентом Федерации гандбола России. Тот созвонился с нашим начальством, переговорил с Максимовым, и мой вопрос был решен. Гютчев, прекрасно знающий русский язык, работает с нашими гандболистами с 1993 года: помогает сборной, решает организационные вопросы, налаживает контакты с западными федерациями и клубами.

-А как вы отнеслись к возможности выступать в Германии?

- Конечно же, я хотел играть в бундеслиге, где собрался сегодня чуть ли не весь цвет мирового гандбола. После решения по делу Босмана немецкие клубы получили возможность приглашать любое количество иностранцев из стран Европейского сообщества плюс еще двоих игроков из государств, не являющихся членами ЕС. В итоге ведущие команды Германии теперь как минимум не слабее многих национальных сборных. Пожалуй, лишь испанские клубы, которым еще раньше было разрешено приглашать по 3 иностранца, в состоянии с ними потягаться.

-Как выглядят на этом фоне российские команды?

- Когда-то, еще в бытность Советского Союза, у нас был очень сильный чемпионат. Помню время, когда 5 из 6 европейских клубных турниров выигрывали наши команды. Сейчас, увы, все в прошлом - ведь столько талантливых игроков уехало за границу. Только 2 - 3 российские команды показывают сегодня гандбол достаточно высокого уровня. Остальные, как говорится, в разобранном состоянии. Среди них, к сожалению, и моя родная "Нева". Отсюда и отсутствие интереса к российскому чемпионату у болельщиков. На трибунах, как правило, тихо сидят всего несколько человек. Мы по этому поводу невесело шутили: "Сегодня собрались родные и близкие"...

На матчах же немецкого чемпионата совершенно другая картина: всегда переполненные Дворцы спорта, болельщики с флагами и барабанами, любители автографов не дают шагу ступить, кругом фотографы, журналисты. Кстати, о нашем виде спорта в Германии пишут очень много, здесь есть даже специализированные гандбольные газеты и журналы. В общем, выступать в такой обстановке довольно приятно.

-Что еще характерно для немецкого чемпионата?

- Как ни странно, судейство здесь довольно слабое, уровень арбитров явно ниже, чем класс игроков. Может быть, поэтому матчи проходят очень жестко, если не сказать грубо. Каждая игра превращается в настоящую битву, где нужно проявить немало мужества и даже отваги.

-Похоже, что все это у вас неплохо получается, ведь вы почти все время на площадке.

- Да, адаптация прошла нормально. Команда встретила меня хорошо, все относятся очень дружелюбно. В первое время, когда не знал по-немецки ни слова, ребята много помогали, ходили со мной по всем инстанциям, возили на машинах, по десять раз все объясняли. На первых порах шефство надо мной взял Инго Майер - наш крайний игрок. Он родом из ГДР и может сносно объясняться по-русски. Ну а сейчас переводчик уже и не нужен. Когда только приехал, клуб нанял для меня учительницу. Ее зовут Маргарита, она немка из России, в свое время, кстати, преподавала в Санкт-Петербурге. И, конечно, очень много дало мне постоянное общение на немецком с игроками, тренерами, массажистами.

-Что представляет собой сегодня "Валлау-Массенхайм"?

- Это команда с традициями, дважды выигрывавшая чемпионат Германии и дважды побеждавшая в розыгрыше Кубка страны. Клуб отнюдь не бедный. Среди его спонсоров - известнейшая фирма Tetra Pak, изготовляющая почти все бумажные упаковки в Германии, компания по выпуску спортивной экипировки Lotto, пивной концерн Licher и многие другие. Все это дает возможность приглашать игроков экстра-класса. У нас выступают чемпионы мира 1995 года французы Фредерик Волле и Марк Вильтбергер, вратарь сборной Швейцарии Петер Хюрлиманн, ведущие игроки сборной Германии Мартин Швальб, Маркус Баур, Томас Шефер. Естественно, с таким составом перед командой в начале сезона ставилась задача выиграть чемпионат Германии, но после неудачного старта с мечтой о золоте пришлось расстаться. Теперь перед нами цель поскромнее - завоевать одну из путевок в европейские клубные турниры.

-Первую половину сезона "Валлау-Массенхайм" возглавлял исландский тренер Кристиан Аразон. Теперь на смену ему пришел хорват Велимир Кляич. Что изменилось в команде?

- Кляич - известнейший тренер, приведший сборную Хорватии к победе на Олимпиаде-96. Интересно, что еще в ходе турнира в Атланте у него возникли серьезные разногласия с руководителями хорватской федерации, которые сразу же после Олимпиады, несмотря на все заслуги Кляича, отправили его в отставку. Но, думаю, когда подойдет время главных турниров, на родине о нем снова вспомнят.

Огромный авторитет у Кляича и в Германии, где он много лет проработал в бундеслиге с различными клубами. При Кляиче игра команды стала стройнее, динамичнее - сказывается огромный объем работы на тренировках. Вообще, физической подготовке здесь уделяют очень много внимания. Андрей Лавров, защищающий ворота "Нидервюрцбаха", рассказал мне, что после каждого матча все игроки его команды в обязательном порядке пробегают 8-километровый, как тут говорят, восстановительный кросс. Этой участи не может избежать даже он, 36-летний вратарь. Кстати, Андрей выступает тут здорово. В матче "Валлау-Массенхайм" - "Нидервюрцбах" он нас просто похоронил, отразив 26 (!) бросков после выходов один на один.

-Вы живете в Германии уже почти 8 месяцев. Привыкли к местной жизни?

- К хорошему привыкаешь быстро. Все бытовые и материальные проблемы у меня решены - только играй, показывай все, на что способен. Приятно, конечно, что можно спокойно вечером гулять по улицам, ужинать в ресторанах. Два года тому назад в санкт-петербургском кафе "Морской клуб", куда мы с женой и товарищем зашли вечером посидеть, к нам привязались шестеро подвыпивших хулиганов, нагло потребовавших заплатить за их ужин. После того как мы отказались, они полезли в драку. Я, разумеется, не Жан-Клод Ван Дамм и, несмотря на все свои старания и неплохую физическую подготовку, был изрядно избит, месяц потом синяки и ссадины заживали. Представить себе нечто подобное здесь просто невозможно. Как не совсем понятны для русского человека и некоторые местные обычаи: например, вместе пришедшие в ресторан парень и девушка платят каждый за себя. Такое у них воспитание, так привыкли.

Ефим ШАИНСКИЙ

Рюссельсхайм