Газета Спорт-Экспресс № 233 (6297) от 16 октября 2013 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 4

16 октября 2013

16 октября 2013 | Футбол

ФУТБОЛ

ЕСТЬ ТЕМА

О подготовке стюардов в своем городе рассказывает руководитель отдела по работе с болельщиками ПФК "Крылья Советов" Вячеслав ЗИМНЮКОВ .

САМАРА: ДЕЛО ЗА МАЛЫМ - ПОДГОТОВИТЬ 300 СТЮАРДОВ

- Наш футбол, и Самара в том числе, готов к тому, что полиция уйдет со стадионов?

- Совсем со стадионов она все-таки не уйдет - в ограниченном количестве сотрудники служб охраны правопорядка останутся. Но они должны будут находиться не в чаше арены, а под трибунами.

- Как "Крылья" собираются обучать стюардов?

- Мы готовы заниматься их обучением, ведь стюарды фактически становятся сотрудниками клуба. Все службы перед началом сезона проходят процедуру сертификации, и это новое подразделение исключением не будет.

- Важно ли, чтобы стюарды были болельщиками "Крыльев"? Ведь в этом случае им будет проще находить общий язык с людьми на трибунах...

- Это не главное. Важнее другое - чтобы стюарды были коммуникабельными, доброжелательно относились к людям и имели какие-то представления о психологии. Могли не только реагировать на события, но и предугадывать их. Например, заранее определять агрессивно настроенных людей и как-то их успокаивать.

- Вспомните недавнюю историю, когда на "Металлурге" прорыв на соседнюю трибуну был совершен из сектора "Спартака". Люди в форме тогда не рискнули противостоять толпе и не предотвратили беспорядки. Неужели это смогли бы сделать стюарды?

- Нет, конечно. Для таких случаев существует видеонаблюдение, чтобы ни один нарушитель не ушел от ответственности. Дело стюардов - налаживать психологический контакт с аудиторией, а не оказывать на нее физическое воздействие.

- Работа на фанатском секторе и на остальных - разные вещи?

- Я бы не сказал. Неадекватных людей хватает везде.

- На гостевых секторах должны присутствовать приезжие стюарды?

- Не уверен. Я себе такое представляю с трудом - одно дело, когда им будут платить за полдня работы, и совсем другое - когда им придется ехать на автобусе через полстраны.

- Но еще труднее представить себе стюардов ЦСКА на спартаковском секторе. Или, допустим, махачкалинских - на секторе "Зенита"...

- На таких матчах должны работать стюарды РФПЛ. Кстати, когда "Крылья" играли в Махачкале в день открытия "Анжи Арены", именно так и было. И все было организовано великолепно.

- Сколько стюардов должны подготовить "Крылья"?

- Считается, что на сто человек должен быть один стюард. Значит, с учетом возможных аншлагов на "Металлурге" - человек триста.

- И где же можно набрать три сотни человек с задатками психологов, готовых в любую погоду приходить на "Металлург" не для того, чтобы смотреть футбол?

- Мы, наверное, откроем набор для всех желающих. Но в первую очередь сделаем ставку на сотрудников полиции.

- ?!

- Это не должно вас удивлять. Во-первых, очень многие из них умеют разговаривать с людьми - в этом плане наша полиция за последнее время очень сильно изменилась в лучшую сторону. А потом, многое ведь зависит от инструкций, которые люди будут получать. Клуб же не будет настраивать их на то, что футбол - это война. А значит, постепенно обстановка на наших стадионах будет меняться. Она станет более спокойной, на трибуны вернутся женщины и дети. Этот путь преодолели многие страны.

- Во всем мире ставка на стюардов сделана уже давно...

- Я много раз бывал на футболе за границей и не устаю поражаться тому, как четко там работают стюарды. Хотелось бы больше узнать о том, как их готовят, но результат их службы налицо: они абсолютно четко знают, как поступать в той или иной ситуации. Конечно, пока нам до этого далеко, но в том, что дело реально сдвинуть с мертвой точки, я не сомневаюсь.

Арнольд ЭПШТЕЙН