Газета Спорт-Экспресс № 93 (6745) от 5 мая 2015 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2

5 мая 2015

5 мая 2015 | Хроника

ХРОНИКА

В субботу на 90-м году жизни скончалась великая балерина Майя Плисецкая.

СПЕЦКОР "СЭ" Майя ПЛИСЕЦКАЯ

Лотар Маттеус разбирал по косточкам по немецкому телевидению последний матч "Баварии". В этот момент мне позвонили: "Не стало Майи Михайловны Плисецкой..." Маттеуса я уже не слушал... Спустя какое-то время вспомнил: однажды Лотар встретился с Плисецкой и ее супругом Родионом Щедриным в Мюнхене на дне рождения у общих друзей. Как увидел Майю Михайловну, так сразу исчез минут на десять. Затем явился с огромным букетом цветов.

"Роз было столько, что букет нельзя было удержать", - рассказывала мне потом Майя Михайловна в мюнхенском кафе "Одеон", где я впервые (в далеком уже 2002-м) встретился с ней и Щедриным - до этого брал у них интервью только по телефону. Майя Михайловна и Родион Константинович пили из высоких бокалов на тонких ножках свежевыжатый морковный сок, а мне заказали форель в овощах. В какой-то момент вспомнили о Марадоне.

- Однажды получила от него духи, - улыбалась Майя Михайловна. - Это было, кажется, в 1995-м. В то время Марадону, который, говорят, употреблял наркотики, совсем затравили. Я же в Буэнос-Айресе выступила по радио в его защиту, заявив, что Марадона - гений, а гения травить нельзя. После этого какие-то тренеры, с которыми столкнулась в гостинице, от меня демонстративно отвернулись. А Марадона прислал мне мои любимые духи "Бандит". Впервые их когда-то получила в подарок от Эльзы Триоле - жены Луи Арагона и родной сестры Лили Брик.

- Как Марадона узнал, что "Бандит" - ваши любимые?

- В Аргентине у меня много друзей - наверное, подсказали. Было очень приятно. Я вообще обожаю таланты во всех проявлениях. Марадону же считаю великим футболистом. Таким был и Эдуард Стрельцов.

...Беседа в "Одеоне" поначалу складывалась замечательно. Жаль только громовые звуки немецкого рэпа, низвергавшиеся из массивных колонок под потолком, заставляли нас порой морщиться и с напряжением ловить слова друг друга. Первым не выдержал Щедрин, заявив, что разговаривать в таком грохоте у него больше нет сил. Когда мы вышли на улицу, Майя Михайловна скомандовала: "Стойте здесь, я поищу другое кафе". Мою попытку принять участие в поисках она пресекла в зародыше, твердым голосом приказав: "Повторяю: ждите меня тут". Оставалось повиноваться.

Краснея, наблюдал, как великая, гениальная, неповторимая Плисецкая в платье, сшитом специально для нее Пьером Карденом, мечется по мюнхенской улочке в поисках спокойного места для беседы с собкором "СЭ", забегает то в одно кафе, то в другое. Но, наконец, пытка закончилась, и Майя Михайловна издали помахала нам рукой, приглашая в обнаруженный ею тихий ресторанчик. Там просидели еще часа полтора.

Потом наши беседы стали регулярными - более дюжины лет великая пара с удовольствием давала интервью "СЭ". Сколько было сказано о Пеле, Федотове, Боброве, Клозе, Месси... Помню, особенно часто перезванивались в ходе Euro -2004. "Смотрим футбол изо всех сил", - говорила Плисецкая. "Не пропустили не только ни одного матча, но и ни одной секунды каждой игры", - добавлял Щедрин. Майя Михайловна тогда была в ударе - и многим звездам от нее доставалось.

"Самсону спящему Далила златые кудри удалила", - подшучивала над постригшимся "под ноль" Бекхэмом. - У меня впечатление, что вся его сила была в кудрях. Когда Бекхэма обрили, он потерялся". А вот о судье Коллине: "Я ведь этого лысого держала за самого справедливого. Он же, по-моему, болел за греков. Внешне итальянец напоминает мне голодающего ребенка в Африке". О чешской звезде Недведе: "Чудный мальчик с прической, как у девочки, сидел и обливался слезами, как девочка. Он плакал, и я вместе с ним".

Голландского форварда ван Нистелроя Плисецкая, шутя, называла не иначе как "носатый". Потом ее слова из интервью в "СЭ" цитировали телекомментаторы. Когда Майе Михайловне об этом рассказали, она воскликнула: "Боже мой, как я должна быть осторожна! Но ван Нистелрой ведь на самом деле носатый!"

Уже тогда выделила Криштиану Роналду: "Элегантнейший, складный. У него красивой формы ноги - такие, что он и для балета подошел бы. И восхитительно своими золотыми туфельками бьет по мячу - подъемом. Видно, подъем большой. Потрясающий парень! Бегает быстро, соображает. И это в 19 лет! Будет звездой. Для меня он лучше всех. Комильфо!"

Как-то в дни чемпионата звоню ей утром: "Здравствуйте, Майя Михайловна!" В ответ: "Спецкор газеты "Спорт-Экспресс" Плисецкая слушает!" Мы коротко обменялись впечатлениями, а потом Майя Михайловна предложила: "Поговорим подробнее вечером, сразу после игры. Как всегда". Это последнее "как всегда", признаюсь, очень согрело душу.

Светлой Вам памяти, Майя Михайловна...

Ефим ШАИНСКИЙ