Газета Спорт-Экспресс № 168 (6232) от 1 августа 2013 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

1 августа 2013

1 августа 2013 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

До чемпионата мира в Москве - 9 дней

Генеральный секретарь Всероссийской федерации легкой атлетики Михаил Бутов на чемпионате мира предстанет в роли директора соревнований. То есть будет координировать все спортивное действо на БСА, и в первую очередь работу судейского корпуса.

300 СУДЕЙ ГОТОВИЛИСЬ ТРИ ГОДА

- Сколько всего арбитров задействовано на чемпионате мира?

- Тех, которые непосредственно будут обслуживать чемпионат, - 300. Плюс так называемые официальные лица, по существу, те же судьи, которые будут работать с нами в одной команде, их ожидается 50. И еще 650 спортивных волонтеров, многие из которых тоже являются судьями, их мы привлекаем для обслуживания непосредственно соревнований. Под этим мы понимаем не только старты на БСА, но и работу на тренировочных, разминочных аренах "Лужников" и стадионе братьев Знаменских.

- Как отбирали тех самых главных триста арбитров?

- Отбор был довольно многоступенчатый. Все они прошли обучение по международной судейской программе. Мы издали на русском языке правила проведения соревнований, подготовили специальную книгу рефери, по сути дела пособие, и все это раздали лично в руки каждому судье. И, самое главное, провели много тренингов во время различных соревнований.

- На что обращали внимание?

- Отсматривали отдельные бригады, отдельных рефери, выбирали очень долго. На только что прошедшем чемпионате России эта команда уже работала, и, честно скажу, я остался удовлетворен. Мне и до этого приходилось много работать с судьями, и не всегда получалась командная игра. Сейчас именно это здорово удалось.

- Судейские бригады - специализированные?

- Да, мы специально натаскивали их на узкую специализацию, последние два-три года - на внутренних соревнованиях. Причем бригад, работающих, скажем, на прыжках в длину или высоту, может быть несколько, потому что квалификация будет проходить в двух секторах одновременно.

- В легкой атлетике одна из главных фигур - стартер. Кто будет давать старт Усэйну Болту на стометровке, известно?

- Для начала есть координатор старта - это россиянин. Существует список официальных стартеров ИААФ, в Москве будет представлен Веса Артман из Финляндии. Он давал старты в первый день чемпионата России.

- Каково впечатление?

- Не скажу, что счастлив на сто процентов, глядя на то, как все происходило. Но мы обсудили его работу и сейчас притираемся друг к другу. Но не факт, что именно Артман даст старт Болту, все решают координатор старта и технические делегаты ИААФ. Есть еще и российские стартеры.

- Что будет главным в работе стартера?

- Ему очень важно зафиксировать момент, когда все атлеты перестали двигаться в колодках. Порой кажется, что стартер даже чуть-чуть передерживает. Это потому, что фальстарты отменены и, повторю, стартеру нужно поймать момент полной неподвижности бегунов в колодках. И только тогда следует команда "внимание", а затем и выстрел.

- Есть такая должность - главный судья чемпионата мира?

- Есть, но его функции несколько отличаются от привычных для наших российских соревнований. Я директор соревнований, а главный судья ведет текущую работу с судейским корпусом, это Сергей Котов, очень опытный арбитр. Он был главным судьей на нескольких чемпионатах России. Котов коммуникабелен, судьи его слушаются. Еще одна важная фигура - спортивный директор. Это Вадим Зеличенок, который будет работать с техническими делегатами ИААФ и постоянно при них находиться. Поскольку если случится форс-мажор и надо принять оперативное решение, то оно может исходить только от представителей ИААФ. И еще не менее важная должность - менеджер в поле. Это Елена Орлова, которая отвечает за взаимодействие со всеми техническими партнерами ИААФ.

- Насколько автоматизированной будет система измерения результатов?

- Компания "Сейко" предоставляет нам современнейшее оборудование, включая визуализацию результатов, то есть табло на поле, расположенные в секторах. Они новые, с цветным дизайном, чего ранее не было.

- Но главное все же, на мой взгляд, это система измерения. Мне, например, непонятно, как можно вручную точно измерить, скажем, бросок копья или тройной прыжок с разницей в 1 см у двух атлетов?

- Система, которую предоставила "Сейко", особенно в горизонтальных прыжках, - огромный шаг вперед, лет десять таких серьезных прорывов не предпринималось. Были улучшения, но каждый раз результат зависел от судьи: как он намеряет, так и будет. Сейчас система позволяет автоматически, удаленно - судья сидит в подтрибунном помещении - выдать результат мгновенно на табло. Это не значит, что на прыжках или метаниях судей не будет, они в какой-то степени будут дублировать работу автоматической системы. Причем новая технология впервые будет задействована именно в Москве.

- Как будут возвращать снаряды на длинных метаниях назад к атлетам?

- Используем машинки, сертифицированные ИААФ. Это вполне современный "транспорт". Правда, у наших рефери пока нет опыта работы с ними, но нас уверяют, что научиться несложно, все равно что поиграть с детской радиоуправляемой моделью. Когда они прибудут в Москву, потренируемся обязательно.

- Заметила, что на "Московском вызове" по всему полю стояли вазоны с цветами слишком близко к бровке. А это травмоопасно для бегунов. Согласны?

- То, что цветы стояли на "Вызове" чуть-чуть близко, я согласен. Уже на чемпионате России все было согласно правилам ИААФ, сам проверял. Вообще цветы поднимают настроение зрителей, спортсменов, и на чемпионате мира они обязательно будут.

- Однажды на очень крупных соревнованиях была свидетелем такой картины: прыгун в высоту разбегается, а тут судья, не обращая ни на что внимание, идет куда-то поперек разбега. Прыжок сорван. Движение рефери по арене заранее просчитывается?

- Уже расписали каждый шаг судей на каждом виде. Но люди есть люди, и застраховаться от пресловутого человеческого фактора невозможно. Но мы постараемся. Диспетчерская служба, назовем это так, очень важна для судей. Более того, меня порадовало, как они меня слушались на чемпионате России. Вся связь с ареной будет проходить через меня, для этого будут предоставлены сильные современные рации.

- Уже сейчас можете сказать, что даст чемпионат мира для развития нашего судейского корпуса?

- Это прежде всего инвестиция в людей. Те, кто поработает бок о бок с международными рефери, менеджментом, увидят и прочувствуют современные технологии. В будущем, если мы даже не будем обладать такими техническими возможностями, как на чемпионате мира, уверен, обслуживание наших соревнований изменится к лучшему.

- Что-то удалось опробовать на чемпионате России?

- Систему управления и взаимодействие с телевидением. Мы везде попадали секунда в секунду по расписанию. Во всем мире это считается высоким достижением в управлении.

- Но одному человеку ведь невозможно управлять абсолютно всем тем, что происходит на арене?

- У нас в команде будет порядка 20 человек, которые расположатся наверху над всеми комментаторскими позициями. Главных двое: я буду отвечать за спорт, Владимир Пигунов - за презентацию соревнований. Одна команда будет делать озвучку всего, что происходит на арене. Другая - давать видеокартинку с повторами, графикой на стадионе. Это абсолютно самостоятельный показ. Люди, сидя дома, у телевизора, этого не увидят. Таким образом мы приближаем зрителей к событию, у них появляется сопричастность к происходящему. Это совсем другие эмоции. Поэтому советую идти на стадион и смотреть соревнования вживую.

Елена РЕРИХ