Газета Спорт-Экспресс от 16 июля 1996 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

17 июля 1996

17 июля 1996 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Десятый этап: "ГРАН-ПРИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ"

Месяц назад в Канаде взрослый дядя обидел маленького мальчика. Маленький мальчик пришел играть во взрослые игры, как и все маленькие мальчики, абсолютно уверенный в том, что он - самый сильный. И быстренько сделал программное заявление: "Мы с Дэмоном здесь не для того, чтобы делать друг другу подарки".

Месяц назад в Канаде Дэмон Хилл вполне в духе этого заявления не сделал Жаку Вильневу подарка. Ни одного - ни в квалификации, ни в гонке. И Вильнев обиделся. Может, решил (как частно это делают маленькие дети), что подарков делать не будет он, а ему - будут? А может, расстроило его другое? Ведь из ИНДИКАРа многообещающего канадца везли в Европу для того, чтобы он победил Шумахера. Про Хилла разговора не было. Этот соперник - внеплановый, а значит, его не должно быть! Но он - есть. И прежде, чем победить Шумахера (которому и самому еще предстоит победить "Феррари"), нужно сначала одолеть двукратного вице-чемпиона мира.

Видимо, мало-помалу перспектива схватки с партнером по команде доходит до сознания будущего (по всеобщему мнению) чемпиона мира Жака Вильнева. По крайней мере, приехав в Англию, он перестал скрывать свое разочарование исходом канадского "Гран-при": "В Монреале Дэмон отравил мне уик-энд, в Англии я намерен отплатить ему той же монетой".

Хилла подобный демарш младшего не удивил. "Я был уверен, что Жак в Сильверстоуне будет предельно собран, - сказал лидер 47-го чемпионата мира. - С каждым днем он становится все опаснее, с ним все труднее бороться, а это значит, что вопрос о чемпионе мира остается открытым".

Кроме Вильнева Хилл по-прежнему не спускает глаз и с Михаэля Шумахера: "Черная полоса для "Феррари" не может длиться вечно, и Шумахера ни в коем случае нельзя сбрасывать со счета!" Видимо, для того, чтобы со счета не стали сбрасывать не только двукратного чемпиона мира, но к его нынешнего партнера по "Феррари" Эдди Ирвина, этот последний в минувшую пятницу под одобрительными взглядами самого Джованни Аньелли, отныне (по причине пенсионного возраста) почетного президента "Фиата" и хозяина "Феррари", а также президента Скудерии Луки ди Монтеземоло (в Сильверстоуне в лагере "Феррари" случился полный сбор - перед лицом свалившихся неприятностей Скудерия демонстрировала миру единство и сплоченность своих рядов) отважился на весьма агрессивный выпад в адрес Хилла, квалифицировав англичанина как бездарность, за которую все делает его машина: "Класс настоящего пилота определяется, когда он управляет не самой лучшей машиной, что лишний раз доказывает всем Михаэль на "Феррари"!

Эту атаку расстроенных ферраристов Хилл и вовсе оставил без внимания (что нельзя сказать о его английских фанах - в ночь с пятницы на субботу в кемпинге возле автодрома англичане сделали налет на лагерь болельщиков Шумахера, потоптали флаги и побили все бутылки с пивом, что дало Михаэлю повод в субботу, на послеквалификационной пресс-конференции, пошутить - "Не хочу плохо думать обо всех англичанах, скорее всего это были местные любители пива..."), ответив на нее не словесно, а делом. Сильверстоун. - весьма напряженная с точки зрения пилотирования трасса, две первых трети которой носят ярко выраженный скоростной характер, последняя же, медленная, проходится на чистой воды пилотской технике. Так вот, быстрее Хилла ее в субботу во время квалификации не прошел никто! Многие, не только Шумахер и Вильнев, на первых двух третях показывали время лучшее, чем у лидера "Уильямса", но все они в последней трети это преимущество теряли, причем с избытком. Хилл же, напротив, на этих петляющих, вертлявых "Эбби", "Прайори", "Лаффилдс", "Бруклэндс" и "Вудкоте" отыгрывался! А это на машину уже не спишешь.

Субботняя квалификация прошла напряженно, хотя обладатель поула (то есть Хилл) стал известен задолго до ее окончания. Первым стрельнул Шумахер, на первых же минутах, на первом же летучем круге показавший 1.27,707. Это, как оказалось, был единственный результативный "выстрел" чемпиона. Минут двадцать, даже почти полчаса царило затишье, а потом - друг за другом - из боксов выехали Вильнев и Хилл. Дуэльная перестрелка завершилась в пользу младшего: Вильнев - 1.27,702, Хилл - 1.27,558, Вильнев - 1.27,160. Шумахеру это не понравилось, но из его попытки ничего не получилось - ошибка, еще одна, чуть не стоившая вылета с трассы, смена резины коту под хвост, а результат тот же. В эти минуты шла борьба за места, начиная с третьего и ниже (хотя так уж всерьез на позицию Шумахера никто не покусился). А за двадцать минут до конца сеанса - то есть в тот момент, когда на контратаку любому оставалась прорва времени! - из боксов выехал Хилл.

И - сразу же - 1.26,875. Все? Все!

Вильнев попытался не согласиться с аргументами старшего, но, несколько раз кряду проехав на рубеже 1.27,3 - 1.27,4, вернулся в боксы, где поменял боевую машину на запасную, которая в Англии была настроена под него. Но лучшее, что у него вышло на этом "Уильямсе", - 1.27,070.

- Поул в Сильверстоуне отнюдь не решающий фактор, однако я был бы очень расстроен, если бы он от меня уплыл, - признался Хилл на субботней пресс-конференции. - Но этого не случилось, потому что я сражался за него с сердцем нараспашку!

- Это была замечательная битва, - согласился с партнером вынашивавший планы мести Вильнев. - И на завтра я настроен весьма агрессивно! Я, как и Дэмон, думаю, что гонка будет равной. Мы устроим хорошее шоу для публики!

- Я думаю, что достиг сегодня абсолютного максимума, - констатировал, в свою очередь, Шумахер. - Я предполагал, что буду именно на этой позиции, и должен признать - приятно опередить в Англии кучу английских команд, изучивших Сильвестроун как свои пять пальцев!

После этого немец и англичанин дружно посетовали на своих фанов, устроивших разборку в кемпинге, - Хилл не скрывал, что почти зол на это ("Мы так нуждаемся в здоровой атмосфере в нашем виде спорта! Национализм - это такая мерзость!"), Шумахер же был почти добродушен ("Меня всегда вполне тепло принимают в Англии, особенно теперь, когда я - пилот "Феррари", а эти... Бог с ними!").

Короче, давние соперники, честно постаравшись на время позабыть о своей личной междоусобице, сделали все, чтобы тучи рассеялись. Но утро воскресенья встретило пелотон... ливнем! Он разразился в пять часов утра, и к разогревочной тренировке капать почти перестало, но дорога была полна луж. Гонщики выехали на "мокрой" резине, но тучи, попугав "Формулу" и удовлетворившись, отбыли в неизвестном направлении. Так что уже к концу этого получаса дорога совершенно просохла. Лучшим был результат удачно квалифицировавшегося накануне Хаккинена (4-й) - 1.28,993 (следом - Вильнев и Хилл), лить подтвердивший неслучайность показанных накануне, в субботу, секунд. Видимо, неизбежный в период восстановления после таких травм, как аделаидская, провал миновал, Мика стабилизировался в своих физических кондициях и начал обретать второе дыхание. Результаты "Макларена" тут же - пусть медленно! - поползли вверх.

Сильверстоун... Место легендарное для Формулы-1. Место, где 47 лет назад этот чемпионат праздновал свой день рождения. Автодром, оставшийся почти неизменным (в отличие от подавляющего большинства других) после известных событий весны 94-го, победа на котором так же ценна и престижна, как и победа в Монако. Как же по-разному готовились гонщики к старту в этой английской гонке! Бергер, позевывая и перебрасываясь словами со своим инженером Ником Виртом, бинтовал руки, Алези оч-чень внимательно слушал последние советы Пэта Симмондса, своего гоночного инженера, Шумахер, о чем-то раздумывая, дергал из стороны в сторону массивным породистым подбородком, Вильнев, как статуя, замер в своем кокпите, Хилла же вообще нигде не было видно. Лишь за несколько минут до старта он уселся в свой "Уильямс", к нему склонился Патрик Хед, настойчиво и убедительно что-то говоривший. Дэмон коротко кивнул в ответ - и пит-лайн, как по команде, очистилась. Это значит - до прогревочного круга полминуты.

С Шумахером на прогреве ничего не случилось. Старт же навеял дорогие сердцу воспоминания - так же, по обочине, в 85-м в Сильверстоуне стартовал Айртон Сенна на "Лотусе", с четвертого места на поле оказавшийся в первом повороте впереди обоих "Уильямсов" и "Макларена" Проста. Теперь точно такой же маневр с разных сторон трека совершили Алези и Хаккинен, причем француз на "Бенеттоне" преуспел больше - метров двести он шел колесо к колесу с Вильневом, и только здравый смысл и недостаток скорости заставили Жана пропустить Жака в лидеры гонки. А что же Хилл? Видимо, его мысли были целиком заняты партнером - он сдвинулся с места одновременно с Вильневом, они оказались слишком, опасно близко друг к другу, и Дэмон нажал на тормоза, дабы не искушать судьбу (столкновение было очень даже возможно, учитывая сверхагрессивный настрой канадца, но если последний волен заботиться только о собственных интересах в чемпионате, то Хилл никогда не сбросит с себя ответственности за команду) - и пропустил не только Вильнева, но и Хаккинена, и Алези, и Шумахера! Немец мгновенно забыл обо всем и сознательно заблокировал англичанина.

Трудно сказать, это ли упрямство стоило Шумахеру гонки, но спустя два круга задняя часть его болида окуталась легким синеватым дымком. Он коптил небо еще круг и только потом заехал в боксы, чтобы уже не выезжать оттуда. А еще пару кругов спустя к нему присоединился и Ирвин, который тоже целый круг поливал водой и маслом асфальт Сильверстоуне! Непрофессионально, как сказали бы Ален и Айртон, а в их устах это было самым жестоким обвинением. Боксы "Феррари" мгновенно занавесили железными жалюзи, пряча свою боль и свой позор.

И впереди пелотона на лихом коне по кличке "Уильямс" без всяких проблем мчался Вильнев. Его преимущество над Алези росло как на дрожжах - примерно, как преимущество Шумахера над Вильневом в Испании: канадец проходил круги в среднем на две секунды быстрее! Надо сказать, что Жан не усердствовал, видимо, ведя гонку с расчетом на подиум. Позади него активно пробивался на третье место Хилл, но в повороте "Копс" зад его болида сорвало - и англичанин оказался в гравии. Комментатор "Евроспорта" Джон Уотсон сразу сказал, что причина аварии - механическая. Как выяснилось позже, неполадки в передней подвеске Хилл почувствовал еще пятью кругами раньше.

Накануне этапа, который он так мечтал выиграть во второй раз, Хилл пообещал, что будет улыбаться весь уик-энд, что бы ни случилось. Он вылез из машины и честно попытался улыбнуться. Не вышло...

После того как Хилл сошел, Вильнев больше не оглядывался ни на кого. Даже тактика двух (по сравнению с одним у Алези и Бергера) пит-стопов не поставила под угрозу его лидирующие позиции. Пересекая финиш, Жак избил кулаком весь воздух Сильверстоуне вокруг себя, а после, сидя в кокпите, сиял глазами - эта большая победа была очень желанной для маленького мальчика!

- Если бы Дэмон не совершил ошибки, его было бы очень трудно обыграть, - сказал Жак. - Но он исчез очень быстро. Я стартовал отлично и нимало не задумывался о том, что там случилось с Дзмоном. Его проблемы меня не заботили - я лишь порадовался им! С начала сезона у нас было несколько неплохих результатов, но каждый раз мы финишировали только вторыми за ним и страстно желали в конце концов его опередить! Весь этот уик-энд Дэмон был не таким, как на предыдущих гонках. Несколько последних дней он разговаривал со мной далеко не так открыто, как раньше. Ну и пусть! Мои шансы растут час от часу. Впереди еще пять гонок, нас разделяют всего 15 очков - и все возможно!

А через час после финиша "Бенеттон" подал протест на машину Вильнева, в котором говорилось, что отводящие элероны передних антикрыльев его машины вне регламента. После пяти часов разбирательства протест был отклонен, но "Бенеттон" подал апелляцию на решение стюардов в FIA. Так что результаты "Гран-при Великобритании" пока предварительные...

Ольга ЛИНДЕ

Чемпионат мира по автогонкам в классе машин "Формула-1". Десятый этап. "Гран-ПриВеликобритании". 14 июля. Сильверстоун. 309,392 км (61 круг по 5072 м). 1 . Жак ВИЛЬНЕВ (Канада, "Уильямс-Рено") - 1:33.00,874 (средняя скорость 199,576 км/ч). 2. Герхард БЕРГЕР (Австрия, "Бенеттон-Рено") - отставание 19,026. 3. Мика ХАККИНЕН (Финляндия, "Макларен-Мерседес") - 50,830. 4. Рубенс Баррикелло (Бразилия, "Джордан-Пежо") - 1.06,716. 5. Дэвид Култхард (Шотландия, "Макларен-Мерседес") - 1.22,507. 6. Мартин Брандл (Великобритания, "Джордан-Пежо") - 1 круг. 7. Мика Сало (Финляндия, "Тиррелл-Ямаха") - 1 круг. 8. Хайнц-Харальд Френтцен (Германия, "Заубер-Форд") - 1 круг. 9. Джонни Херберт (Великобритания, "Заубер-Форд") - 1 круг. 10. Йос Ферстаппен (Голландия. "Эрроуз-Харт") - 1 круг. 11. Джанкарло Фисикелла (Италия, "Минарди-Форд") - 2 круга.

Круги лидирования: Вильнев с 1-го по 23-й, Алези с 24-го по 30-й, Вильнев с 31-го до финиша.

Быстрейший круг в гонке: 1.29,288 (204,497 км/ч) - Вильнев (21-й).

Причины сходов. Жан Алези ("Бенеттон-Рено") - 44-й (тормоза). Оливье Панис ("Лижье-Мюген/Хонда") - 41-й (вылет с трассы). Педро Паулу Диниц ("Лижье-Мюген/Хонда") - 39-й (мотор). Дэмон Хилл ("Уильямс-Рено") - 27-й (разворот и вылет из-за неисправности стойки передней подвески). Педро Лами ("Минарди-Форд") - 22-й (гидравлика коробки передач). Риккардо Россет ("Эрроуз-Харт") - 14-й (мотор). Юкио Катаяма ("Тиррелл-Ямаха") - 13-й (мотор). Эдди Ирвин ("Феррари") - 5-й (дифференциал). Михаэль Шумахер ("Феррари") - 3-й (гидравлическая система коробки передач).

Стартовое поле. 1-я линия. Хилл - 1.26,875 (средняя скорость 210,177 км/ч). Вильнев - 1.27,070. 2-я линия. Шумахер - 1.27,707. Хаккинен - 1.27,856. 3-я линия. Алези - 1.28,307. Баррикелло - 1.28,409. 4-я линия. Бергер - 1.28,653. Брандл - 1.28,946. 5-я линия. Култхард - 1.28,966. Ирвин - 1.29,261. 6-я линия. Френтцен - 1.29,591. Катаяма - 1.29,913. 7-я линия. Херберт - 1.29,947. Сало - 1.29,949. 8-я линия. Ферстаппен - 1.30,102. Панис - 1.30,167. 9-я линия. Диниц - 1.31,076. Фисикелла - 1.31,365. 10-я линия. Лами - 1.31,454. Россет (результат бразильца - 1.30,529 - был 17-м, но он был дисквалифицирован и стартовал с последнего места из-за того, что во время квалификации игнорировал команду стюардов заехать для техосмотра).

Время 107 % - 1.32,956. Гонщики "Форти" не прошли квалификацию (Андреа Монтермини - 1.35,206; Лука Бадоер - 1.35,304).

Общий зачет чемпионата мира. 1. Хилл - 63. 2. Вильнев - 48. 3. Шумахер - 26. 4. Алези - 25. 5 - 7. Бергер, Хаккинен и Култхард - по 16. 8. Панис - 11.9. Баррикелло - 10. 10. Ирвин - 9. 11. Френтцен - 6. 12. Сало - 5.13. Херберт - 4.14. Брандл - 3. 15-16. Ферстаппен и Диниц - по 1.

Кубок конструкторов. 1. "Уильямс" - 111. 2. "Бенеттон" - 41. 3. "Феррари" - 35. 4. "Макларен" - 32. 5. "Джордан" - 13. 6. "Лижье" - 12. 7. "Заубер" - 10. 8. "Тиррелл" - 5. 9. "Эрроуз" - 1.