Газета Спорт-Экспресс от 6 февраля 1997 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 13

7 февраля 1997

7 февраля 1997 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР 19-й КАТЕГОРИИ

СМЕРТЬ КОРОТКИМ НИЧЬИМ

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Линареса

Перед началом турнира уже упоминавшийся мной в предыдущих репортажах его экс-технический директор сеньор Луис Рентеро запальчиво говорил: "Ну что за турнир был в Лас-Пальмасе? Стыдно смотреть на таблицу: гроссмейстеры сыграли большинство партий вничью, забрали миллион долларов и уехали? У нас в Линаресе такое просто невозможно!"

Ревность дона Луиса к островитянам, которым удалось провести турнир невероятной - 21-й категории, понять можно. Ну а что до ничьих, то они ведь разные бывают. В Линаресе в первом туре лишь одна партия завершилась вничью, но тем не менее сеньор Рентеро, увидев происходящее на мониторе, аж подскочил в кресле и грозно оглядел зал: дескать, ну, ребята, это вам даром не пройдет! 14 с половиной ходов сделали в этой партии Владимир Крамник и Борис Гельфанд, после чего отправились набираться сил для более серьезных сражений. Сергей Долматов, тренер Крамника, будучи абсолютно уверенным в том, что у его подопечного большущий перевес за пожертвованную пешку, вышел из зала позвонить домой в Москву. А когда вернулся, никак не мог поверить своим глазам и трижды спросил у меня: "И давно они закончили?" Затем Сергей поскреб в затылке и пошел искать своего могучего подопечного.

К счастью, эта суперкороткометражка была единственным исключением из правила сеньора Рентеро, которое гласит: "Смерть" коротким ничьим!" Пять остальных партий протекали в исключительно острой борьбе и закончились победой одной из сторон. Причем трижды выиграли черные и дважды - белые. В центре внимания была, конечно, партия недавних соперников по борьбе за мировую шахматную корону - Гарри Каспарова, чемпиона мира и 1-го номера мировой классификации, и Виши Ананда, занимающего в рейтинг-листах FIDE и РСА 2-е место.

Индийский гроссмейстер играл белыми и привычно двинул вперед свою королевскую пешку. Каспаров, пришедший к началу тура как всегда вовремя, не изменил своим привычкам, избрав сицилианскую защиту. Про точность чемпиона я обмолвился не случайно. Должен принести извинения Каспарову за ошибочное упоминание его мнимых опозданий в своих репортажах из Лас-Пальмаса. Я не знал, что там была пятиминутная сдвижка, которая действовала не только в первом туре, как сказал мне главный арбитр, но и во всех последующих. Остальные участники приходили пораньше, а Каспаров - точно к началу.

Партия Ананд - Каспаров развивалась по классическим сицилианским канонам. Ананд на этот раз не стал надвигать пешки королевского фланга, как он это делал в партии последнего тура с тем же соперником на турнире в Лас-Пальмасе, а предпочел более спокойные, позиционные действия. Подобный рисунок неоднократно встречался в партиях Льва Полугаевского и Бобби Фишера. Ключевым в позиции было центральное поле е5. Нечасто увидишь в одной партии два продвижения е7 - е6 и е6 - е5, а в этом поединке было именно так. Дважды возникала на поле f4 белая пешка - и дважды ее встречал кинжальный удар пехотинца "е", возрождавшегося как птица феникс из пепла на этом заколдованном поле. Вторая волна атаки - и белая пешка "f" все же прорывается на f5, стремясь побыстрее завязать рукопашную с другим пехотинцем черной армии - "d". Но тот просто прошел мимо: 31...g5! Ход оказался настолько блестящим и неожиданным для всех, кто наблюдал за партией, он так явственно подчеркивал крах всей стратегической линии белых и дальновидную политику предводителя черного войска, что сразу стало ясно: Ананд переигран. Только что все смотрели на монитор и интересовались друг у друга: "Как вы думаете, у Ананда лучше или Каспаров все же сохраняет равенство?" И вдруг как камень-валун с горы сваливается на голову Ананду этот d6 - d5... Да, Каспаров - это Каспаров, вот почему он является чемпионом.

Когда в предыдущем репортаже я писал о причудах жеребьевки этого турнира - в результате ее две пары как бы переигрывали последний тур в Лас-Пальмасе, то предположил, что результат в Линаресе будет другим. И действительно, Каспаров побелил Ананда. Но разве могло прийти мне в голову, что с Василием Иванчуком, проигравшим Веселину Топалову в Лас-Пальмасе грубым "зевком", случится то же самое и в Линаресе!

Редко услышишь из уст очень деликатного тренера Топалова такую нелестную оценку соперника: "Очень плохая игра!" Веселин пожал плечами: "Да он просто "зевнул". Самооценка же Василия была жестока и беспощадна: "Это - не игра, это - кошмар! Если бы вы только знали, сколько раз я "зевал" в этой партии. Он мог выиграть и раньше". И тут же Иванчук вновь заговорил о своем желании бросить шахматы. На год-другой, а может, и навсегда. Грустно было это слышать от шахматиста, которого считают олицетворением творческого подхода к королевской игре и в котором еще совсем недавно многие видели соперника чемпиона мира в борьбе за высший титул...

Единственная женщина в этой битве гигантов, бесстрашная шахматная амазонка из Венгрии Юдит Полгар приехала в Линарес в сопровождении мамы Клары и тренера Льва Псахиса, проживающего сейчас в Израиле. За партией Юдит с Предрагом Николичем я наблюдал вместе с ними, и Клара предложила мне страховочное пари, когда я сказал, что ее дочка победит Николича. Жаль, что мой старый и добрый знакомый Псахис отговорил маму Полгар от пари: "Поверьте, Клара, против своих лучше не ставить".

Юдит сняла уже много мужских скальпов во французской защите - не один десяток, надо полагать. Когда против нее применяют французскую, она играет с подкупающей прямотой: просто хочет поставить мат королю соперника - и все дела. Количество материала, которое при этом придется пожертвовать, ее мало волнует. Одному из главных умельцев по части французской защиты, гроссмейстеру Евгению Барееву, Юдит умудрилась пожертвовать аж пару ладей - и дала-таки мат! Потом, правда, было обнаружено, что Юдит могла не только не дать мат, но и проиграть партию, но кого волнует это "потом"? Я говорил Льву Псахису: "Разве так играют - не трогая коня и слона, выводить ладью по краю и на мат?" Сидевший рядом Долматов покосился на Псахиса и добавил: "Да она не знает, как ходит конь..." Отвечая на мой вопрос, семейный тренер клана Полгар (Псахис тренировал и Жужу Полгар, приведя ее, между прочим, к короне чемпионки мира) был афористичен: "Да, так не играют, но будут играть!"

Не знаю, способен ли еще кто-нибудь кроме Юдит ринуться вперед без оглядки на королевском фланге и пропустить пару черных пешек на противоположном участке. Еще немного, и черные пешки "а" и "b" сидели бы на трубе, то есть стали бы ферзями. Но каким-то непонятным образом храбрый белый король пришел туда, где их собирались повышать в звании, и... съел проходимцев! Надо сказать, что происходило это мероприятие уже в жесточайшем цейтноте. Он был очень большой у Николича и не очень - у Юдит, потому что для Юдит не бывает больших цейтнотов: она "двухминутки" играет, как богиня Каисса! Николич загрустил, растерялся и "скатил" партию под откос. Жаль, не дал мне Псахис выиграть пари у мамы Полгар.

Наблюдавший за партией своего подопечного Алексея Дреева с Майклом Адамсом международный мастер Александр Филиппенко поначалу был вполне доволен - черным удалось получить хорошую игру. Но когда Алексей на 12-м ходу пошел на дикую комбинацию с жертвой качества, Филиппенко в сердцах воскликнул: "Обалдел Леша, что ли?!" Возникающая позиция таила немало опасностей для белого короля, попадавшего под рентген чернопольного слона черных, но в ней была и не меньшая угроза лично Дрееву, который без качества оказывался на грани поражения. На этой грани он балансировал в течение всего вечера и прекратил сопротивление только на 54 м ходу - дольше всех играл. "А ведь я считал Лешу осторожным шахматистом", - произнес Филиппенко, работающий с Дреевым уже несколько лет. Я не стал уточнять, обрадован ли таким открытием тренер или огорчен.

Объясняя причину своего проигрыша Йеруну Пикету, Алексей Широв сказал, что переоценил позицию: она, мол, обещала больше, чем дала. В испанской партии фигуры белых завязли на королевском фланге, их ладья вынуждена была дорого продавать свою жизнь, белые рассчитывали на проходные пешки в центре, но они, увы, не прошли...

После первого тура: Майкл Адамс (Англия), Гарри Каспаров (Россия), Йерун Пикет (Нидерланды), Юдит Полгар (Венгрия) и Веселин Топалов (Болгария) - по 1 очку, Борис Гельфанд (Белоруссия) и Владимир Крамник (Россия) - по 1/2, Вишванатан Ананд (Индия), Алексей Дреев (Россия), Василий Иванчук (Украина), Предраг Николич (Босния и Герцеговина) и Алексей Широв (Испания) - по 0.

Первый тур: Адамс - Дреев - 1:0. Полгар - Николич - 1:0. Вишванатан Ананд - Каспаров - 0 - 1. Иванчук - Топалов - 0:1. Широв - Пикет - 0:1. Ничья: Крамник - Гельфанд.

Диаграммы партий смотрите в формате PDF