Газета Спорт-Экспресс от 24 октября 1996 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

24 октября 1996

24 октября 1996 | Баскетбол - Россия

БАСКЕТБОЛ

"СЭ" уже неоднократно писал о финансовых проблемах петербургского "Спартака", вылившихся в забастовку - 29 сентября спартаковцы вышли на матч чемпионата суперлиги против московского "Динамо" впятером - и череду поражений команды как в российском первенстве, так и в групповом турнире Кубка Корача. Сегодня - рассказ лидера "Спартака" о подробностях этого "хождения по мукам"

Геннадий ЩЕТИНИН

КАПИТАН НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО КЛУБА

- "Спартак"? Какой "Спартак"? - курсант, скучавший на КПП питерского училища подводников, посмотрел на меня колючим, недоверчивым взглядом. - А, спортсмены, длинные эти... Значит, так: идешь влево по коридору, обходишь ящики и по лестнице поднимаешься на второй этаж. Там в зале твой "Спартак" и бегает. Да, смотри не запачкайся - ремонт.

Курсант немного преувеличил: ремонтировались помещения, соседние с небольшим спортивным залом, где энергично разминалось с десяток спартаковцев. Но на этом комфорт в клубе российской суперлиги и заканчивался. Брошенные под одним из щитов баулы с цивильной одеждой свидетельствовали об отсутствии раздевалки, не говоря уже о душе и туалете. А в самый разгар "двусторонки" в зал вошла группа коротко стриженых парней - судя по всему, хозяев зала - и красноречивым жестом указала на часы. Тренер спартаковцев Александр Харченков, выбив для проформы еще несколько минут, дал команду сворачиваться.

- Так вот и живем, - грустно усмехнулся капитан красно-белых Геннадий Щетинин. - Вы, я вижу, шокированы. А мы привыкли. Даже к тому, что водные процедуры после тренировки дома принимаем. Человек вообще ко всему привыкает. Столько уже всякого натерпелись, что на такие мелочи и внимания не обращаем.

-Ничего себе "мелочи"! Вы вот сейчас пройдетесь, пропотевший, по вечерней холодной улице - верная простуда.

- А нам болеть-то нельзя. Каждый игрок на счету. Одна-две потери - и на площадку некому выходить будет. Придется играть впятером - как в том памятном матче с "Динамо".

-Вы догадываетесь, что у меня к вам масса вопросов относительно той злополучной забастовки?

- Догадываюсь. И готов ответить на любой из них.

-Тогда скажите, что вы ощущали, сидя среди зрителей, которые пришли на матч с "Динамо" и заплатили деньги в надежде увидеть зрелище, а получили взамен откровенный фарс?

- Лично меня душили боль и обида. Честно. Я хотел играть. Даю вам слово, что, если бы перед матчем к нам, игрокам, подошел кто-то из членов городской баскетбольной федерации - любой, неважно, кто, - просто поговорить по-человечески, мы бы вышли на площадку. Увы, команда так никого и не дождалась...

-Неужели эта крайняя мера не имела альтернативы?

- Абсолютно никакой. Мы были доведены до отчаяния. Эта многомесячная история с задержкой зарплаты не только напрочь отбила всякое желание играть, поддерживать форму, но и "съела" последние остатки нервной энергии.

-Вы можете точно вспомнить, когда в "Спартаке" начались перебои с деньгами?

- Корни этой проблемы уходят еще в 1992 год. Тогда "Спартак" стал последним чемпионом СНГ, после чего все ведущие игроки разбежались. О причинах этого уже неоднократно писали, не стану повторяться. Я провел два сезона в Швеции, а затем решил вообще заканчивать с баскетболом. Но меня уговорили вернуться на площадку, вновь надеть форму "Спартака".

-Кто уговорил?

- Владимир Горин. Я много лет поиграл с ним бок о бок и, зная его человеческие качества, согласился. Золотых гор он мне не сулил, но зарплату мы получали более или менее исправно. Финансировал тогда "Спартак" московский бизнесмен Шабтай Калманович, с которым Горина свел генеральный директор московского "Спартака" Сергей Попов. Стабильная ситуация сохранялась года полтора. Первые трудности появились где-то в середине прошлого сезона, под Новый год. Но у меня и Николая Герасименко проблемы возникли еще за год до этого, когда мы не получили обещанного жилья. Этот вопрос решился значительно позже. Но я говорю не о наших с Герасименко сложностях, а об общекомандных. Так вот, в декабре 95-го за дело взялся Яковлев...

-Будущий губернатор?

- Он самый. Хотя мы, естественно, ничего не знали о его планах баллотироваться на губернаторский пост. Владимир Анатольевич, надо отдать ему должное, нашел заинтересованных людей, готовых взять на себя спонсорские функции. Таковой,

в частности, оказалась фирма "Унирэм". Некоторое время мы получали помощь из двух источников. Если деньги выдавал Горин, то они были "от Калмановича", а если мужчина, имени которого никто не знал, то от "Унирэма". Суммы были не Бог весть какие, и в итоге нам вернули то, что были должны, лишь за два месяца из накопившихся четырех. Но ближе к лету, по окончании прошлого чемпионата России, и этот денежный ручеек иссяк. Судьба "Спартака" практически в одночасье перестала всех интересовать.

- Из-за этого подготовка команды к новому сезону оказалась скомканной?

- Не только подготовка. Мы ведь до последнего момента не знали, примем ли участие в розыгрыше первенства суперлиги. Контракты - их третий по счету вариант - игроки подписали буквально в последний момент, накануне подачи заявки на чемпионат. То есть мы были поставлены перед фактом: либо подписывать и играть, либо вообще остаться вне баскетбола. И мы, скрепя сердце, подмахнули эти кабальные соглашения.

-А предыдущие два варианта контрактов вы отклонили?

- Однозначно и безоговорочно. Те еще были документики! В первом варианте, в частности, говорилось, что игрок имеет право на премиальные только после семи сделанных им в матче подборов - за каждый последующий. Примерно то же было и с очками. Но позвольте: значит, если игрок не забросил и не подобрал, а исполнил, причем блестяще, черновую работу, он денег не получит? Бред какой-то. Тогда после единодушного отказа нам подсунули другой контракт, почище первого. Там уже говорилось, что в случае одного-единственного опоздания на тренировку у игрока можно вычесть до 40 процентов зарплаты. Играть и тренироваться мы должны были неизвестно за что. Выплата денег осуществлялась "по желанию" руководства. Этот вариант мы также отвергли. И только третий в условиях жуткого цейтнота подписали.

-Кто же автор этих "соглашений"?

- Вощилин Николай Николаевич. Человека, которого зампред городской федерации Оськин отрекомендовал команде как будущего генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Баскетбольный клуб "Спартак".

-Будущего директора?

- Дело в том, что этого самого ООО "Спартак" не существует и по сей день. Можно сказать, что вы сейчас разговариваете с Геннадием Щетининым, исполняющим обязанности игрока и капитана несуществующего клуба. Правда, сейчас, насколько я знаю, дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки. Кажется, найдены новые учредители, а от города ответственность за "Спартак" возложена на Валерия Ивановича Малышева, вице-губернатора. Но нам столько уже раз обещали! И все равно, очень хочется надеяться на то, что мы забудем наконец о финансовых неурядицах и просто начнем играть в баскетбол.

-Вы можете сказать, сколько конкретно денег недополучили?

- Точную цифру называть не буду. Скажу лишь, что мне остались должны за два месяца прошлого сезона, а за весь нынешний я вообще не получил ни рубля. Несколько дней назад ситуация была еще безнадежнее, но в клуб все-таки поступила небольшая сумма, которую разделили примерно поровну между всеми игроками. При этом получилось так, что с некоторыми из молодых рассчитались за прошлый год полностью, а, скажем, Андрей Потапов, я и наш тренер Александр Харченков из причитающегося нам получили сущий мизер.

-Значит, Харченков продолжает руководить командой на чистом энтузиазме?

- Долготерпению Александра Сергеевича я и сам иногда удивляюсь. Не имея практически никаких рычагов управления командой, он тем не менее как-то ухитряется сохранять контроль над ней. Хотя все равно ситуация порой доходит до абсурда. Для примера - недавний случай на тренировке. Я дважды подряд поставил Сафронову локоть - может быть, излишне жестко. Тот обиделся и ушел в другой конец зала. Харченков ему: "Костя, ты будешь тренироваться?" - "Не буду". "Я тебя накажу". - "Наказывайте". Тут-то Александр Сергеевич и смешался. Что, в самом деле, он мог сделать с Сафроновым? В угол поставить или пониже спины отшлепать? А была бы у Харченкова возможность применить денежные санкции, разве Костя подал бы голос? Пошел бы пахать как миленький!

-Подобные проблемы, видимо, возникают и у вас, у капитана?

- Сложно, конечно. Хорошо еще, Андрей Потапов поддержку оказывает. Бороться приходится, главным образом, с жуткой пассивностью и апатией молодых игроков. Ничего они не хотят - ни тренироваться, ни режимить. Чисто по-человечески я могу их понять, стимулов-то никаких нет. Но ведь, если не поддерживать себя в необходимом тонусе, у тебя не будет ни малейшего шанса на какую-то карьеру - будь то в "Спартаке" или где-либо еще.

-Почему же вы не плюнули и не ушли, как тот же Мальцев, который сейчас на первых ролях в "Автодоре"?

- Я рад за Андрея. Надеюсь, у него в Саратове действительно все хорошо. Но у Мальцева совсем иная ситуация. Его питерский быт в принципе обустроен, и он знает, что в любой момент преспокойно может вернуться. Я же только-только решил свои жилищные проблемы. Залез при этом в жуткие долги. А потом... ну не хочу я из Питера уезжать! Домашний человек, видимо. И "на пенсию" хочу уйти именно в "Спартаке".

-А до какого возраста вы намерены поиграть?

- В идеале лет до 35. Если обойдется без травм.

-Может быть, к тому времени "Спартак" купит наконец центрового и вы вернетесь на свое привычное место?

- Да я уже забыл, когда играл "четвертого номера". В Швеции одно время даже разыгрывающим был, а сейчас называют меня центровым - ну и ради Бога! Я не против. Хотя, конечно, до чистого "центра" мне, как до Луны. И роста не хватает, и, главное, массы. При 205 см вешу всего 92 кг - конституция такая. Стараюсь "взять свое" за счет опыта, выбора позиции. Но все равно более рослые и массивные центры меня попросту продавливают.

-К отсутствию в питерском "Спартаке" настоящего центрового в России уже привыкли и не обращают на это внимания. А как реагировали на этот недокомплект ваши соперники по отборочной группе Кубка Корача? Удивлялись?

- Они много чему удивлялись. Наше участие в этом Кубке - безумная авантюра. Лучше было бы заплатить штраф и отказаться от участия. Но какие санкции за это могут последовать, никто не знал. А потому решено было играть. Позориться на всю Европу.

-Пояснить можете?

- Приезжаем в Испанию, в Касерес. У половины команды кроссовки разорванные, у другой половины - белые. А нужен черный цвет, единый. Что делать - покупаем краску и накануне игры закрашиваем обувь. Потом выясняется, что номера на майках должны быть в строгой последовательности - от четвертого до пятнадцатого. А в нашем единственном комплекте есть и 24-й, и 25-й. Заклеиваем их и в такой вот, с позволения сказать, "форме" выходим на площадку. Дальше - больше. Неудачно падает Игорь Паходня и разбивает себе нос. Кровь ручьем. Судья останавливает игру и требует, чтобы Игорю была оказана медицинская помощь. А у нас с собой ни доктора, ни массажиста - состав делегации урезан до минимума, да и замены Игорю нет. В итоге он несколько раз то возвращался на площадку, то - по требованию судьи - снова уходил на скамейку.

Или Польша. Все удивлялись, как это мы могли проиграть 19 очков заурядной "Спойнии". А вы попробуйте с ростом за два метра проехать 35 часов в поезде, где все полки в купе - стандартных размеров. Первый тайм мы еще продержались, но во втором поляки "побежали", а мы не смогли. Спрашивается, зачем нам эти унижения? Объявляют: "Спартак", Санкт-Петербург, Россия!". А мы словно сборная... соседнего двора.

-Хорошо еще, что не было трансляций этих матчей на Россию.

- И не говорите. Позор был бы неслыханный! У меня жена настолько изнервничалась, что уже язву себе заработала, сейчас только из больницы вышла. А я ей еще не все говорю, жалею.

-Она вас не "пилит": уходи ты, мол, из этого "Спартака", заживем по-человечески?

- Нет. У нее другой любимый повод поворчать - я, дескать, слишком мягкий. Наверное, доля истины в ее словах есть. Помню, Сергей Гришаев в свое время квартиру себе выбил. Никому не давали, а ему раз и трехкомнатную. У меня так не получится.

-Вашу супругу вполне можно понять. Нельзя же жить одними надеждами!

- Почему-то мне кажется, что все у нас в конце концов нормализуется. Хотя никогда вроде не был наивным оптимистом. Ну должны наконец найтись в Питере трезвомыслящие, энергичные люди, которым небезразлична судьба городского спорта. Первые шаги, как я уже говорил, вроде бы сделаны.

-Вы в отличие от своих юных партнеров знавали в "Спартаке" куда более счастливые времена. Остались ли у вас еще какие-то стимулы в баскетболе?

- Есть у меня одна мечта... Собрать бы ту наiу золотую команду: Кисурина, Карасева, Мальцева, других ребят! Понимаю, сейчас это практически нереально, хотя тот же Женя Кисурин - домосед, под стать мне, и вернулся бы, думаю, с удовольствием, предложи ему "Спартак" нормальные условия. Да и вообще - чем черт не шутит, может, и вправду доведется еще когда-нибудь вместе сыграть?..

Александр КУЗЬМИН

Санкт-Петербург

Как сообщили "СЭ" из Российской федерации баскетбола, в понедельник в Санкт-Петербурге состоялась встреча президента РФБ Сергея Белова с губернатором города Владимиром Яковлевым. Они обсуждали вопрос финансирования баскетбольной команды "Спартак". Яковлев заверил Белова, специально прилетевшего в Петербург, что администрацией города делается сейчас все возможное для преодоления финансового кризиса в команде. В ближайшее время будет назначен новый президент клуба, ведется поиск спонсоров.

Кроме того, Белов и Яковлев обсудили ряд вопросов, связанных с проведением в конце декабря нынешнего года в Санкт-Петербурге международного турнира памяти Александра Белова с участием двух российских (питерский "Спартак" и ЦСКА) и двух зарубежных команд. Уже начаты переговоры с рядом европейских клубов экстра-класса. Параллельно планируется провести турниры детских и ветеранских команд. Американская компания Ford выступит в качестве генерального спонсора мемориала, который пройдет при содействии фирмы "Инфобанк Спорт Маркетинг".