Газета Спорт-Экспресс от 19 июля 1996 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2

19 июля 1996

19 июля 1996 | Футбол

ФУТБОЛ

Анатолий БАЙДАЧНЫЙ

ИГРОКИ ПОШЛИ К КОРОЛЮ И... ТРЕНЕРА СНЯЛИ

Вряд ли кто предполагал, что бывший игрок московского и минского "Динамо" Анатолий Байдачный, ныне тренер, выигравший со сборной Сирии Кубок Азии, а потом год работавший в Кувейте с клубом "Ярмук", окажется в тираспольском "Тилигуле". Всего месяц у него был на то, чтобы привести молдавскую команду в боевую готовность перед отборочным раундом Кубка УЕФА. Сбор проходил на базе в "Стайках", от которой до столицы Белоруссии, где живет семья Байдачного, двадцать минут езды на машине. По иронии судьбы жребий выбрал в соперники "Тилигулу" минское "Динамо-93". Перед матчем с Байдачным встретился корреспондент "СЭ". Разговор начался с жизни в Сирии и Кувейте и с арабского футбола.

-Сирия и Кувейт сильно отличаются друг от друга?

- Безусловно. Разница в экономике, в уровне жизни. Что касается спорта, то, несмотря на любительский статус команд, каждый кувейтский клуб имеет отличную базу. Клубы культивируют многие виды спорта, а это значит, что в распоряжении спортсменов великолепные манежи, теннисные корты, бассейны, игровые залы, футбольные поля. Каждый футбольный клуб имеет стадион, рассчитанный на 30 - 40 тысяч зрителей. Много тренировочных полей, много иностранных тренеров, которые работают и с детскими командами, и со взрослыми.

В общем, хорошо в Кувейте. Единственное, что не дает кувейтскому футболу прогрессировать, - отсутствие профессиональных клубов. Если в восьмидесятых Кувейт был в числе законодателей мод в Азии, выступал в чемпионате мира, то со временем к нему подтянулись Эмираты, Саудовская Аравия, Южная Корея. А подтянувшись, создали у себя схему профессионального футбола и теперь моду диктуют они. Что же касается Сирии, то там немало перспективных футболистов. В стране любят футбол - стадионы по время матчей национального чемпионата заполняются практически полностью, но в Сирии нет такого мощного экономического базиса, как в Кувейте.

-Получается, вы пошли на повышение.

- Не сказал бы. Хотя все тренеры, поработав в Азии, мечтают попасть в Кувейт или в Эмираты. Это естественно - там больше платят. Но с другой стороны, мне как профессионалу хочется попробовать себя там, где есть профессиональный футбол. Тренер не может раскрыть свой потенциал, работая с любителями, которые тренируются один раз в день. Хорошо в Кувейте работать тренеру, которому 50 - 55 лет, который уже не ставит перед собой грандиозных задач...

-Вы часом не Лобановского ли имели в виду?

- Нет. Лобановский по своему складу человек постоянно жаждущий успеха.

-Тогда я не удивляюсь, почему в мае он поскандалил с руководством кувейтской федерации футбола.

- Валерий Васильевич потребовал отставки пяти или шести членов федерации футбола, которые создавали напряженную обстановку. Состоялось заседание федерации, после которого контракт с Лобановским был разорван. Теперь кувейтская сторона обязана выплатить ему неустойку.

-Похожую историю я слышал о взаимоотношениях сирийской федерации и тренера Байдачного...

- Действительно, ситуация довольно схожая и, можно сказать, типичная. Когда между своими идет война за престол, иностранный тренер оказывается меж двух огней. А когда арабы между собой наконец договариваются, выясняется, что во всем виноват тренер. И не важно, какой он национальности - русский, немец или голландец. Помните, перед чемпионатом мира в сборной Саудовской Аравии сняли тренера-голландца? Он два месяца всего проработал с командой. Просто не понравился игрокам сборной. Они собрались, пошли к королю, и тренера убрали. Вот так дела там делаются. Тот, кто думает, что в нефтяных странах очень легко работать, ошибается. Там каждая игра, даже товарищеская, может быть у тебя последней. Арабы не понимают, что ты пробуешь какие-то варианты, тактику. Им нужна только победа. Такой народ, и никуда тут не денешься. А тренер должен находить способы выжить в этом мире.

Вот Лобановский создал интересную команду, которая играла в современный футбол. Она уже умела в течение девяноста минут прессинговать. А ему говорят: "Зачем нам прессинговать, давайте будем играть в бразильский футбол". Объяснили, что бразильцы сами давно ушли от трюкового футбола, они уже давно прессингуют, но что толку? Говорят: "Пусть они с мячом поиграются". Но в футбол нельзя играться, в него надо играть!

В Кувейте выбрали удобный момент, чтобы снять Лобановского, когда он фактически уже вывел команду в финал Кубка Азии. Но не думаю, что Валерий Васильевич по этому поводу сильно переживает. Это человек, который не позволит себя унизить и всегда сможет за себя постоять. Поступил он правильно, ну а в предложениях, думаю, недостатка испытывать не будет.

-По приезде в Кувейт у вас был с Лобановским разговор на тему местного менталитета?

- Отличительная черта Кувейта - богатство. Богатство порождает лень. Наверное, на каждого кувейтца приходится по два индуса. Для чего? Принести чай, нажать на кнопку, чтобы открылся сейф, - самому-то лень протянуть руку.

У 16 - 18-летних ребят свои "Мерседесы". Шестисотые. У каждого школьника в кармане радиотелефон. А вдруг захочется маме позвонить или с другом поговорить?

Такой образ жизни не предполагает сверхусилий для достижения каких-то целей в спорте. К тому же он у них непрофессиональный. А талантливой молодежи в Кувейте много. Ребята с детства занимаются у хороших тренеров, но потом, вырастая, либо уезжают в Америку учиться, либо бросают футбол. Это одна из отличительных черт страны - имея все, они этим не пользуются.

-То есть, приезжая на тренировку, вы со временем привыкли оставлять свое авто в окружении шестисотых кабриолетов...

- У моих футболистов разные машины. И немецкие, и американские, и итальянские. Меня вот что удивило. Как-то приехали на тренировку на Центральный стадион, поставили машины возле поля. А на нем газон сыроватый - дождь недавно прошел. Давайте, говорю, перейдем на соседнее поле - оно примерно в пятидесяти метрах было. Смотрю, вся команда разворачивается - и по машинам. Я потом у них спрашиваю: "Ребята, зачем на машинах, тут ведь пешком всего ничего идти?" "А зачем, - отвечают, - если можно подъехать? "

-Наверное, это была проблема - заставить крутых по нашим меркам кувейтских ребят работать на тренировке так, как это было нужно главному тренеру.

- А вот тут надо проявить фантазию, суметь заинтересовать футболистов. Интересными упражнениями, особыми отношениями с ними.

-Это как?

- Просто уметь найти общий язык с ребятами. Ко мне люди из команды подходили и говорили: "Нам клуб ничего не дает, мы, мистер Анатолий, тренируемся только ради вас". Уважали меня. Все строилось только на доверительных отношениях. На диктате в Кувейте не поработаешь. Нет рычагов управления. Человек не хочет - его не заставишь.

-Воду в таких случаях возят на легионерах...

- У нас их было двое: югослав - неплохой игрок - очень прилично провел сезон. А второй - Владимир Мигурский из Могилева. От его услуг клуб в ходе сезона отказался.

Первая проблема русских незнание языка. В таком случае ты не можешь общаться с партнерами, по существу, становишься чужим в команде. Человек постоянно находится рядом с тренером, что порождает массу конфликтных ситуаций. К тому же Мигурский, кроме нескольких успешных игр, ничем себя не проявил.

-Сдается мне, наскучили вам любители в богатой стране...

- Конечно, хочется работать в профессиональном футболе, воплотить, как говорится, плоды своего творчества в жизнь, но... У нас негде работать. Единственная страна, где что-то делается, - это Россия. Вот если получится, туда и уеду. То, что я сейчас работаю с "Тилигулом", по большому счету, дело временное. "Тилигул" - частная команда. Сегодня тебе дают деньги, завтра могут не дать. Но дело далее не в них, надо ведь и удовольствие от работы получить.

-Мне кажется, что европейскому тренеру вырваться из Азии не легче, чем его соотечественнику-футболисту из чемпионата Израиля. Может быть, ошибаюсь?

- Тренеру действительно попасть в Европу нелегко. Я не хочу говорить, что бал правит некая мафиозная структура, но определенные аналогии возникают. Вы посмотрите, как меняются тренеры в Европе - они же ходят по кругу друг за другом из клуба в клуб! И я думаю, что русским пока туда ходу нет. И не потому, что у нас плохие специалисты. У нас тренеры, считаю, одни из лучших были.

-Почему были?

- Да потому, что зачастую команды из бывшего Союза возглавляют президенты клубов. Есть где-то еще такое извращенное понятие о тренерской деятельности? Вы можете себе представить Берлускони тренером "Милана"? Я - нет. А у нас это воспринимается абсолютно нормально. Поэтому и футбол такой. Почему так отвратительно выступила сборная России на чемпионате Европы? Да потому, что играла в футбол 50-х годов. А почему она так играет? Да потому, что людей в клубах зачастую готовят непрофессионалы.

-Костяк сборной России составляли все-таки легионеры...

- Я считаю, что Романцев взял отыгранных футболистов. Они же закончили с футболом! Завершают карьеру в тридцать пятых лигах. Исключение составляют разве что Канчельскис и Бесчастных. Карпин еще в неплохой команде выступает. А вот скажите мне, "Овьедо" - это хороший клуб? Я не представляю, как можно перейти из клуба - участника Лиги чемпионов в заурядный испанский!

-Но ведь не все решает престиж клуба. Есть еще такие понятия, как "условия", "необходимость обеспечить будущее своей семьи".

- По моим сведениям, Онопко зарабатывал в "Спартаке" около 40 тысяч долларов в месяц. Не думаю, что "Овьедо" смог предложить ему намного больше. Кроме того, каждый футболист по идее должен стремиться к игре на самом высоком уровне, ведь только в ней он может раскрыть свои лучшие качества, только от нее получить истинное удовольствие.

А когда лучшее меняют на худшее, то причина ясна - футболист заканчивает играть. Но ведь Виктор достаточно молодой человек. Что он приобрел в результате отъезда в Испанию? "Русский" Онопко играл гораздо сильнее. А что "испанский" сейчас делал в сборной? Он же еле двигался!

-Сейчас все горазды ругать Романцева...

- При чем здесь Романцев? Его не надо ругать. Вот вы мне задали вопрос про футболистов, которые играют за рубежом. Отвечу словами Кройфа: "Русский зарабатывает 700 тысяч и перестает работать, немец зарабатывает миллион и думает о том, как заработать второй". Мы не умеем работать. Это не только к спорту относится, ко всей нашей жизни.

-Вы, видимо, из категории тех, кто способен работать?

- Я могу работать с классными командами. За время, проведенное в Сирии, все-таки показал результат. Были победы над сборными Японии, Саудовской Аравии и другими. Все равно, где работать - в Сирии, со "Спартаком", с "Торпедо", везде надо показывать результат. Это - первый критерий работы. Не надо мне Германии, Франции, Италии. Меня вот недавно в Саудовскую Аравию приглашали. Контракт - 15 тысяч в месяц. Но я никогда в жизни туда не поеду. Не мое. Я хочу работать дома, иметь нормальные условия, нормальную команду и возможность претворять свои идеи в жизнь.

-В клубе какой страны искать в новом сезоне поклонникам Байдачного-тренера своего героя?

- Вот закончу с "Тилигулом" европейский турнир... А потом... Если не поступит предложений из России, буду обращаться к своим менеджерам. Они хорошо знают Азию и постоянно отрабатывают какие-то варианты. А вот что касается России, то здесь менеджера у меня нет. И поэтому перспектива работы на бескрайних просторах представляется чисто случайной. В данном случае, кстати, менеджером выступает ваша газета. Я думаю, что ее читают президенты всех российских клубов. Может быть, заинтересуются.

-Вы не похожи на человека, который привык полагаться на волю случая.

- Конечно, я не сижу на месте. Запасной вариант у меня есть, и семья может не опасаться, что осенью я останусь без работы.

Сергей ЩУРКО

Минск