Газета Спорт-Экспресс № 169 (6820) от 4 августа 2015 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

4 августа 2015

4 августа 2015 | Хроника

ХРОНИКА

Первые итоги уникального проекта Олимпийского комитета России.

“ОЛИМПИЙСКИЙ ПАТРУЛЬ” НА СТРАЖЕ СПОРТА

В прошлом году Олимпийский комитет России запустил уникальный проект “Олимпийский патруль”, направленный на максимальное вовлечение подрастающего поколения в занятия физкультурой и спортом в рамках программы МОК “Спорт для всех”. Сейчас уже можно подводить первые итоги работы “Патруля”, тем более что позади год активной фазы проекта в Общеобразовательных школах, а нынешнее лето специалисты и олимпийские чемпионы - участники программы провели в детских лагерях - “Орленке” и “Артеке” и “Океане”.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ

В России всегда много говорилось и говорится о том, как важно развивать детский и юношеский спорт, ведь именно из него вырастают чемпионы. Существует и государственная программа развития спорта, которой нужны инструменты для воплощения ее в жизнь. Только не всегда от слов и теории дело доходит до эффективного практического применения. Необходимы масштабные, продуманные проекты.

В Международном олимпийском комитете уже давно работает программа “Спорт для всех”, которая подразумевает вовлечение всех категорий населения планеты в занятия спортом, в приверженность ценностям здорового образа жизни. Ведь чем больше людей занимается спортом, тем здоровее они становятся, тем больше интерес к спортивным событиям, и далее по цепочке.

В России реализует эту программу ОКР. В комитете создан специальный отдел, который разрабатывает в рамках общей концепции свои проекты. В частности, “Олимпийский урок”.

Но “Урок”, хоть и популярный, и успешный - все же разовая акция. Спортсмены приезжают в школу, проводят один урок, и на этом история завершается. После Игр в Сочи Олимпийский комитет России разработал такой инструмент, аналогов которому нет нигде в мире.

“Проект несет правильные ценности для ребят. Спорт - это не просто мода, потому что вся страна этим увлечена, спорт - это реальная необходимость нашей жизни, это наше здоровье, это наши мечты, это наша реализация”, - отметила олимпийская чемпионка Турина в конькобежном спорте Светлана Журова, которая этим летом сама участвовала в “Патруле”.

“Олимпийский патруль” вобрал в себя многое, в том числе и “Урок”. Эта программа предполагает приезд в школу или летний лагерь серьезной команды, которая на целый день превращает школу в олимпийский лагерь с олимпийским распорядком дня, с большим количеством мастер-классов от олимпийских чемпионов, с тем же самым “Олимпийским уроком”, но не для одного класса, а для всей школы.

“Я безумно рада, что есть такой проект, как “Олимпийский патруль”, рада, что в нашей стране опять стал популярен спорт, как это было в СССР. Все уже подзабыли, что спорт объединяет. Сейчас с помощью этой программы дети знакомятся с легендарными спортсменами. Когда к ним приезжают чемпионы, они начинают хотеть быть похожими на них. Этот проект, я считаю, лучший из того, что было придумано”, - рассказала олимпийская чемпионка Сиднея по художественной гимнастике Елена Шаламова.

КАК И ГДЕ ЭТО ПРОХОДИТ

“Олимпийский патруль” функционирует постоянно. Все началось в июле 2014 года в “Орленке” и “Артеке”, но детскими лагерями не ограничилось. Во время учебного года рейды “Олимпийского патруля” почти каждую неделю проходят по школам в разных регионах. Разница лишь в том, что в летнем лагере “Патруль” проводится в два дня, в общеобразовательной школе - один. Но суть остается одной и той же.

Все, что нужно во время учебного периода, - согласие администрации школы отменить на один день все занятия и предоставить “Олимпийскому патрулю” возможность весь день провести с ребятами. Школа переводится на “олимпийский” режим работы даже со специальным меню. Никаких продуктов “Патруль” с собой не привозит, но стандартные блюда получают совершенно новое звучание: каша “Здоровье”, бутерброд “Каскад”, овощи “Олимпийские ценности”, компот “Вкусный.Спортивный.Твой” или чай “Олимпийский огонь”.

Обычно за день до мероприятия группа специалистов ОКР приезжает, чтобы провести необходимую подготовку, а на следующий день приезжают непосредственные организаторы во главе с олимпийскими чемпионами. Достаточная базовая инфраструктура - актовый и спортивный залы, поэтому провести “Патруль” по большому счету можно где угодно.

Что входит в программу “Олимпийского патруля”? В базовой версии это “Олимпийский урок”, система тестирования физической подготовки, мастер-классы и соревнования, которые проводят олимпийские чемпионы. Ну и, конечно, автограф-сессии, фотографии. Ни от школ, ни от летних лагерей никакой особой подготовки не требуется. Задача “Олимпийского урока” - рассказать об олимпийских ценностях, об истории спорта, о том, как здорово быть здоровым.

“Нужно прививать детям любовь к спорту, рассказывать им о спортивных событиях и об истории Олимпийских игр. Сейчас в жизни ребенка очень много компьютеров, телефонов и другой техники, они проводят очень много времени за гаджетами. А “Патруль” призывает полюбить спорт. Я благодарен ОКР за этот проект”, - подчеркнул олимпийский чемпион по вольной борьбе Атланты-1996 Хаджимурад Магомедов, который возглавлял “Патруль” в “Артеке”.

Система тестирования “Чемпион Олимпа” - это специальный комплекс упражнений, который позволит любому ребенку оценить степень своей физической готовности и понять, над чем нужно работать - над силой, гибкостью или выносливостью. Эти упражнения - отжимания, прыжок в длину с места, удержание тела в висе на перекладине, наклон вперед из положения сидя, поднимание туловища из положения лежа и прыжки через скакалку, то есть все то, что делается на обычных уроках физкультуры. Но сделав все в комплексе, можно понять, в чем твоя сила и слабость. Тем более когда об этом скажет олимпийский чемпион.

Соревнования - это обычно квест “Книга олимпийских рекордов”, который может модифицироваться в зависимости от количества учеников или отдыхающих. Например, в этом году в “Орленке” и “Артеке” в соревнования входил тройной прыжок. Ребята старались повторить мировой рекорд в этой дисциплине легкой атлетике, а победителем становился тот, кто затрачивал на преодоление этого рекорда наименьшее количество прыжков.

В летних лагерях программа чуть шире. Проводится, например, олимпийская зарядка. Олимпийская чемпионка Барселоны-92 по легкой атлетике Лилия Нурутдинова проводила с ребятами силовую зарядку в течение 15 минут. Именно ту зарядку, которую делают профессиональные спортсмены в легкой атлетике. Выдержали не все, зато почувствовали отличия от обычной зарядки. А вот Светлана Журова, наоборот, сама встала вместе с ребятами и сделала те упражнения, которые они делают каждый день.

Олимпийский чемпион по биатлону Дмитрий Васильев за четыре дня в “Океане” не только провел зарядки, мастер-классы и игры, но и много пообщался с детьми, для которых такой гость на Дальнем Востоке - событие крайне редкое. Он объяснял, что с помощью такого проекта каждый ребенок может понять, к какому виду спорта имеет склонность, и развить свой талант. И ребята именно личное общение с чемпионом назвали самым ярким впечатлением от всего “Патруля”.

“Олимпийский патруль” - отличный проект, благодаря которому мы смогли лично пообщаться с олимпийским чемпионом и проникнуться духом побед. Я сама профессиональный спортсмен - мастер спорта по плаванию. Те советы, которые давал на мастер-классе и на “Олимпийском уроке” Дмитрий Васильев, помогли мне принять важное решение. Я хотела уйти из спорта, но теперь передумала”, - рассказала участница лагеря “Океан” Яна Радунцева.

“Этот проект дает детям возможность лично пообщаться с чемпионами, спросить и узнать то, чего не найти в интернете. А для действующих спортсменов это общение, может быть, даже еще важнее, - призналась двукратная олимпийская чемпионка по фехтованию Татьяна Логунова, которая провела в летнем лагере вместе с детьми четыре дня. - Понимаешь, для кого сражаешься и выступаешь. Можешь сам объяснить им, что благодаря спорту можно увидеть мир и приобрести множество друзей, рассказать, что спорт даст базу для дальнейшего развития в жизни”.

КАК МОЖНО ОЦЕНИТЬ УСПЕШНОСТЬ ПРОЕКТА

Цель проекта - вовлечь максимальное число школьников в занятия спортом, показать, что это интересно, сагитировать на походы в секции с помощью общения с олимпийскими чемпионами, познакомиться с историей спорта. Наследие этого проекта - увеличение количества детей, которые занимаются спортом и любят свою страну. Поэтому оценить его успешность можно только через несколько лет.

Это проект с обратной связью, так что современная интерактивная составляющая присутствует. “Олимпийский патруль” соединил в социальных сетях тех детей, которые Им заинтересовались. Это те ребята, которым одного приезда “Патруля” оказалось недостаточно. Они через социальные сети задают вопросы, участвуют в конкурсах, рассказывают о том, что изменилось в их жизни после визита “Патруля”.

Их число постоянно растет, а это и есть главный показатель работы развлекательно-познавательного, и в то же время спортивного проекта. Это начинание позволяет детям взглянуть на спорт с другой стороны, понять, что олимпийские чемпионы сами когда-то тоже были детьми,и ничем от них не отличались, а в итоге добрались до самых вершин.

“Если вспомнить себя в детстве, когда ты представляла себе всех этих звезд спорта в мире, то в душе была мечта - быть как они, но она была недосягаема. Если в то время я бы увидела рядом с собой таких звездных гостей, то мне бы это давало большой стимул в жизни. Нужно поставить какую-то цель, найти себя и заняться своим самым любимым делом, следовать и быть верным тому, во что ты веришь”, - поделилась своими впечатлениями от “Олимпийского патруля” Лилия Нурутдинова.

АлексейШИШКИН