Газета Спорт-Экспресс от 19 февраля 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

19 февраля 1997

19 февраля 1997 | Шахматы

ШАХМАТЫ

Гарри КАСПАРОВ

Я БЛИЗОК К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МЕЧТЫ ЖИЗНИ - СОЗДАНИЮ ШАХМАТНОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Линареса

С чемпионом мира мы встретились в назначенное время в ресторане отеля "Анибал". Гарри был слегка простужен, покашливал и держался за горло. Сначала он мрачновато предупредил, что долгим наше интервью не будет: он должен ехать в другой город. Однако, как это с ним обычно бывает, постепенно увлекся, и мы проговорили почти час.

-Гарри, это был ваш седьмой "Линарес" и четвертая победа на нем - кроме вас столько тут не выигрывал никто. Поздравления от "СЭ"!

- Спасибо. Мне это тем более приятно, что турнир в Линаресе имеет особый статус. По устоявшейся традиции его победитель получает некое моральное право долгое время диктовать остальному шахматному миру свои условия...

-А зажила уже рана, которую вам нанесла неудача на "Линаресе"?

- Это была не то чтобы рана, а скорее заноза, которая до сих пор напоминает о себе и, наверное, будет напоминать всю жизнь. Тогда ведь произошло невероятное, хоть я и не кричал об этом на каждом углу: Карпову поразительно везло, он выигрывал даже проигранные позиции! Однако результат остается результатом. Именно тот турнир, а не все эти сомнительные титулы, и создал так называемое двоевластие в шахматах. Ни до "Линареса"-94. ни после него Карпов ничего сверхъестественного не демонстрировал. В 94-м же, видимо, расположение светил было для него особо благоприятным. И когда три года спустя после той трагической для меня неудачи я вновь собирался на линаресский турнир, то, конечно же, не мог не думать об этом "эффекте Линареса"... Но примерно за неделю стало ясно, что Карпова здесь не будет. Ну что ж, это его дело, играть или не играть. На мой взгляд, он понимал, что в его нынешнем состоянии играть, действительно, не имело смысла. Ехать, чтобы после шестого места в Лас-Пальмасе занять, скажем, четвертое в Линаресе? Турнир-то здесь очень жесткий...

-Вы ожидали такую острейшую конкуренцию со стороны Владимира Крамника?

- Когда мы с моим тренером Юрием Дохояном просмотрели перед началом состав участников, то решили, что скорее всего именно Крамник и будет самым опасным соперником. Потому что он - самый спокойный, самый уравновешенный и своей игрой напоминает мне молодого Карпова.

-Карпова?!

- Да, как ни странно. Его, как и Карпова, отличает желание добиться результата с минимальными затратами энергии.

-А неужели после триумфа в Лас-Пальмасе Ананда вы совсем не рассматривали его в качестве конкурента?

- Мог, конечно, и Ананд оторваться, если бы играл так же хорошо, как в Лас-Пальмасе, однако его подкосил первый тур. Он боролся со мной в той партии изо всех сил. атаковал, но не успел вовремя сделать ничью. В позиции, где надо было уже думать о спасении, он по инерции сделал парочку псевдоактивных ходов - и проиграл. Добил же его третий тур. Он считал, что выигрывает партию у Пикета, а там получилась уникальная "крепость". И Ананд, не отличающийся особой психологической устойчивостью, "поплыл".

-Раз уж вы снова вспомнили Лас-Пальмас, то как объясните такой парадокс: там у вас не нашлось настоящего конкурента, а здесь получилась такая лихая гонка вплоть до последнего тура?

- В Лас-Пальмасе был слишком высок, скажем так, порог сопротивляемости игроков, поэтому много очков там заведомо никто не мог набрать. К тому же нагрузку на нервную систему в Лас-Пальмасе вполне можно сопоставить с той, которую испытывает шахматист, играющий матч на первенство мира. Поэтому крах Иванчука в начале нынешнего турнира - это всего лишь следствие тяжелейшего стресса, который он испытал там. В Лас-Пальмасе многие просто не выдержали этого колоссального напряжения. Там ставка была другой, все играли зажатые, поэтому так мало получилось хороших, цельных партий. Я могу отметить лишь несколько: Ананд - Карпов. Крамник - Иванчук. Топалов - Крамник. Каспаров - Иванчук... А так сплошь - серьезные ошибки, неточности, защитные ходы лучше, чем атакующие, что, в общем-то, характерно для матчей на первенство мира. К тому же уровень участников там был примерно одинаковый, отсюда такая нервная и напряженная борьба. Не понимая этого, многие в Линаресе поначалу иронизировали: посмотрите, мол, как играют лас-пальмасские герои Иванчук с Топаловым! Однако к концу тот же Топалов разыгрался, начал всех рвать в клочья и сразу стало ясно, кто он такой.

-А вам довелось испытать, кто такой Иванчук. Вы так расстроились, проиграв ему, что даже забыли поздравить Василия с победой...

- Объяснить это можно только горячкой цейтнота - я ведь просрочил время. Оказался в трансе, жутко обидно было: стоял на выигрыш, а вместо этого проиграл. В целом же я рассматриваю поражение от Иванчука, как дополнительный стимул, который заставил меня выигрывать в последнем туре у Крамника. Если бы результат партии с Иванчуком был более закономерным, то у меня могло появиться искушение сделать ничью с Крамником, чтобы малой кровью завоевать первый приз.

-Кто сейчас, на ваш взгляд, второй шахматист мира Ананд, Крамник или Топалов, добившийся впечатляющих успехов в прошлом году?

- Второй - понятие расплывчатое. Любой из названных троих мог бы по совокупности успехов претендовать на то, чтобы считаться вторым. Но это не значит, что каждый из них сумел бы выиграть матч у Карпова, потому что матчевая борьба - это совсем другое дело. По стабильности, по подходу к шахматам второй сейчас, по всей видимости, Крамник. Хотя и с Топаловым бороться будет непросто, и с Анандом. Но все же именно Крамник - второй в данный момент шахматист мира.

-Говорят, что вы играете с ним уже не совсем уверенно. Это правда?

- Доля истины в таком утверждении есть. Хотя гораздо большую неуверенность я испытываю, играя с Лотье, шахматистом, с моей точки зрения, заметно уступающим большинству участников турнира в Линаресе. После наших с ним девяти партий он ведет 5:4, имея две победы при единственном поражении. Таким счетом встреч со мной не может больше похвастаться ни один шахматист из первых пятидесяти. Что же касается Крамника... Я ведь проиграл ему здесь, в Линаресе, в том самом 94-м, и это отложилось в моем подсознании. Потом я проиграл Крамнику в Москве, чуть позже - в Нью-Йорке, то есть он победил меня на трех соревнованиях подряд! Правда, я отыгрался в Новгороде, затем даже вышел вперед, но он вновь обыграл меня... Будешь после этого испытывать некоторый дискомфорт, встречаясь с Крамником! Поэтому заключительная партия нынешнего турнира была исключительно важной во всех смыслах, так как ей предстоит сыграть особую роль в наших с ним отношениях.

-Считаете, что теперь вы захватили психологическую инициативу? А не кажется ли вам, что Крамник в решающей партии с вами чуть-чуть спасовал? Ведь, насколько я помню ваши предыдущие головоломные поединки с ним, обычно он предпочитал идти по пути наибольшего сопротивления, отстаивая свои творческие воззрения, а тут вдруг перешел на игру "с листа"...

- Почему вдруг? Совсем не вдруг. У Крамника довольно ограниченный дебютный репертуар, и он понимает, что к нему могут "пристреляться". Со мной свой излюбленный "меран" он уже в Лас-Пальмасе не играл, а староиндийскую... Скажем прямо, он ее неудачно разыгрывал. Поэтому перед ним неизбежно встал трудный вопрос: что играть? Кстати, я ведь решающую партию тоже в какой-то степени играл "с листа": не мог же я, в конце концов, догадаться, что будет защита Нимцовича!.. Но сказались мои более обширная эрудиция и опыт разыгрывания подобных позиций.

-А искушения разыграть любимый вами вариант защиты Нимцовича с ходом 4.Фс2 не было?

- Ну зачем же играть то, к чему он наверняка готовился? Нет, я специально пошел на длительную борьбу в варианте 4.е3. отказавшись от различных атак в расчете на лучшие знания.

-Предстоящий ваш матч с Анатолием Карповым - это что, возможность поставить жирную точку в многолетней борьбе на высшем уровне? Ведь Карпов является внеочередным вашим соперником. Он не отбирался на матч с вами, а пришел из "другого измерения", которое вы игнорируете...

- Здесь на самом деле все упирается в мои собственные моральные обязательства. Я считаю, что чемпион мира должен каждые два года защищать свой титул. С кем я должен сейчас играть? Репутация сильного матчевого бойца у Карпова настолько высока, что он как соперник не вызывает сомнений.

-У кого не вызывает? У профессионалов, игравших в Линаресе, сомнения имеются...

- А почему же эти профессионалы на протяжении трех лет ни разу не сказали, что вся кампания Карпова базируется только на результате "Линареса"-94? И когда они сегодня говорят, что Карпов не имеет права на такой матч, мне хочется спросить их, а где вы раньше были? И потом, что я должен делать? Вот вчера Тимман мне говорит: надо организовывать цикл. Надо - организовывайте. Что, я буду его организовывать, а вы опять меня будете критиковать? Не хочу ничего организовывать! А играть сегодня мне кроме Карпова - для общественности - просто не с кем. Все-таки он - чемпион мира ФИДЕ, выигравший некое соревнование, которое я могу считать параллельным циклом. Был один цикл, который выиграл Ананд, и второй, который выиграл Карпов. Другое дело, что ослабление игры Карпова сегодня таково, что матч этот вызывает вопросы уже не только у профессионалов, но и у наиболее прозорливой части простых любителей шахмат. Ведь он уступает мне в рейтинге порядка ста очков. Но я должен играть каждые два года! Есть достойный соперник, нет достойного соперника - должен играть.

-Однако неизбежно наступит время, когда у вас появится по-настоящему опасный противник. Возможно, это будет Крамник, возможно, Ананд, возможно, Топалов...

- Ананд - вряд ли.

-Посмотрим, но я о другом. Какой, на ваш взгляд, должна быть процедура выхода претендента на матч с вами?

- Я полагаю, что инициативу должны проявить сами потенциальные господа претенденты. Мне думается, что система больших отборов - сто человек в межзональном турнире и тому подобное - безнадежно устарела. На смену ей должна прийти оперативная схема, позволяющая отбирать сильнейшего на данный момент. Как она будет выглядеть целиком, я не знаю. Только венчать отбор, наверное, должен круговой турнир типа лас-пальмасского. в котором несколько человек в два или в четыре круга будут решать вопрос с претендентом. Система должна быть очень простой. Под чьей эгидой будет проводиться отбор, меня, честно говоря, не волнует. Думаю, что сейчас мы перейдем под эгиду спонсоров, как это везде практикуется. Но к ФИДЕ все это никакого отношения иметь не будет - с ФИДЕ я никаких дел вести не хочу.

-А как поживает ваша Профессиональная шахматная ассоциация - РСА?

- РСА допускала перекос в сторону "профсоюзной деятельности", поэтому сейчас она перерегистрирована и перешла в руки людей, которые всю свою сознательную жизнь занимались теннисом и гольфом.

-Эти люди живут в США?

- Да.

-Какие соревнования намерена провести новая организация?

- Мы планируем разыграть "Гран-при" по быстрым шахматам - серию из пяти турниров подряд - в ноябре-декабре. Мы считаем, что надо их проводить именно подряд, чтобы поддерживать интерес к ним со стороны телевидения. Если все будет нормально, то в конце ноября в Кремле пройдет один из таких турниров, а города-кандидаты на проведение остальных определятся в ближайшее время. Организация - наследница РСА - будет концентрировать свою деятельность на быстрых шахматах.

-Призы в турнирах увеличатся?

- Нет, останутся на прежнем уровне.

-А классическими шахматами наследница РСА заниматься не будет?

- Сейчас ею ведется работа по проведению нашего матча с Карповым.

-Когда будут известны его точные сроки и место?

- Надо сказать, что энтузиазм организаторов оказался несколько меньшим, чем предполагал Карпов, и даже меньшим, чем предполагали мы.

- Слышал, что призовой фонд матча - меньше двух с половиной миллионов долларов.

- Дай Бог, чтоб он был таким! Реальная рыночная цена такого матча пониже.

-Лас-Пальмас будет выставлять кандидатуру на его проведение?

- Скорее всего, да, но он пока выжидает, когда появятся другие предложения, так как не хочет переплачивать за заведомо дешевый товар. Американцы, которым я отдал в руки это дело, сейчас прорабатывают другие интересные предложения из некоторых экзотических уголков нашей планеты. Однако если до 10 марта не будут известны точные место, время и призовой фонд - матч не состоится вообще.

-А ваш новый поединок с Ай-Би-Эмовским электронным монстром "Дип Блю"-2 когда начнется?

- 3 мая - первая партия.

-Есть какие-то сведения о том, как идет подготовка суперкомпьютера к схватке с человеком?

- Они все держат в секрете. Известно лишь, что на сей раз машину готовят по-шахматному: гроссмейстер Джоэль Бенджамин ежедневно занимается этим по 8 часов.

-Какие у вас предчувствия перед этим матчем?

- Очень тяжелые. Почему-то многие склонны недооценивать возможности машины, я же чувствую, что меня ждет жесточайшее испытание. Возможно, проблемы у "Дип Блю" останутся, но сила ее игры наверняка возрастет. В прошлом матче она успевала прокручивать в своем электронном мозгу порядка трехсот - четырехсот миллионов ходов в секунду. Теперь быстродействие машины еще более возросло и она может рассматривать все (!) позиции на пять с половиной ходов вперед. Но главная опасность для человека в том, что компьютер будет лучше понимать позицию. Так что у меня впереди во многом очень загадочный матч, к которому я буду крайне серьезно готовиться весь апрель.

-Что еще входит в ваши планы?

- Близится к завершению мой совместный с фирмой Ай-Би-Эм проект по созданию круглосуточного шахматного сервиса на Интернете. Все сделано профессионально, задействованы мощные технические средства. Сервисная связь объединит пять точек: Москва - Тель-Авив - Флорида - Атланта - Лондон. В результате 24 часа в сутки будет функционировать виртуальная шахматная реальность, дающая пользователю возможность послушать лекцию, узнать последние новости, сыграть партию и сделать многое, многое другое. Этим глобальным проектом мы занимаемся одиннадцать месяцев, в него вложена приличная сумма, исчисляемая цифрой с шестью нулями. Проект потребует примерно двухлетней раскрутки, в течение которых будут еще вкладываться деньги, но мы с Ай-Би-Эм верим в большой потенциал идеи. Для меня это - осуществление мечты всей жизни!

-Давайте немного отвлечемся от шахмат. Скажите, в честь кого вы назвали своего сына Вадимом?

- Не в честь кого-то, а просто стремились компенсировать обилие буквы "Р" в фамилии и имени папы.

-Кто будет заниматься воспитанием сына?

- Я сам!

-Вы в Лас-Пальмасе сказали, что мечтаете о том, чтобы сын пошел по вашим стопам...

- Это был неверный перевод. На вопрос, долго ли я собираюсь играть в шахматы, я ответил, что хотел бы, чтобы мой сын увидел меня играющим и выигрывающим. Так что года четыре мне надо еще продержаться, а там можно и уходить со спокойной душой. Я хотел бы, конечно, чтобы и дочь узнала, кто ее папа, но Полина воспитывается в Америке... А сын, думаю, еще увидит папу на сцене, побеждающим в матче на первенство мира!

-Гарри, после некоторого спада у вас сейчас явно новый взлет - Лас-Пальмас, Линарес! С чем это связано?

- С тем, что во многом упорядочилась моя хаотичная, безумная жизнь начала 90-х, завершился полуторагодичный бракоразводный процесс, который к тому же наложился у меня на войну с ФИДЕ. Человеческая психика имеет предел восприятия, и этот предел я перешагнул в те сумасшедшие годы. Кроме того, мне потребовалось немало времени, чтобы полностью модернизировать свою шахматную базу. Посмотрели мы с тренером Юрием Дохояном анализы 80-х годов и поразились, как наивно они сейчас выглядят, хотя для того времени это был прорыв. Вот и пришлось нам с Дохояном и другим моим ближайшим постоянным помощником Александром Ивановичем Шакаровым в течение года доводить теоретическое обеспечение до современного уровня. Работа эта уже стала приносить плоды. Скажем, в Женеве на соревнованиях по быстрым шахматам я почувствовал, что играю сильнее всех соперников, но там были некоторые сбои. В Ереване на Олимпиаде еще больше ощутил свои силы. В Лас-Пальмасе обрел прежнюю абсолютную уверенность. А в Линаресе по-настоящему разыгрался!

-Как, думаете, будет проходить ваш матч с Карповым, если он, конечно, состоится?

- В матчах Карпов играет значительно сильнее, чем в турнирах. Однако, на мой взгляд, у него не хватит энергии на трудную борьбу. Да он, мне кажется, и сам это отлично понимает.

КАСПАРОВ: РЕЙТИНГ FIDE В 90-е ГОДЫ (данные - на 1 января каждого года) - см. в PDF