Газета Спорт-Экспресс от 27 июля 1996 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

27 июля 1996

27 июля 1996 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

СПОРТ-ЭКСПРЕСС НА ОЛИМПИАДЕ-96

ВЕЛОШОССЕ

СУПЕРВЕЛОСИПЕДЫ НА БЫВШЕЙ СВАЛКЕ

Алексей ДОСПЕХОВ

из Stone Mountain Park

Изумляюсь практичности американцев! Предела ей, по-моему, просто не существует. Очередное подтверждение этому я получил, побывав в четверг на олимпийском велотреке. Напомню, что расположен он в бережно охраняемом государством Парке Каменной горы, который является одним из крупнейших лесных массивов США. Этот пол у заповедник, названный в честь главной его достопримечательности - удивительной горы к востоку от Атланты (не знаю, правда или нет, но говорят, что каждый год она "растет" на несколько сантиметров), - посещает громадное количество туристов. Привлекают их прежде всего главные достопримечательности Stone Mountain Park - три статуи генералов-конфедератов, выдолбленные в нише Каменной горы на противоположном от трека склоне, а также фуникулер, который за несколько долларов поднимет вас на ее же макушку, и многочисленные и относительно дешевые кемпинги и мотели среди девственных сосновых лесов.

Только вот до недавнего времени на том самом месте, где сейчас трек, располагалась гигантская, под стать самому парку, свалка. Отходы туда свозились чуть ли не со всего штата, и, естественно, туристы обходили стороной это "ароматное" местечко. Администрация парка долго ломала голову над тем, как же избавиться от чертовой свалки. Думали и никак ничего путного придумать не могли. И тут Атланта как раз выиграла право стать хозяйкой Олимпиады-96, появилась необходимость где-то пристроить часть спортивных объектов. В частности, разборный велодром и стадиончик для стрельбы из лука. "Как где! - сразу же воскликнули хозяева парка. - У нас имеется великолепная полянка. Только замусоренная немножко - но это ведь не беда".

Сказано - сделано. В район свалки срочно стали завозить бетон и сваливать его прямо на мусор. Вот так там, где раньше обитали лишь крысы и разное лесное зверье, лакомившееся протухшими консервами, возник уникальный велотрек, о достоинствах которого я рассказал вам в предыдущем номере "СЭ". Что ж, как говорится, дешево и экологично.

А историю эту рассказал мне почтенный служитель парка, с которым мы познакомились, вместе дожидаясь автобуса на Атланту. Дожидались в разном настроении. Он - в хорошем, потому что ехал отдыхать и смотреть гимнастику. Я - в скверном. По двум причинам, напрямую связанным одна с другой. Во-первых, Алексей Марков, вышедший в полуфинал индивидуальной гонки преследования, медаль - даже бронзовую - не получил (а так хотелось, чтобы 17-летнему питерскому парню, у которого, как считают специалисты, огромный потенциал, удача улыбнулась уже на этом олимпийском треке!). А во-вторых, по вине обслуживающего персонала я не смог пообщаться с юной российской звездой. Дело в том, что тех, кто не попал в призеры, на пресс-конференции здесь не приглашают, и дожидаться их нужно в "смешанной зоне". Но для этого сначала приходится просить волонтеров вызвать нужного тебе спортсмена. Миловидная девушка битый час безрезультатно звонила по мобильному телефону в разные инстанции, но никакого результата это не дало. А потом я случайно встретил президента Союза велосипедистов России Ростислава Варгашкина, который сказал, что наша команда в полном составе уже покинула Stone Mountain Park.. "Жаль, - грустно заметил Варгашкин. - Существуй в индивидуальной гонке заезд за бронзовую медаль, у Маркова, наверное, был бы шанс против австралийца".

Австралиец - это Брэдли Макги, который занял третье место. Но он, сами понимаете, ехал в другом - втором - полуфинале. А в первом сошлись Марков и 22-летний француз Филипп Эрмено, которого накануне в беседе со мной Грэм Обри назвал главным фаворитом соревнований. Однако в тот момент знаменитый неудачник квалификации еще не знал, что итальянец Андреа Коллинелли чуть позже побьет на чудо-треке его же - Обри - мировой рекорд, и исходил исключительно из заслуг Эрмено. А их у него действительно побольше, нежели у конкурентов.

Итак, Марков - Эрмено. Дуэль, в которой я, честно говоря, надеялся на чудо. К сожалению, этого самого чуда не произошло, поскольку француз - на суперсовременном велосипеде стоимостью, как утверждают, что-то около пары десятков тысяч долларов - оказался явно быстрее. Эрмено, по сути, выиграл через четыре круга после старта - его преимущество на первом километре составило более секунды. Оставалось лишь ждать, какой результат покажет Марков.

Цифры, которые зажглись на табло против фамилии юного санктпетербуржца, - 4.26,828 - внушали оптимизм. В том, что Коллинелли выиграет во втором полуфинале, никто не сомневался, поэтому основное внимание я обратил на Макги. В его австралийских руках фактически находилась судьба бронзы.

Начал он ни шатко ни валко и на пятистах метрах отставал от графика Маркова без малого на секунду. На двух километрах - на полсекунды. Еще через круг - на две десятых. Сердце нервно забилось: достанет или нет?.. Достал. Буквально на последнем круге, словно внезапно осознав, что упускает возможность войти в олимпийскую историю, Макги заработал, как сумасшедший, и выиграл-таки у Маркова. Немного - всего 0,7, но выиграл. А ведь по правилам бронзовая медаль вручается тому, кто показал в полуфиналах третий результат.

А что же его соперник Коллинелли? - спросите вы. Да соперничества-то никакого в этом заезде и не было. Итальянец, по-моему, использовал полуфинал больше в качестве интенсивной разминки перед решающим заездом. В конце его он настолько сбавил темп, что, казалось, вот-вот остановится. "Экономит силы", - огорченно буркнул сидевший рядом со мной на трибуне коллега из Франции.

Впрочем, думаю, экономить силы Коллинелли было совершенно не нужно, обладай он даром предвидения. За ту паузу, которая возникла между его поединком с Макги и финалом, восстановиться можно было и после двух таких полуфиналов. Дело в том, что у открытых треков, будь они трижды уникальными, все равно есть по крайней мере один бесспорный недостаток - в дождь на них соревноваться невозможно. А когда до выхода Коллинелли с Эрмено на старт оставалось полчаса, над велодромом прогремел гром. Что здесь означает - сейчас начнется нечто.

Ливень состоялся на славу - при виде людей, пытавшихся укрыться под первым попавшимся навесом от сбивающих с ног потоков теплой воды, в голову невольно приходили мысли о стихийном бедствии. Дождь, слава Богу, быстро закончился. Но оставалось неясным, как скоро можно будет возобновить соревнования - трек-то изрядно промок. И хотя работники велодрома успокоили меня, сказав, что тиковое полотно впитывает всю влагу за десять минут, вынужденный перерыв продлился ни много ни мало почти час.

И вот наконец промаявшиеся в боксах своих сборных Эрмено и Коллинелли предстали перед промокшей, но тем не менее выдержавшей испытание ливнем публикой. Подчеркну: публикой по большей части итальянской, которая в свете рекорда Коллинелли предвкушала сверхскорости.

Старт - и Эрмено вырвался вперед. Сначала на доли секунды, но потом, когда позади остались полкилометра, разрыв стал довольно внушительным. Однако на первом же километре Коллинелли оставил от преимущества соперника сотые доли секунды. А дальше... Дальше спортивный интерес к финалу начал испаряться, будто вода с тикового покрытия велодрома, потому что итальянец, который, кстати, старше Эрмено на пять лет, увеличил темп.

По иронии судьбы - надо же такому случиться - во время церемонии награждения снова зарядил (да еще какой!) дождь. И было непонятно, то ли это капли воды текут по лицу Коллинелли, то ли итальянец рыдает навзрыд...

- Я действительно плакал, как ребенок, - признался он на пресс-конференции. - До самого последнего момента не верил, что могу выиграть. Нет, после второго километра, конечно, понял, что шанс есть, но... Понимаете, я до сих пор не верю в то, что стал чемпионом.

А затем журналисты задали Коллинелли самый, наверное, традиционный в последние годы для трековых гонок вопрос: сегодняшняя золотая медаль - это его личный успех или доказательство гениальности создателей его велосипеда? По большому счету вопрос провокационный и обидный. Однако, на мой взгляд, итальянец нашел на него достойный ответ:

- Я и в самом деле благодарен доктору Д'Альмонте, который год назад сделал для меня эту великолепную машину. Только с ее помощью - чего тут скрывать - я стал впервые в жизни демонстрировать результаты в районе 4.24. Но, с другой стороны, это ведь я нашел для себя подходящий велосипед, а не он меня.

Ответ хороший, но сути он не меняет. Даниэль Морелон, знаменитый в прошлом французский гонщик, а ныне один из тренеров Эрмено, в разговоре со мной не без грусти заметил: "Да, Коллинелли сегодня выиграл. Но завтра кто-то изобретет более совершенный велосипед. И итальянца забудут, как только что забыли Обри..."

Stone Mountain Park. 25 июля. Мужчины. Индивидуальная гонка преследования на 4 км. Полуфинал. Филипп Эрмено (Франция) - Алексей Марков (Россия) - 4.24,082 против 4.26.828. Андреа Коллинелли (Италия) - Брэдли Макги (Австралия) - 4.22,775 против 4.26,121. Финал. Коллинелли - Эрмено - 4.20,893 против 4.22,714. Бронзовая медаль по результату полуфинала - Макги. Спринт. После двухкругового турнира в 1/8 финала напрямую пробились Гэри Нейванд (Австралия), Куртис Харнетт (Канада), Марти Нотштайн (США), Йене Фидлер и Айк Покорны (Германия), Даррин Хилл (Австралия), Павел Буран (Чехия), Флориан Руссо (Франция) и Виестурс Берзиньш (Латвия), через заезды надежды - Роберто Кьяппа (Италия), Хосе Морено (Испания) и Фредерик Мань (Франция).

Женщины. Индивидуальная гонка преследования на 3 км. Квалификация (восемь лучших -в 1/4 финала). 1. Антонелла Беллути (Италия) - 3.34,130. 2. Марион Клинье (Франция) - 3.35,774. 3. Ивонн Макгрегор (Великобритания) - 3.39,545. 4. Ребекка Твигг (США) - 3.39,849. 5. Юдит Арндт (Германия) - 3.40,335. 6. Сара Ульмер (Новая Зеландия) - 3.43,176. 7. Раса Мажейките (Литва) - 3.43,590. 8. Кати Уотт (Австралия) - 3.43,658... 10. Наталья Каримова (Россия) 3.45,246... 12. Сейко Хашимото (Япония) - 3.52,745. Состав четвертьфиналов. Твигг - Арндт. Макгрегор - Ульмер. Клинье - Мажейките. Беллути - Уотт. Спринт. После дву/круговых заездов в 1/4 финала напрямую вышли Мишель Феррис (Австралия), Фелисия Балланже (Франция), Оксана Гришина (Россия), Ингрид Харинга (Голландия), Танья Дубникофф (Канада) и Аннетт Нойманн (Германия), через заезды надежды - Эрика Салумяэ (Эстония) и Ван Янь (Китай). За бортом осталась знаменитая американка Конни Параскевин-Янг, проигравшая в надежде Салумяэ.