Газета Спорт-Экспресс от 18 октября 1996 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

18 октября 1996

18 октября 1996 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

Если команда одерживает семь побед подряд в национальном чемпионате - это всегда событие, суть которого не укладывается в узких рамках "голой" статистики. Неординарность произошедшего требует квалифицированного и взвешенного комментария. Поэтому "СЭ" и обратился к Александру Тарханову, чья команда ЦСКА в период с 25 августа по 12 октября провела семь матчей в первенстве страны - и во всех семи победила. В результате армейцы заняли третью позицию в головной группе на финишной прямой.

Александр ТАРХАНОВ

С ОБНОВЛЕНИЕМ ЦСКА НЕЛЬЗЯ БЫЛО ТЯНУТЬ ДО ЗИМЫ

-В начале июля ЦСКА уже входил в лидирующую тройку. И тем не менее на казавшемся благополучным фоне вы затеяли масштабную операцию по обновлению команды, что со стороны выглядело по меньшей мере странно. Что побудило вас сделать этот шаг?

- Да, для стороннего наблюдателя ситуация в ЦСКА выглядела более или менее благополучной. В первом июльском матче мы выиграли в гостях у "Алании" и реально претендовали на единоличное лидерство. Однако я не обольщался - меня не удовлетворяла игра команды. Она была далека от той, которую демонстрировало большинство участников чемпионата Европы в Англии.

-Но в Англии собрались сильнейшие национальные сборные континента, а вы имеете дело с российским клубом с весьма ограниченными возможностями. Как можно сравнивать?

- Не надо зацикливаться на возможностях. Вспомните-ка лучше, из каких футболистов состояли эти сборные.

-Из совершенно разных.

- Верно - из разных по манере игры. Но в большинстве своем это были скоростные, мощные, жесткие игроки. Ибо современный футбол потребует проявления этих качеств в первую очередь. Под впечатлением от увиденного на Евро-96 я пришел к твердому выводу: надо реконструировать свою команду. Поначалу решил сделать это зимой, в межсезонье, но потом подумал: а какой смысл терять время, если и в разгар сезона отпущен определенный срок для дозаявок? И вместе со своими помощниками взялся за дело.

-А самим игрокам ваши усилия, связанные с поисками новых футболистов для ЦСКА, были понятны?

- Возможно, не до конца. Ведь игрок живет сегодняшним днем, а тренер - еще и завтрашним. И если мои футболисты были на седьмом небе от счастья после победы во Владикавказе, то я испытывал куда более сдержанные чувства. Потому что почти на сто процентов был уверен: эта победа введет игроков в заблуждение, они переоценят себя, свои возможности и будут за это наказаны уже в ближайших матчах.

-Увы, ваши худшие опасения сбылись.

- Да, в июле мы непростительно разбазаривали очки. Я ощущал какое-то противодействие внутри команды, которое, безусловно, влияло на ее настрой - не только в играх, но и на тренировках. И был готов применить необходимые в той ситуации "хирургические" меры. Но тут последовала победа над "Ротором" в Москве. И я засомневался: а может быть, стоит ограничиться психотерапией? Словом, решил тогда не делать резких движений.

Потом об этом пришлось пожалеть... Ведь ЦСКА лихорадило до тех пор, пока на смену уговорам и душеспасительным беседам не пришли штрафные санкции и отлучение от команды тех, кто откровенно не разделял выбранного мною курса.

-Этот курс был направлен на усиление конкуренции в команде. По какому принципу вы приглашали новых игроков?

- По принципу необходимости и полезности той команде, которую я нарисовал в своем воображении. Скажем, на ее атакующем острие должен был играть мощный, быстрый, рослый форвард, который и без помощи партнеров способен создать для самого себя голевую ситуацию. И когда зимой в Израиле я увидел в составе литовской сборной Янкаускаса, то сразу понял: это как раз то, что нам нужно. Кстати, игровые возможности Янкаускаса оказались настолько широкими, что в минувшую субботу в матче против "Алании" я рискнул поставить его по существу в среднюю линию, а привычную роль литовского легионера исполнял Мовсесьян. И Янкаускас отменно справился с новыми обязанностями. Он достаточно много двигался, был самоотвержен в единоборствах и неплох в подыгрыше. Матч с "Аланией" лишний раз подтвердил правильность выбора еще двух игроков: Самарони и Гашкина. Последний - типичный крайний полузащитник. Меня подкупает в нем умение разумно распоряжаться мячом и способность сыграть "через не могу". Что касается бразильца, то ЦСКА нуждался в таком моторном игроке, как он. Не случайно из линии защиты Самарони был переведен на место опорного хавбека, где, во-первых, он приносит больше пользы команде, а во-вторых, обретает больше возможностей, чтобы раскрыться индивидуально.

- С Самарони и Янкаускасом понятно. А вас не смущало то обстоятельство, что, например, Гашкин до "Черноморца" не заиграл в "Спартаке", где, между прочим, приглашенные вами зимой вратарь Тяпушкин и защитник Иванов в предыдущем сезоне тоже не имели постоянного места в составе?

- Не следует забывать, что ЦСКА и "Спартак" при их общей склонности к комбинационной игре остаются все-таки разными в трактовке такой игры. И футболист, который не вписывается в спартаковскую схему, может вписаться в цээсковскую. Равно как и наоборот. Но только при одном непременном условии: если в этого игрока верит тренер. Я верил в Иванова, и он постепенно вышел на свой привычный уровень, позволявший ему когда-то играть в сборной Союза.

- С Тяпушкиным было проще или сложнее?

- Как вам сказать... Тяпушкин никогда бы не обрел уверенности, если бы я упрекал его в том или ином пропущенном голе или объявлял виновником поражения в какой-то конкретной игре. Наоборот, я всякий раз убеждал Тяпушкина, будучи при этом абсолютно искренним, что нелепый гол, пропущенный им, - это не более чем досадная оплошность. Например, после матча с московским "Локомотивом", прямо скажем, не самого удачного в его жизни, я попросил Дмитрия взять себя в руки и подчеркнул, что мы на него очень рассчитываем в последующих встречах. Правда, я не уверен, возымели бы мои слова действие, если бы не поддержка трибун, и в первую очередь фанатов ЦСКА. Встреть они появление Тяпушкина в воротах свистом - он бы мог сломаться. Но фанаты аплодировали ему стоя, скандировали его фамилию, и это тоже помогло вернуть нашему вратарю прежнюю уверенность.

-Да, непросто вернуть уверенность одному игроку, но вдвойне, втройне сложнее вернуть веру в себя целой команде. Вы могли ошибиться в диагнозе, когда ЦСКА преследовала одна неудача за другой? Решить, например, что команда попала в функциональную яму, или же искать причину в области тактики?

- О какой функциональной яме может идти речь, если июльским матчам предшествовал длительный антракт в чемпионате. Часть его ЦСКА провел на сборах во Франции, где интенсивно работал на тренировках, играл контрольные матчи. Да, в какой-то момент показалось, что мои помощники переусердствовали, давая игрокам слишком уж большие нагрузки. Но вскоре я убедился, что причины спада кроются в атмосфере, возникшей в команде и вокруг нее. Я бы не хотел повторяться, ибо о той ситуации в ЦСКА и говорилось, и писалось немало. Да, я вынужден был пойти на крайние меры, поскольку не видел иного пути к выздоровлению коллектива.

-Может быть, вы все-таки поменяли что-то в тренировочном процессе, в тактических установках на игру?

- Нет, в этом плане я ничего менять не стал. Бросаться из крайности в крайность - не мой стиль. У меня есть свои устоявшиеся взгляды на футбол, своя апробированная система подготовки, которой стараюсь придерживаться.

-Эта система отличается от спартаковской? Ведь все помнят, что два с половиной года вы были ассистентом Романцева, и в этот период "Спартак" являлся безоговорочным лидером российского футбола.

- Конечно, отличается. Сам фундамент, на котором базируется игра, совершенно иной. Хотя в тренировках "Спартака" и ЦСКА есть несколько однотипных упражнений, которыми достигается четкий контроль над мячом и способность принимать оптимальные решения в считанные доли секунды.

-Вы не опасались, что на адаптацию у новобранцев ЦСКА уйдет много времени и команда сможет заиграть лишь под занавес сезона, когда конкуренты будут уже недосягаемы?

- Нет, этого я как раз не боялся. Янкаускас - игрок талантливый, и для него было главным восстановить форму после травмы. Гашкин прошел школу "Спартака" и обогатил ее украинской, успешно играя за "Черноморец". Ну а технические возможности бразильцев Леонидаса и Самарони позволяют им быстро адаптироваться в любой команде, что они доказали уже в первых матчах за ЦСКА.

-Когда вы почувствовали, что черная полоса для ЦСКА осталась позади?

- После сентябрьского матча с "Динамо". Правда, до этого мы обыграли в Москве "КАМАЗ". Но та игра не произвела на меня цельного впечатления. А вот следующий матч - с динамовцами - по-настоящему обнадежил меня. Я уже не сомневался, что команда пойдет наверх и никакие соперники в чемпионате ей уже не страшны.

-А в Кубке УЕФА?

- Если вы имеете в виду "Фейеноорд" то, видимо громкое имя м последние достижения голландского клуба в Куке кубков и национальном первенстве магически подействовали на наших игроков в первом матче. К тому же в Москве не мог играть Хохлов, и в центральной зоне его явно недоставало. Зато в Роттердаме от былой робости не осталось и следа. Там мы переиграли "Фейеноорд" и, по общему мнению, заслуживали победы. Но один абсолютно нелогичный эпизод решил судьбу двухраундового поединка не в нашу пользу.

-После столь драматической и огорчительной развязки игроки обычно нескоро приходят в себя.

- Было бы гораздо хуже, если бы мы уступили голландцам по всем статьям. В ходе же встреч с "Фейеноордом" наши игроки убедились, что ЦСКА не уступает солидным европейским клубам с большими традициями.

-Не знаю, почему, но субботний матч ЦСКА с "Аланией" возродил во мне воспоминания о Роттердаме. Вероятно, потому, что ЦСКА и в том, и в другом случае показал игру европейского класса.

- Как говорит мой друг Олег Романцев, "у вас хороший вкус".

-А если серьезно?

- А если серьезно, то мы перед игрой с "Аланией" испытывали такие проблемы с составом, каких не испытывали давно. Иванов и Первушин дисквалифицированы, Герасимов болен, а из-за дурацкого лимита на легионеров я не мог с первой минуты прибегнуть к услугам Шутова и Леонидаса, а по ходу матча имел право выпустить их только вместо других "иностранцев". И, сидя на скамейке, больше всего боялся, что кто-то из игроков получит травму. Если бы это случилось не с легионером, то заменить травмированного мог бы разве что мальчишка из дубля.

-Как я понимаю, только исключительная ситуация заставила вас в матче с "Аланией" прибегнуть к игре с двумя форвардами.

- Все верно. Хотя я бы не отказался от постоянной игры с двумя нападающими, если бы ЦСКА располагал двумя форвардами высокого уровня.

-Ну а пока вы - приверженец тактической схемы с одним форвардом и пятью полузащитниками?

- Если хавбеки - атакующего плана, если каждый из них способен отдать последний пас или забить, то команда вполне может исповедовать наступательный футбол. Времена, когда два "столба" стояли впереди и ждали мяча от партнеров, канули в Лету. Посмотрите, насколько глубоко в тыл уходят порой форварды "Аякса", "Милана" или "Ювентуса". И оттуда, из глубины, поочередно с хавбеками неожиданно врываются в свободные зоны и реально угрожают воротам. Защитники просто не в состоянии предположить, кого надо опасаться больше всего, кого и как держать. Именно к такой игре стремлюсь я в ЦСКА. И если обратиться к списку авторов забитых командой голов, то вы увидите в нем наряду с нападающими фамилии всех игроков средней линии. Значит, какой-то прогресс уже есть.

-Что, на ваш взгляд, предопределило победу ЦСКА над "Аланией"?

- В командной игре ЦСКА выглядел предпочтительнее. Мы больше контролировали мяч, быстрее и острее атаковали. Впрочем, был в первом тайме отрезок, когда опытные и индивидуально сильные игроки "Алании" заставили ЦСКА только обороняться. В перерыве я обратил внимание футболистов на ошибки тактического характера, внес коррективы в игру и, что не менее важно, успокоил нашу молодежь, которую нередко выбивают из колеи собственные оплошности.

-В раздевалке вы никогда - даже в случае проигрыша не подвергаете игроков разносу. Как удается сдержать эмоции?

- Вы редко видите меня после игры в раздевалке (смеется). Иной раз приходится и повысить голос (только не на вратаря - его слишком легко травмировать). Но если я видел, что игрок полностью отдавался игре, не убирал ноги, не прятался за спины партнеров, у меня язык не повернется учинить разнос - пусть даже его промах оказался для нас роковым. Наоборот, в спокойном тоне я стараюсь объяснить природу ошибки, выслушав при этом объяснение самого футболиста.

-Вы полагаете, что разгоряченные игроки воспринимают ваши слова, произнесенные в раздевалке сразу после окончания встречи?

- После матча игроки, прежде чем пойти в душ, минут пять-семь сидят в креслах или на лавочках. В эти минуты я всегда вкратце оцениваю игру в целом и действия каждого игрока в отдельности. Судя по тому, что этот экспресс-анализ имеет продолжение на теоретических занятиях, мои слова, произнесенные в раздевалке, не пролетают мимо ушей футболистов.

-Вам не кажется, что возбужденный тренер в следующую минуту после финального свистка может переборщить, критикуя своих игроков? Например, в Сочи ЦСКА играл из последних сил, победил, а вы в раздевалке выказывали недовольство.

- И был абсолютно прав. Ведь, имея заметное игровое преимущество, мы могли упустить победу. Да, было трудно - и жара под тридцать, и силы на исходе. И тем не менее нужно уметь заставить себя отработать на поле от звонка до звонка в любом матче. Канчельскису в Англии приходится гораздо тяжелее, чем моим игрокам. Там, по его словам, в отличие от России нет ни одного проходного матча. Но никто не может позволить себе взять хотя бы минуту на передышку. Да, непросто преодолеть себя. Но только научившись делать это, ты сможешь в любой ситуации проявить свои лучшие качества. Когда их проявляют все одиннадцать игроков - команда обречена на успех. И в ней таким образом пробуждается дух победителей. Сегодня я стремлюсь к тому, чтобы этот дух, уже давно утерянный ЦСКА, снова возродился в моем родном клубе.

-ЦСКА одержал семь побед подряд. Не слишком ли тяжелый психологический груз перед трудной игрой в Калининграде?

- По-моему, игроки уже забыли, что было вчера. По крайней мере я их ориентирую на завтрашний день. А завтра мы не имеем права проигрывать. И послезавтра - тоже. Чтобы попасть в тройку призеров, ЦСКА должен взять 9 очков из 9. Первые три - в матче с "Балтикой". Достойная команда. Я еще год назад после нашей кубковой игры в Калининграде сказал, что "Балтика" не затеряется в высшей лиге и попортит нервы именитым соперникам. Так оно и вышло.

-Вы знаете человека, который со стопроцентной точностью мог бы предсказать исход чемпионата?

- Не знаю. И сам бы тоже не рискнул. Пожалуй, лучший календарь у "Алании". Она в состоянии набрать 9 очков. А сколько наберут остальные? Лично я не исключаю возможности дополнительного матча за звание чемпиона России, а может быть, и целого турнира. По крайней мере болельщики не возражали бы против такого эпилога.

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ