Газета Спорт-Экспресс от 30 июля 1996 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

30 июля 1996

30 июля 1996 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

СПОРТ-ЭКСПРЕСС НА ОЛИМПИАДЕ-96

ВЕЛОШОССЕ

"РУССКИЙ ЭКСПРЕСС": ДОМЧИМСЯ ДО СИДНЕЯ?

Алексей ДОСПЕХОВ

из Mountain Stone Park

Преклятый дождь! Вот ведь как бывает - ждешь чего-то днями и ночами, а когда, наконец, дождешься, молишь Бога, чтобы это никогда не повторилось... В субботу дождь, по-моему, проклинали все. И водитель нашего журналистского автобуса-"шаттла", который был дезориентирован ручьями воды, стекавшими по лобовому стеклу, и целый час возил нас по Mountain Stone Park, вокруг Каменной горы, в поисках дороги к велодрому. И журналисты, которые еще три часа томились в тесном пресс-центре, поминутно бросая нервные взгляды на мониторы: "Когда же это безумие кончится и дадут старт?!".

Но больше всего проклинали ливень, наверное, сами гонщики. Три - вдумайтесь только! - три часа томительного и натягивающего нервы, как струны, внепланового "отдыха". Работники велотрека, надо отдать им должное, из последних сил старались убедить зрителей не покидать пределы гордости штата - самого крупного национального парка Джорджии. "Наберитесь терпения - соревнования вот-вот начнутся!" - убеждали голоса из развешанных повсюду громкоговорителей. И зрители ждали. Ждали, закутавшись в полиэтиленовые накидки, раскрыв - у кого были - зонтики. И, поверьте, то, что произошло у подножия покрытой в субботу мистической дымкой тумана Каменной горы, заслуживало этих часов адского терпения.

- Посмотрите, во всех сборных здесь ехали сплошь звезды-профессионалы, - говорил мне потом, когда все закончилось, Карло Шенгелия. - И как обещающе на этом фоне смотрелись молодые питерские ребята! Разве четвертое место 17-летнего Алексея Маркова в индивидуальной гонке преследования - это не здорово? А. сегодняшний результат в командном преследовании - чем не сенсация?!

Я прекрасно понимаю Карло Леонтьевича, сетовавшего на то, что не пробилась в спринтерский полуфинал Оксана Гришина ("Не опускалась в этом сезоне ни на одних соревнованиях ниже третьего места, а здесь - такой пассаж..."), что неудачно выступила в преследовании Наталья Каримова ("Что с ней произошло - ума не приложу. В Москве, на чемпионате России, стабильно на 3.34 ездила..."). В самом деле - досадно, поскольку мы втайне надеялись в этих видах на медали. Зато также отлично понимаю радость главного тренера трековой сборной от того, что награды, пусть серебряные, но первые, пришли оттуда, откуда их, в общем, и не ждали. Это, быть может, вдвойне приятно.

Выход в полуфинал командного преследования итальянцев, ведомых новоявленным рекордсменом мира Коллинелли, и французов во главе с Эрмено, сюрпризом не стал. Тем более не стало неожиданностью присутствие в полуфинале австралийцев. Журналисты с Зеленого континента, соседи по трибуне, сочувственно кивали мне: мол, наши вашим, извините, не ровня. У нас есть Макги - третий, между прочим, призер Олимпиады, есть, наконец, Дин Вудс - тот еще Вудс, который когда-то - теперь, кажется, давным-давно - пытался конкурировать с великими из сборной СССР - Вячеславом Екимовым и Гинтаутасом Умарасом.

- Есть у австралийцев и очень сильный гитовик - О'Грэди. Это он разгоняет команду на старте, за счет чего она сразу же получает преимущество над соперниками, - Александр Кузнецов (проходят годы, а ученики его школы, по-прежнему правят бал , на отечественном и международном треке) объясняет мне тактику соперников по полуфиналу. - У нас такого гонщика нет, поэтому в начале мы немного уступаем соперникам. Но надо исходить из реальных возможностей, не так ли?

Мысленно прикидываю средний возраст российской сборной, что сделать несложно. Эдуард Грицун - 20 лет, Антон Шантырь - 22 года, Николай Кузнецов (кстати, сын Александра Кузнецова) - 23 года, Алексей Марков - 17 лет... Можно сказать, молодежная сборная, юноши. А кто противостоит ей? Рекордсмены мира, зубры! Но, с другой стороны, не австралийцы, а мы имеем лучший пока результат среди всех участников полуфинала. Это мы сейчас олимпийские рекордсмены. И все же закрадываются в душу резонные сомнения: а вдруг соперники до сих пор темнили и именно сейчас - когда нужно, - покажут все, на что способны?

Первый заезд за выход в финал показывает - прибавить секунду-другую соперники и вправду способны. Чуть больше прибавляют французы - и побеждают. Следом появляется наша четверка - и Вудс с Макги и компанией.

Команды проходят круг за кругом, а тот отрыв, который создал для австралийцев их "разгоняющий" - скажем так, планируемый, отрыв, - черт побери, держится практически на одном уровне - примерно в секунду. Позади километр... Второй... Все та же злосчастная секунда отставания. Когда кругов за семь до финиша преимущество команды Австралии начало-таки таять, честно говоря, не верилось, что оно растает окончательно. В этот момент наши уже ехали втроем...

- Антон Шантырь, к сожалению, не может выдержать до конца - он послабее своих партнеров. Ему приходится сходить, чтобы не мешать остальным, - комментирует ситуацию, возникавшую примерно за полтора километра до финиша, Шенгелия.

Квартет австралийцев превратился в трио гораздо позже. И тем не менее - чудеса! - мы уже едем фактически вровень с противниками. Только что такие спокойные, уверенные в себе коллеги, приподнимаются с кресел и с ужасом вглядываются в цифры, застывшие на табло. Но вглядываться особенно и не надо. Фотофиниша здесь точно не потребуется - мы в финале!

... Французы выходили на решающий заезд под страшный, громоподобный гул оваций. Причем не смолкал он уже полчаса - с тех пор, как Фелисия Балланже выиграла женский спринт. Тот самый спринт, в котором, по словам Шенгелии, наша Оксана Гришина могла и должна была бороться за награду, быть может - золотую. Но вместо Гришиной с Балланже - очевидной фавориткой - выпало состязаться 19-летней Мишель Феррис из Австралии. Та билась неплохо - даже выиграла первый заезд, но в двух следующих Фелисия легко поставила юниорку на место. А значит - очередной праздник на французской улице. Ох, как хотелось, чтобы в командной гонке преследования удача улыбнулась уже нам!

- Был ли у нас шанс победить? - Александр Кузнецов на мгновение задумывается. - Наверное. Но, если рассуждать здраво, - минимальный. У французов - чрезвычайно мощная команда. У них в составе два участника недавнего "Тур де Франс" - Капелль и Моро. Плюс Эрмено. В отличие от нас они имели возможность после первого круга заменить одного гонщика. Наш же запасной - Евгений Анашкин - во время последних тренировок все же недотягивал до командного уровня. Так что подобного варианта - позволить кому-нибудь отдохнуть - у нас попросту не было.

... И вот - финал. Финал, вероятность которого, никто из зарубежных специалистов, с кем мне довелось пообщаться, даже не рассматривал. Однако теперь молодых россиян принимают всерьез, поглядывают на ребят с некоторой опаской.

Впрочем, французы, кажется, сразу ставят все точки над i, уже на первых двух кругах выигрывая полсекунды. Дальше наше отставание начинает постепенно увеличиваться, пока не достигает полутора секунд на двух с половиной километрах. И тут повторяется то, что случилось в поединке с австралийцами: россияне принимаются методично "съедать" тысячные, сотые, десятые... Среди французов, сменивших на пресс-трибуне австралийцев, - легкое недоумение, перерастающие в панику. Что опять творят эти русские?!

Надежда, приходится признать, жила недолго. Когда нашу четверку вновь покинул Шантырь, скорость резко упала. Хотя скорее всего прибавил французский экспресс во главе с неутомимыми Моро и Эрмено. Победители в итоге показали если не выдающееся, то близкое к нему время - 4.05,930 (мировой рекорд австралийцев трехлетней давности равен 4.03,840). И выглядели после финиша несколько озадаченными. Так, Эрмено откровенно признался, что считал единственными соперниками на Олимпиаде итальянцев, а оказалось, что в России гонщики намного сильнее.

Так получилось, что я опоздал, - а время клонилось к ночи - на последний автобус & Атланту. Моим спасителем, любезно согласившимся доставить на автомобиле в олимпийскую столицу, стал Александр Кузнецов. По дороге я поинтересовался его мнением о Маркове, полагая, что услышу массу комплиментов в адрес юного гонщика. Однако Кузнецов, к моему удивлению, был сдержан:

- Талантливый парень. По крайней мере в преследовании у него неплохое будущее. Удивлен ли я его успехом? Нет - он же пять лет варится на моей кухне. Что из этого получится - посмотрим.

Зато зарубежные журналисты в один голос называют Маркова новой суперзвездой трека. Ничего удивительного - без очередной находки Кузнецова Олимпиаду представить было бы трудно. А что если удастся к Сиднею-2000 сохранить эту четверку, завоевавшую здесь серебро, в полном составе? Вот была бы настоящая "команда-мечта"! Впрочем, как говорит Кузнецов, пути трековиков нынче неисповедимы. Так что загадывать заранее не стоит.

В воскресенье в Парке Каменной горы разыгрывались награды еще в четырех вилах.

При этом в двух из них - чего и не собирались скрывать ни Шенгелия, ни Кузнецов, - мы могли рассчитывать на медали. В большей или меньшей степени. Речь идет о групповых гонках по очкам.

Мужская открывала программу последнего дня трекового уик-энда. Здесь от России стартовал Павел Хамидуллин, с которым мне довелось побеседовать накануне. Павел говорил, что доволен своим новым велосипедом из магниевого сплава (интересно, что эту не имеющую в мире аналогов машину ровно год назад впервые представил "СЭ", и именно с "подачи" нашей газеты ее приобрела сборная России по велотреку) и готов как минимум посражаться за бронзу. Не получилось... Бал в гонке правили, как и ожидалось, два тертых-перетертых профи-итальянец Сильвио Мартинелло и француз Франсис Моро. Хамидуллин же остался очень и очень далеко от дележа призовых мест.

Затем прошли еще два финала. Хитрющий немец Йене Фидлер выиграл спринт, победив гонщика из США по имени Марти Нотштайн. Причем победил Фидлер американца, который до этого момента особо не изощрялся в тактике, целиком и полностью полагаясь на феноменальную скорость, его же собственным оружием. Как сказал немецкий велосипедист, главным для него было ни в коем случае не дать возможность Нотштайну выходить вперед для решающего спурта. В итоге кумир местной публики все время атаковал сзади - и все время неудачно. А в женской гонке преследования золото досталось молоденькой итальянке Антонелле Белутти. Удивительно, что Белутти начала заниматься велоспортом лишь четыре (!) года назад, а до этого считалась лучшей бегуньей Италии на 100 метров с барьерами среди юниоров. Правда, с другой стороны, не выиграть на очередном шедевре итальянской штучной велоиндустрии умудрился бы разве что ленивый.

Ну а под занавес трекового марафона, после почти трехчасового перерыва (для меня за время, проведенное в Mountain Stone Park, "дождевые тайм-ауты" стали делом вполне привычным) был дан старт, наверное, главной для нас здесь гонки - групповой у женщин. Единственной, где мы с полным основанием могли заявлять претензии на золото. Ведь Светлана Самохвалова - чемпионка мира. Однако завершилась для наших велосипедистов эпопея под названием "Пять дней у Каменной горы" скорее на минорной ноте.

- Мне сложно упрекнуть Свету, - сокрушался Карло Шенгелия. - Ей просто не дали выиграть. Иногда создавалось впечатление, что соперницы договорились между собой. Казалось, какой резон итальянке был не поехать с ней в отрыв - нет, не хочет. Слишком рано, наверное, "засветилась" Светлана в велосипедном мире. Этого здесь не прощают.

Как бы то ни было, у Самохваловой, шедшей перед финишем гонки на втором месте, в результате - только четвертое.

Результаты - см. в PDF