Газета Спорт-Экспресс от 20 декабря 1996 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

20 декабря 1996

20 декабря 1996 | Хоккей

ХОККЕЙ

Сергей ПЕТРЕНКО

В "БАФФАЛО" НАМ ЗАПРЕЩАЛИ ГОВОРИТЬ ПО-РУССКИ

Нападающий сборной России Сергей Петренко на очередном турнире "Известий", похоже, решил показать себя заправским бомбардиром. После двух матчей на его счету 3 очка по системе "гол плюс пас". Причем в обеих встречах экс-динамовец, чемпион мира и олимпийских игр оказался причастным к решающим шайбам: финнам забросил сам, а в игре с чехами ассистировал Королюку, когда тот забивал второй гол. Активная игра Петренко не осталась незамеченной. После встречи со сборной Чехии он принимал поздравления сразу по нескольким поводам: во-первых, с победой, во-вторых, с очередной результативной передачей, и в-третьих, со званием лучшего игрока матча. А поздравлять было кому - друзья обступили Петренко плотным кольцом. Тем более что они не видели Сергея около полугода, которые тот провел в Швейцарии.

-Когда на вас вышел "Давос"?

- Мой агент позвонил в июне и сообщил, что "Давос" хотел бы видеть меня в своих рядах. Контракт швейцарцы предложили неплохой, и в конце июня я туда отправился. Пока на год. Швейцарцев можно понять: они не хотят рисковать и приглашать сразу надолго незнакомого игрока. Посмотрят, оценят, а там, возможно, и новый контракт предложат. Думаю, многое будет зависеть от того, как "Давос" выступит в предстоящем Кубке Шпенглера и, в частности, как там сыграю я. Пока же провел в чемпионате Швейцарии 23 матча и забросил 14 шайб. Последнюю игру пришлось пропустить - пришел вызов в сборную России.

-Первые впечатления от нового клуба?

- "Давос" - команда полупрофессиональная. Рядом с теми, кто зарабатывает на хлеб только хоккеем, играют также ребята, которые трудятся еще где-то на стороне. Конечно, "Давосу" далеко до уровня, скажем, московского "Динамо", хотя есть в нем неплохие игроки, а четверо выступают за сборную Швейцарии.

-С новыми партнерами уже нашли общий язык?

- В начале сезона одним из моих партнеров стал центральный нападающий Кристиан Вебер, игрок национальной сборной. Мы с ним, как мне кажется, здорово сыгрались, многое стало получаться. Но, к сожалению, потом Вебер получил травму и выбыл из строя на два месяца. В том злополучном матче я очень разозлился на обидчика Кристиана и решил заступиться за партнера после того, как его грубо атаковали. В итоге дисциплинарная комиссия дисквалифицировала грубияна на пять игр, а меня, "мстителя", на одну. Видимо, учли, кто больше был виноват в том инциденте. Но от этого не легче. Вебер залечивает травму, а мне определили новых партнеров. Сначала поставили 19-летнего парня. Вроде все неплохо делает, но ему не хватает опыта. А в последних матчах я играл с двумя канадцами - Кеном Яремчаком и Дэном Хадсоном. Мне, пожалуй, повезло еще и в том, что тренер "Давоса" швейцарец Арно Дель Курто - большой поклонник российского хоккея, всегда восхищался игрой нашей первой пятерки еще в сборной СССР. Поэтому ему проще оценить мои, как я полагаю, сильные стороны - обводку, катание, игровое мышление. Хотя иногда тренер упрекает меня за недостаточную жесткость в единоборствах. Бывают матчи, когда нужно играть особенно жестко.

-Но уж этому-то вы наверняка научились за два года, проведенных за океаном?

- Да, после НХЛ я стал намного жестче играть. Появилось больше спортивной злости. Да и отношение к хоккею стало более профессиональным: теперь уж и не помню, когда в последний раз на тренировку опоздал.

-Если уж заговорили об НХЛ, расскажите, как складывались ваши дела за океаном?

- После победного чемпионата мира в Германии в 1993 году было много приглашений из Европы, но до подписания контракта дело так и не дошло. Мой агент посоветовал не торопиться. А потом я отправился в тренировочный лагерь "Баффало Сэйбрз", без контракта, на просмотр. Неплохо выглядел в контрольных матчах: в шести встречах забросил четыре шайбы, сделал две передачи. Хозяева заметили мое усердие, предложили контракт "два плюс один". Первое время, как всем новичкам из Европы, говорили: "Присмотрись, привыкни". А затем дали возможность проявить себя. Правда, поставили лишь в четвертое звено, а что в нем сделаешь, если на льду находишься считанные минуты? Поэтому я и отметился всего четырьмя передачами в 12 первых матчах. Тогда решили меня отправить в фарм-клуб, чтобы поменьше сидел на скамейке, а имел больше игровой практики. Прибыл в Рочестер (это в 120 километрах от Баффало) после встречи Нового года. Сыграл 36 матчей, забросил 15 шайб плюс 17 передач. Скучно там не было. Тем более что вместе со мной в команде играли Михаил Волков и Виктор Гордиюк, да и Денис Цыгуров периодически наезжал.

Отпуск провел в России, здесь же начал подготовку к новому сезону вместе с "Динамо", а потом снова отправился в тренинг-кемп "Баффало". Но тут грянул локаут, и мне предложили снова поиграть за фарм-клуб. Закончился локаут, но это не принесло каких-то коренных изменений в мою хоккейную жизнь. В "Баффало" меня поднимали со скамейки всего пару раз, да и то опять ставили лишь в четвертое звено. Тут еще травму получил. Второй год контракта подходил к концу, а клуб продлевать его на "плюс один" явно не собирался. Мой агент начал подыскивать новую команду.

На лето снова вернулся домой, ждал приглашения из НХЛ. Ради этого отказался от неплохого варианта в Европе. Все надеялся... А когда в Европе срок заявок игроков на сезон истек, а из-за океана по-прежнему никаких вестей, решил поиграть за "Динамо". Причем к тому моменту команда уже набрала обороты, а я от ребят отстал в подготовке и явно не тянул. Пришлось немного во второй команде поиграть. Помогло, и вскоре вернулся в "основу". Игра пошла. Тогда и в сборную меня на "Приз "Известий"-95 пригласили, и "плей-офф" "Динамо" выиграло, а я стал лучшим снайпером.

Считаю, мне просто немного не повезло в НХЛ, с клубом ошибся. Тренер был большой консерватор, сторонник чисто канадского стиля. До техники ли тут? Может быть, попади я в другую команду, заиграл бы. В тот же "Анахайм", например, где ведущие игроки выделяются не физической мощью, а именно техникой.

-Вам ли жаловаться на отсутствие мощи при росте 183 см!

- В НХЛ это средний показатель. Есть команды, где играют просто гренадеры. В "Филадельфии", скажем, средний рост порядка 195 см.

-С языком были проблемы?

- Как и у большинства наших ребят. Первое время сидел в раздевалке и слушал, запоминал, когда была возможность, учебник английского языка штудировал. Нас, россиян, было четверо, и нам... запрещали разговаривать между собой по-русски. Это чтобы быстрее английский язык учили. В раздевалке рассаживали по разным углам, в гостиницах селили в разные номера. Чаще всего я с молодым Филиппом Буше попадал. Он - франко-говорящий канадец, и ему тоже надо было английский учить. Вместе и сидели у телевизора, привыкали к чужой речи.

-Зато от Буше, наверное, какие-то азы французского получили, что в Швейцарии совсем не лишнее?

- Какое там! Сейчас заставляют немецкий учить. Так что в голове полнейший салат - смесь русского, английского и немецкого.

-А есть с кем поговорить на родном языке?

- В "Давосе" играет киевлянин Валерий Ширяев. Кроме того, часто общаюсь с нашими ребятами из "Амбри-Пиотта" - Чибиревым, Петровым, Дмитрием Квартальновым. Швейцария - великолепная страна. Горный воздух, прекрасный климат, маленький город и доброжелательные люди, готовые в любой момент прийти на помощь.

-Не скучно после суеты больших городов, к которой вы наверняка привыкли?

- Скучновато бывает в нашей деревушке (Давос и городом-то назвать трудно по московским меркам). Но ничего, привыкаю. Свободного времени достаточно, часто ездим с ребятами-одноклубниками в горы. Жаль только, родителей вижу редко. Мама уже намекала, мол, пора заканчивать с хоккеем и возвращаться домой, в Харьков. Надеюсь скоро ужо повидать родных: у меня в марте заканчивается виза, и в любом случае Швейцарию придется покинуть на три месяца. Но завершение карьеры это означать вовсе не будет. Хотелось бы еще поиграть за границей. Хотя, если бы здесь, в России, предложили хорошие условия, никуда бы не поехал. Я Москву очень люблю. Здесь у меня много друзей и знакомых, которых в последнее время тоже вижу нечасто.

-В числе ваших знакомых, как я заметила, немало представительниц прекрасного пола...

- Если вы интересуетесь моей личной жизнью, то должен признаться, что она пока не устроена. Одна из причин - постоянные разъезды, другая - пока не нашел еще ту, единственную. Конечно, одиночество сопряжено с некоторыми бытовыми неудобствами. Хочется прийти домой, где бы тебя встречала любящая жена, а на столе стояла тарелка горячего борща. Не раз задумывался над этим, но сказать, когда женюсь, не могу. Возможно, это случится через неделю, а возможно - через год.

Нина ШУМИЛОВА