Газета Спорт-Экспресс от 30 июля 1996 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

30 июля 1996

30 июля 1996 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. Одиннадцатый этап: "ГРАН-ПРИ ГЕРМАНИИ"

Интрига немецкого "Гран-при" закрутилась еще две недели назад, в Сильверстоуне, в тот самый момент, когда лидер 47-го чемпионата Дэмон Хилл был вынужден сойти из-за неисправности "Уильямса".

Именно тогда стало ясно, что судьба короны чемпиона далеко не решена - молодой напарник Хилла Жак Вильнев разом отыграл десять очков и сделал свои шансы на победу очень даже материальными. Утихшие было разговоры о том, что Хилл а, даже если он выиграет чемпионат, в "Уильямсе" заменят на Хайнца-Харальда Френтцена, возобновились с новой силой (накануне в Великобритании пресса почему-то решила, что Френтцен в "Уильямсе" появится, но не вместо Хилла, а вместо Вильнева!). За две недели, отделявшие друг от друга английский и немецкий этапы, эти слухи набрали такую, как выражаются велосипедисты, "наглость хода", что уважаемый английский журнал Autosport со ссылкой на члена английской команды, пожелавшего остаться неизвестным, написал, что контракт с Френтценом уже подписан!"

Видимо, это и заставило Фрэнка Уильямса разразиться официальным коммюнике "Уильямс Гран-при инжиниринг", в котором довольно жестко сказано, что "вопреки спекуляциям в специализированной и массовой английской прессе команда в данный момент сосредоточена на выполнении конкретных задач по завоеванию Кубка конструкторов и намерена дать своим пилотам максимальную возможность для успешной борьбы в чемпионате мира. У Жака Вильнева двухлетний контракт с командой, и он является единственным гонщиком, чье будущее в "Уильямсе" на данный момент определено. Договор о том, кто станет его партнером в 97-м, будет заключен в положенное время". Не меньше Хилла измученный вопросами об "Уильямсе" Френтцен отвечал на них смехом, Хилл же реагировал спокойно, призвав на помощь свой типично английский юмор: "Что я буду делать в следующем году? Видимо, играть в гольф!" А потом, посерьезнев, отвечал так: 'Я не хочу это комментировать и не намерен тратить свое время на эту чушь. Я сосредоточен на своей работе и получаю удовольствие от пилотирования, от работы с моей командой, от гонок. Я сконцентрирован на том, чтобы выиграть чемпионат, пока это у меня получается - а все остальное меня не интересует!"

Был в Германии и еще один человек, о чьем будущем как призового пилота пресса (на этот раз главным образом немецкая) также отзывалась весьма скептически, если не сказать жестче. Правда, Герхарда Бергера начали сплавлять на пенсию чуть ли не со второго этапа нынешнего чемпионата, с "Гран-при Бразилии". Но именно Бергер и именно Хилл в минувший уик-энд доказали, что, как говаривал Марк Твен, слухи об их смерти несколько преувеличены.

...Ах, какая получилась квалификация! Еще в пятницу, после свободных тренировок, когда у Бергера был лучший результат, а у его партнера Жана Алези четвертый, сияющий француз сказал:

- Наконец-то у нас получается то, что мы хотим! Похоже, это будет самая острая квалификация года, потому что пятеро или даже шестеро пилотов - и я в том числе - имеют возможность сразиться за поул, что чрезвычайно интересно, но и чрезвычайно трудно. Все будет зависеть от того, кто сумеет найти оптимальную настройку в оптимальное время!

- О'кей, - согласился с ним Бергер. - У меня были некоторые проблемы (к примеру, за час, отделяющий первую часть тренировки от второй, механики "Бенеттона" перемонтировали на машине австрийца всю заднюю часть - коробку заклинило на седьмой передаче, а потому пришлось менять ее вместе с фрагментами шасси, но и здесь были проблемы - на этот раз не включалась вторая передача. - О.Л.), но хороший результат внушает оптимизм. Я буду рад, если мы в итоге окажемся на второй линии поля.

Квалификация и в самом деле была выдающейся. Ранний ориентир установил Шумахер, выехавший на трассу чуть ли не самым первым - 1.44,691. Это послужило сигналом другим - и начался "обстрел" позиций двукратного чемпиона мира: 1.44,975 - Хаккинен, 1.44,941 - Бергер, 1.44,840 - Хилл, 1.44,745 - снова Хаккинен. Чуть в отдалении находились только Алези (1.44,998), да изучавший трассу "с листа" Вильнев который к тому же на утренней субботней тренировке сжег "Рено" - тревожный симптом. Шумахеру не понравился столь массированный натиск - и он поспешил выехать во второй раз: 1.44,477. И до конца - еще почти полчаса.

Минут пять-десять царило какое-то затишье. Так обычно бывает перед бурей. За 20 минут доплата прицельный "выстрел произвел Бергер - 1.44,530. Еще спустя минутку почти в ту же точку положил "пулю" Хилл - 1.44,549. Тут же - Алези (1.44,670) и Хаккинен (1.44,644). Получилось и у Вильнева - 1.44,685. Канадец тут же пошел на следующий летучий круг, и показалось, что именно он - главная угроза поулу Шумахера: на промежутке он опережал график чемпиона на десятую!

Немец забеспокоился - и выехал из боксов, пристроившись почти в кильватер канадцу: выслеживал. Но Жак, еще раз на промежуточном финише попугав его, на технической части снова все растерял. До конца квалификации оставалось меньше трех минут - Шумахер, похоже, успокоился, хотя на трассу один за другим вырулили и Хаккинен, и Хилл, и Бергер, и Алези, и Култхард (на "Макларенах" стоял специально к Хоккенхайму форсированный движок). Успокоился - и, когда на электронном табло TAG оставалось всего тридцать секунд, под рев трибун: "Шумми, поул! Шумми, поул!" зарулил в боксы.

И вот тут-то расцвеченные флагами Феррари" и штандартами с именем кумира трибуны вдруг словно паралич хватил: на секундомере - всего 0,19, и судья на прямой дает последнюю засечку Хиллу, а затем идущему от него метрах в трехстах Бергеру. И - стон: 1.18,046 на промежутке у Хилла, 1.18,049 - у Бергера! А на финише - друг за другом - 1.43,912 и 1.44,299! Переполненные трибуны Хоккенхайма умерли...

Под эту оглушающую тишину Хилл, пронзая кулаком немецкий воздух, проделал свой круг почета. Как у Пушкина в "Борисе Годунове": "Народ безмолвствовал".

- Я прекрасно отдавал себе отчет в том, что мои секунды можно побить, - честно пытался улыбаться Шумахер. Я не думал только, что это сделают сразу двое.

- Мы добились определенного прогресса с машиной, с каждой минутой она шла все лучше, и, думаю, завтра мы будем иметь очень хорошую гоночную машину, - сказал Хилл.

- Я чувствую себя чуть-чуть спокойнее, - вторил ему Бергер. - Я рад за команду - у нас очень тяжелый год, парни работают по 24 часа в сутки, они предельно мотивированы, но и... предельно расстроены: когда работаешь так тяжко, очень нужен хороший результат. И я надеюсь, что сегодня у команды день был хоть чуточку легче.

Завершил он свою речь шуточной похвалой себе - за то, что впервые в этом сезоне опередил в квалификации Алези (они - друзья, но внутреннему соревнованию это ничуть не мешает), и обещанием завтра занять место на подиуме. Но вот какое - не уточнил.

Воскресное утро чуть было не перечеркнуло все усилия по настройке - через полтора часа после разогрева пошел дождь. Решено было объявить гонку "мокрой", а потому за полчаса до официального старта дали еще десять минут на подстройку машин по погоде. Но, к счастью, дорога уже почти просохла, и, совершив для очистки совести по паре-тройке кругов на дождевой резине, все сменили ее на слик, на котором и выстроились на старте.

Хилл тронулся с места хорошо, но потом, как и две недели назад, мотор вдруг на мгновение потерял обороты и впереди англичанина оказался Бергер. С этим Дэмон еще мог согласиться, но неожиданно обзор ему заслонил еще один "Бенеттон" - сумасшедшим маневром, оставив не у дел Шумахера, который, в свою очередь, толкнул на обочину Хаккинена, с пятого места на второе вырвался Алези. Два "Бенеттона и "Уильямс", как на жесткой сцепке, нырнули в первый поворот, во второй, вышли на прямую. И Бергер начал попытку отрыва, тем более что за его спиной Алези изображал подвижный ретардер, отсекая Хилла. Лидер чемпионата, видимо, понял, что в данной ситуации француз смертельно опасен (он ведь защищал сейчас не только себя), а потому настойчиво атаковать не стал, ожидая пит-стопов. Темп, который задали лидеры, не выдерживал за их спинами никто: связка Шумахер - Култхард - Вильнев отставала, за ними в своем темпе ехали пытавшиеся выяснять отношения Ирвин и Хаккинен.

Едва разменяли третий десяток кругов - пошли пит-стопы: у Хилла - на 21-м (8,1 - значит, будет еще заезд)", у Алези на 22-м (10,3), тут же - одновременно - Шумахер и Вильнев (первый - 11,7, второй - 11,3, и на выезде чуть не столкнулись!), на 23-м - Бергер (11,2). Положение в тройке лидеров сменилось - Хилл стая первым, следом в трех секундах - Бергер, затем еще в двух - Алези. Но у Хилла совершенно явно был намечен еще один заезд, пара же "Бенеттона" больше посещать боксы не намеревалась.

Прекрасно сознавая это, Хилл ценой серии быстрейших кругов начал создавать просвет между собой и опасной парочкой приятелей. Локальную схватку у Шумахера, переупрямив чемпиона в повороте, выиграл Вильнев - и стал четвертым. Хилл же, опережая Бергера примерно на полторы секунды на круге, увеличивал свой отрыв. Когда до финиша оставалось 12 кругов, "Уильямс" вывесил Хиллу табло с призывом на дозаправку - просвет от Бергера был около 15 секунд. После пит-стопа (8,1) Хилл вернулся на трассу перед Алези, в двух секундах позади Бергера.

А потом он австрийца догнал. Но обогнать не смог. В течение почти десяти кругов Герхард блистательно напоминал миру, кто он таков на самом деле и каково это - пытаться пробить его совершенную защиту. Хилл честно пытался это сделать. Позже он скажет: "Да, я выиграл, но моя победа была бы под большим вопросом, если бы не отказал мотор Герхарда: преодолеть его защиту было почти невозможно. Это были прекрасные круги, и я искренне сочувствую Герхарду".

Да, за два с половиной круга до финиша его "Рено" окутался дымом... "Не было ни малейшего намека на то, что с двигателем что-то не так, - говорил Герхард. - Я так хотел этой победы! Для команды, для себя - для всех. Я не могу поверить в то, что случилось..."

На тормозном круге после финиша Алези догнал Хилла, одержавшего свою 20-ю победу в карьере, они коротко отсалютовали друг другу - а потом донельзя расстроенный за друга француз подвозил Бергера на своем "Бенеттоне" до боксов. И трибуны шелестели им вслед короткими аплодисментами...

Ольга ЛИНДЕ

Чемпионат мира по автогонкам в классе машин "Формула-1". Одиннадцатый этап. "Гран-при Германии". 28 июля. Автодром "Хоккенхаймринг". 307,022 км (45 кругов по 6823 м). 1. Дэмон ХИЛЛ (Великобритания, "Уильямс-Рено") - 1:21.43,417 (средняя скорость 225,410 км/ч). 2. Жан АЛЕЗИ (Франция, "Бенеттон-Рено") - отставание 11,452. 3. Жак ВИЛЬНЕВ (Канада, "Уильямс-Рено") - 33,926. 4. Михаэль Шумахер (Германия, "Феррари") - 41,517. 5. Дэвид Култхард (Великобритания, "Макларен-Мерседес") - 42,196. 6. Рубенс Баррикелло (Бразилия, "Джордан-Пежо") - 1.42.099. 7. Оливье Панис (Франция, "Лижье-Мюген/Хонда") - 1.43,912. 8. Хайнц-Харальд Френтцен (Германия, "Заубер-Форд") - 1 круг. 9. Мика Сало (Финляндия, "Тиррелл-Ямаха") - 1 круг. 10. Мартин Брандл (Великобритания, "Джордан-Пежо") - 1 круг. 11. Риккарду Россети (Бразилия, "Эрроуз-Харт") - 1 круг. 12. Педро Лами (Португалия, "Минарди-Форд") - 2 круга. 13. Герхард Бергер (Австрия, "Бенеттон-Рено") - 2 круга.

Быстрейший круг в гонке: 1.46,504 (230,628 км/ч) - Хилл (26-й).

Круги лидирования: Бергер с 1-го по 23-й, Хилл с 24-го по 34-й, Бергер с 35-го по 42-й, Хилл с 43-го до финиша. Причины сходов. Герхард Бергер ("Бенеттон-Рано") - 43-й (мотор, но классифицирован). Эдди Ирвин ("Феррари") - 35-й (коробка передач). Джонни Херберт ("Заубер-Форд") - 26-й (вибрация). Педру Паулу Диниц ("Лижье-Мюген/Хонда") - 20-й (мотор). Юкио Катаяма ("Тиррелл-Ямаха") - 20-й (вылет). Мика Хаккинен ("Макларен-Мерседес") - 14-й (трансмиссия). Йос Ферстаппен ("Эрроуз-Харт") - 1-й (вылет).

Стартовое поле. 1-я линия. Хилл - 1.43,912 (236,380 км/ч). Бергер - 1.44,299. 2-я линия. Шумахер - 1.44.477. Хаккинен - 1.44.644. 3-я линия. Алези - 1.44,670. Вильнев - 1.44,842. 4-я линия. Култхард - 1.44,951. Ирвин - 1.45,389. 5-я линия. Баррикелло - 1.45,452. Брандл - 1.45.876. 6-я линия. Диниц - 1.46,575. Панис - 1.46,746 . 7-я линия. Френтцен - 1.46,899. Херберт - 1.47.711. 8-я линия. Сало - 1.48.139. Катаяма - 1.48,381. 9-я линия. Ферстаппен - 1.48,512. Лами - 1.49,461. 10-я линия. Россет - 1.49,551. Время 107% - 1.51,186. Джованни Лаваджи ("Минарди-Форд") не прошел квалификацию - 1.51,357. Команда "Форти-Форд" на старт "Гран-при Германии" не выходила.

Общий зачет чемпионата мира. 1. Хилл - 73. 2. Вильнев - 52. 3. Алези - 31. 4. Шумахер - 29. 5. Култхард - 18. 6-7. Бергер и Хаккинен - по 16. 8 - 9. Панис и Баррикелло - по 11. 10. Ирвин - 9. 11. Френтцен - 6. 12. Сало - 5. 13. Херберт - 4. 14. Брандл - 3. 15 - 16. Ферстаппен и Диниц - по 1.

Кубок конструкторов. 1. "Уильямс" - 125. 2. "Бенеттон" - 47. 3. "Феррари" - 38.4. "Макларен" - 34. 5. "Джордан" - 14. 6. "Лижье" - 12. 7. "Заубер" - 10. 8. "Тиррелл" - 5. 9. "Эрроуз" - 1.