Газета Спорт-Экспресс от 18 февраля 1997 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 13

18 февраля 1997

18 февраля 1997 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

"ПЕРВАЯ КРОВЬ" ПРОЛЬЕТСЯ В МАРТЕ

Международный союз велосипедистов (UCI), как уже сообщал "СЭ", первым среди всех международных спортивных объединений принял решение проводить обязательный анализ крови перед началом соревнований в "целях заботы о здоровье спортсменов". Официальные лица не скрывают, что эти "цели" - лишь дипломатическое прикрытие борьбы с применением в велоспорте гормонального препарата эритропоэтина (ЭПО).

В обычной жизни эритропоэтин используется как лекарство для больных малокровием. Он усиливает процессы образования красных кровяных телец (эритроцитов), улучшая доступ кислорода к мышцам. Спортсмены же обычно используют ЭПО для повышения работоспособности организма и скорейшего его восстановления после больших нагрузок. Беда лишь в том, что регулярное употребление препарата здоровым человеком рано или поздно делает его кровь вязкой, что в свою очередь приводит к многочисленным заболеваниям сердечно-сосудистой системы.

Отличие эритропоэтина от других видов стимуляторов заключается еще и в том, что анализ крови, не говоря уже о принятом пока в спорте для допингтеста анализе мочи, практически не дает возможности обнаружить ЭПО в организме. Понятен соблазн велогонщика воспользоваться неуловимым для допингконтроля стимулирующим средством, даже следы употребления которого исчезают из крови спустя всего-то несколько секунд. Ведь единственным признаком применения препарата может быть только повышенное количество эритроцитов. Однако то же самое показывает анализ, взятый у больных, страдающих избытком красных кровяных телец, или же просто у людей, обладающих нестандартными физиологическими данными.

"Превышение лимита красных телец не является доказательством приема эритропоэтина, - заявил глава медицинской комиссии UCI доктор Лион Шратенберг, - поэтому мы не собираемся дисквалифицировать гонщиков. Но сверхнормативное число эритроцитов определенно указывает на проблемы со здоровьем спортсмена. Гонщик, чей анализ крови покажет их избыток, будет снят с соревнований, так как мы не можем позволить больному человеку рисковать своей жизнью в условиях сверхнагрузок". Подобная деликатность формулировки подчеркивает сложность положения, в котором оказался UCI. На сегодняшний день не существует методики выявления эритропоэтина. Косвенные признаки также не могут подтвердить (или опровергнуть), что спортсмен пользовался ЭПО. Между тем ряд скандалов, связанных с его применением, не позволяет отложить проблему до лучших времен. "В течение года наши специалисты разработают методику обнаружения эритропоэтина в моче спортсмена", - пообещал президент UCI Хайн Вербрюгген.

Напомним, осенью прошлого года экс-гонщик команды "Телеком" Уве Амплер обвинил нынешних лидеров немецкой велогруппы, в частности, победителя "Тур де Франс"-96 датчанина Бьярне Рийса, в использовании ЭПО. В ответ Рийс назвал немецкого гонщика идиотом, а спортивный директор команды пригрозил привлечь Амплера к уголовной ответственности. Тем, правда, дело пока и кончилось. Однако усилились подозрения, что все больше гонщиков используют ЭПО. Это подтвердил, в частности, один из известных российских специалистов велоспорта Сергей Ердаков.

Любопытно при этом, что инициатива принятия решения UCI исходила от синдиката итальянских велосипедистов, который возглавляет двукратный чемпион мира Джанни Буньо. Спортсмены одобрили и идею проведения анализа крови во время соревнований: руководство Международной ассоциации гонщиков-профи - организации, представляющей интересы велосипедистов, дала зеленый свет на проведение тестов. "Без них у нас ничего не вышло бы, - утверждает Хайн Вербрюгген. - Медицинская комиссия UCI всегда была против проведения анализа крови без одобрения гонщиков".

Для уточнения технических деталей создана специальная комиссия, в которую вошли как официальные лица Международного союза велосипедистов, так и представители команд. Основной задачей, стоящей перед комиссией, является определение нормативов содержания красных кровяных телец у здорового спортсмена. Сделать это не так просто, как кажется на первый взгляд. Где, к примеру, гарантия, что уникальный организм велогонщика не способен адаптироваться к тяжелым нагрузкам, вырабатывая повышенное количество эритроцитов? Иллюстрацией к вышесказанному может служить история с тем же Буньо, одним из инициаторов кровяного контроля, в свое время дисквалифицированного по подозрению в употреблении другого допинга - тестостерона. Спустя некоторое время более тщательный анализ в кельнской лаборатории показал, что положительные пробы тестов были вызваны вовсе не употреблением гормонального препарата. Уникальный организм Буньо естественным образом вырабатывает повышенное количество тестостерона. Велогонщик был восстановлен в своих правах. Однако это не вернуло Буньо ни затраченной нервной энергии, ни возможности участия в пропущенной гонке.

Главный специалист медицинского центра Олимпийского комитета России Юлий Богданов (кстати, долгое время работавший со сборной СССР по велоспорту) не отрицает необходимости кровяного допингконтроля, но при этом делает некоторые оговорки: "До сих пор анализ крови при проведении допингконтроля в качестве эксперимента брали в лыжных гонках и во время некоторых коммерческих турниров по легкой атлетике. И только. А все потому, что сама процедура порождает немало юридических вопросов и проблем этического характера. Как, к примеру, убедить пройти контроль на кровяной допинг мусульманина, если это противоречит его религиозным убеждениям? А как уговорить сдавать кровь спортсмена, который панически боится заражения СПИДом?.."

Как бы то ни было, первые тесты на кровь UCI планирует провести уже в марте, во время гонки Париж - Ницца.

Никита КИМ