Газета Спорт-Экспресс № 272 (6336) от 2 декабря 2013 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 3

2 декабря 2013

2 декабря 2013 | Авто-мото

АВТО

Четыре победы в пяти гонках и подиум в абсолютном зачете - такова статистика выступлений G-Drive Racing в феноменальном для российской команды сезоне FIA WEC, который завершился очередной для нее победой в Бахрейне.

"6 ЧАСОВ БАХРЕЙНА" ЗОЛОТО ДЛЯ РОССИИ

Впервые в истории чемпионата мира в гонках на выносливость российская команда поднялась на пьедестал почета в абсолютном зачете. Выше только недосягаемые для частников заводские коллективы Audi и Toyota с их "звездолетами" на гибридном приводе. Команда G-Drive Racing, выступающая при поддержке бренда премиального топлива G-Drive компании "Газпром нефть", поставила красивую точку в сезоне-2013. Всего лишь второй раз в истории FIA WEC команда класса LMP2 финишировала в тройке общего зачета. Произошло это на трассе в Бахрейне.

ПОГОНЯ ЗА ЖЕМЧУЖИНАМИ

6-часовой заезд принял автодром "Сахир", пять с половиной километров серой ленты асфальта которого петляют меж песков, прямо посредине самого крупного из 33 островов, входящих в состав Королевства Бахрейн. Вопреки расхожему мнению, один из ведущих секторов местной экономики - банковская сфера. А еще - добыча перламутра. Вот и гонщики 28 экипажей в минувшие выходные запаслись удачей в кредит и отправились в бурное гоночное море за своими жемчужинами. Нашей команде достались весьма крупные экземпляры.

На Ближнем Востоке, который ранее не питал особого пристрастия к автоспорту, за последнее время было построено много трасс мирового уровня. Похоже, наигравшиеся в футбол шейхи устроили новое соревнование: кто перещеголяет соседа в размахе автоспортивных сооружений. Бахрейну в этом смысле досталась тяжелая участь первопроходца - на фоне более свежей трассы в Дубае он выглядит не так ярко. Однако одним только шиком придорожных гостиниц привлечь серьезный чемпионат сложно.

В Бахрейне хорошо известный нам архитектор Герман Тильке постарался выдать что-то выше среднестатистического уровня. Широкая трасса с набором скоростных поворотов хорошо подходит для соревнований спортивных машин. Кроме того, чего уж тут таить, многие ближневосточные популяризаторы автоспорта родом из этих краев. Поэтому здешний этап чемпионата мира проводится именно на "Сахире", а не в ОАЭ, например.

Автодром в 2003 году строили стахановскими темпами, укладывая по 650 тонн асфальта ежедневно. За бедностью местных недр на предмет чего-то негорючего треть строительных материалов пришлось завозить в пустыню прямиком из Уэльса, а остальное - из Малайзии.

ЦЕЛЬ - ПОБЕДИТЬ

Что касается непосредственно характеристик, то покрытие здесь очень "цепкое", и наличие огромных масс песка вокруг никак на этом не сказывается. А вот в голландском Зандфорте, например, песок с дюн делает трассу очень скользкой. Так или иначе, но особой интриги со стратегией не получилось: вряд ли кто-то рискнул бы пойти на несколько отрезков подряд на одном комплекте резины.

Расклад в чемпионате перед финалом был в пользу команды Oak. Ведущий экипаж выигрывал у коллектива G-Drive Racing 22,5 очка. Чтобы стать чемпионами, французской дружине оставалось просто добраться до финиша. Еще одно трио Oak находилось гораздо ближе к Роману Русинову и его напарникам. Именно между этими спортсменами должна была разгореться схватка за второе место в чемпионате. Конечно, с оглядкой на лидеров первенства - всякое может случиться. Тут нужно оговориться, что речь идет о серебре именно в зачете LMP2. В объединенной таблице гонщиков, выступающих на прототипах, Роман Русинов, Майк Конвей и Джон Мартин занимали перед Бахрейном девятое место и являлись лучшими представителями категории LMP2.

Шансы на предстоящий гоночный уик-энд Роман оценивал весьма реалистично: "Цель ясна - победить. В последних четырех гонках мы действовали очень активно, и в Бахрейне точно будем рисковать. Да, конкуренция в LMP2 весьма высока - в нашем классе очень сильные соперники, и на каждой гонке нам приходится возвращаться в исходное состояние и начинать борьбу заново. Чисто математически выиграть чемпионский титул мы можем, но нужно быть реалистами: будет сложно. Правда, об этом не думаем: у нас хорошая машина, отличная команда и опытные успешные пилоты. Если каждый сделает свою работу на 100 %, то у нас появится неплохой шанс показать отличный результат".

Квалификация LMP2 началась, когда солнце уже почти закатилось за горизонт, а над автодромом сгущались сумерки. Асфальт стал потихоньку остывать, но ничуть не потерял своих сцепных свойств, из-за которых так часто возникает повышенный износ протектора. Опытнейший Николя Минассян из аргентинской команды Pecom смог опередить Джона Мартина на несколько десятых. Ожесточенное сражение продолжилось и между их сменщиками, бывшим заводским гонщиком Audi Пьером Каффером и Майком Конвеем. Пилот G-DriveRacing делал все возможное, чтобы опередить конкурента, но даже хитрый ход с медленным кругом для остужения протектора не помог. И аргентинцы остались первыми, отодвинув нашу команду на второе место.

Такой результат Романа не расстроил: "Во время квалификации в Бахрейне мы показали второе время. Важно помнить, что мы претендуем на титул чемпионов мира, и каждое заработанное очко в этой гонке очень важно, а за победу в квалификации команда получает 1 очко. Но это спорт, и впереди нас ждет 6 часов гонки. Самое главное - мы конкурентоспособны и настроены на жесткую борьбу. Завтра гонка условно разделится на две части: стартуем в светлое время суток, а финишируем уже в темноте. Этот переход эффектно смотрится на экране и с трибун, но для гонщиков он будет большой сложностью. В сумерках не так легко оценить расстояние от тех автомобилей, которые тебя обгоняют. В Ле-Мане этот момент проработать проще - в конфигурации трассы больше прямых. Тем не менее нам темное время суток даст определенное преимущество, так как трек будет холодный. На гонку мы выбрали мягкие и жесткие шины, они как нельзя лучше подойдут для данного покрытия".

КРАСОЧНЫЕ ДЕКОРАЦИИ

Старт гонки, как обычно, выдался валидольным. В суете первого поворота переволновался один из гонщиков Oak, устроивший настоящую толкотню. В этой неразберихе досталось и машине G-Drive Racing - с носа прототипа сбили небольшие спойлеры, так называемые бакенбарды. Их назначение скорее не генерация прижимной силы, а перераспределение ее по осям. После того как машина их теряет, нарушается аэродинамический баланс, и на высокой скорости появляется склонность к недостаточной поворачиваемости - автомобиль не так охотно ныряет в поворот. Несмотря на такую вынужденную поправку в настройках, наш экипаж не растерялся, вышел в лидеры и начал потихоньку наращивать отрыв.

Джон Мартин прилично уехал от группы преследователей, так как конкуренты из Oak замешкались в разборках на первых кругах. Однако спустя некоторое время выяснилось, что главная угроза исходит не от французов. На первом отрезке гонки напомнил о себе Николя Минассян, которого вытолкали с трассы на старте. Лучшая работа шин и настройка на горячий асфальт помогли ему быстро наверстать упущенное и после первой молниеносной дозаправки стать лидером. Мартин шел сразу за ним.

После полутора часов гонки Джона сменил за рулем Майк Конвей. Минассян остался за рулем, но оторваться от представителя нашей команды не мог. Статус-кво сохранялся. А вот напарник Николя Луис Перес-Компанк невероятного темпа не выдержал. Конвей быстро заставил его ошибиться в одном из поворотов и без труда вышел вперед, печатая самые быстрые круги в пелотоне LMP2.

Роман отправился на трассу как раз на половине гонки. Над автодромом уже было ночное небо - темнеет в этих краях быстро. Асфальт стал потихоньку остывать. В воздухе начал сгущаться туман, который несколькими днями ранее доставил гонщикам немало волнений - вечером его плотность была настолько высокой, что в некоторых местах свет фар с трудом пробивался сквозь пелену.

Такие красочные декорации пришлись впору к действу, происходившему на трассе. Подавляющую часть своей смены наш гонщик провел на третьем месте в общем зачете - впереди были только ведущие экипажи заводских команд Audi и Toyota, недосягаемые в плане бюджетов и технологий, поощряемых в "старшем" классе LMP1. Роман, как обычно, провел отличный отрезок. Русинов без труда уходил от преследования Переса-Компанка, а потом не позволил приблизиться на дистанцию атаки ветерану марафонских гонок Пьеру Кафферу.

НОВАЯ ЗВЕЗДА

За полтора часа до финиша на трассу снова выехал Майк Конвей. Команда провела блестящую по слаженности дозаправку и смену шин - отрыв от преследователей увеличился. Правда, был и волнительный момент - снова, как и в Китае, сквозь машину G-Drive попытался проехать гонщик на купе Porsche. К счастью, на сей раз обошлось без клейкой ленты. В погоне за Конвеем ветеран Каффер не рассчитал свои силы и умудрился так убраться с трассы, что долетел до барьера безопасности, которые тут располагаются невероятно далеко от дороги. Справедливости ради, можно списать все и на машину - например, предположить неполадку в тормозной системе.

У самого же Конвея завязалось нешуточное заочное сражение с еще одним известным профессионалом класса LMP2 - Оливье Пла, который выступает в составе Oak. Оба спортсмена, которых на трассе разделяло более 40 секунд, шли на пределе возможностей, выжимая из машин все, на что они способны, - в финальной гонке о сохранности техники вряд ли кто-то задумывается, так как времени на ремонт уйма. Майк и Оливье проходили круг примерно за 1.53, что было недостижимо для остальных экипажей в классе.

На финальный отрезок гонки и всего сезона в бой ушел Джон Мартин. На этот момент преимущество российской команды над соперниками из Oak составляло почти 50 секунд. Довести дело до победы в таких условиях - дело техники. Единственное, что немного огорчило, - Каффер невольно сыграл за наших главных соперников: его вылет открыл дорогу двум экипажам Oak, и французы набрали достаточно очков, чтобы удержаться на двух первых местах в финальном зачете LMP2.

Но главное, безусловно, заключается в том, что команда G-Drive Racing и Роман Русинов заставили говорить о себе весь автоспортивный мир исключительно в восторженных тонах. В абсолютном зачете гонщиков LMP2 по итогам чемпионата наш экипаж занял третье место, пропустив вперед заводчан из команд Audi и Toyota! Минувший автоспортивный сезон, несомненно, стал самым успешным для России.

После финиша Роман буквально лучился оптимизмом: "Очень рад. Это наша четвертая победа. Для российской команды финишировать на подиуме в абсолютном зачете - очень почетно. И первое место в LMP2 - это здорово. Нас переполняют чувства радости и гордости. Мы смогли это сделать! У нас третье место в чемпионате мира. Мы закончили 2013 год на позитивной ноте и уже начинаем думать о следующем сезоне. Спасибо большое всем, кто болел за нас, спасибо компании "Газпром нефть" за поддержку нашей команды! Это наша общая победа!"

Когда команда G-Drive Racing делала первые шаги в LMP2, результаты в классе были действительно непредсказуемыми. Однако блестящая работа экипажа, механиков, инженеров и менеджеров в прошедшем году привела к появлению в автоспорте новой звезды. То ли еще будет!

Виктор ВАСИЛЬЕВ