Газета Спорт-Экспресс № 150 (6214) от 11 июля 2013 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

11 июля 2013

11 июля 2013 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

РИСК - В ПРАВИЛАХ ИГРЫ

Устроители гонок ломают голову над тем, как уменьшить количество трагических инцидентов на трассах.

Нынешний сезон в королевской серии ознаменовался уже двумя серьезными происшествиями, в результате которых пострадали люди. И речь сейчас не о гонщиках, для которых риск - всего лишь одна из составляющих профессии и в каком-то смысле штука неизбежная и даже, для определенной части публики, желательная. Речь о тех людях, чьих имен и лиц мы с вами даже не знаем. И узнаём их только тогда, когда с ними случается что-то страшное. О многочисленном обслуживающем персонале, начиная с маршалов "Гран-при" и заканчивая механиками команд, работающими на пит-лайн.

Эти люди - как правило, энтузиасты автоспорта - практически всегда остаются за кадром, хотя рискуют собой в конечном счете не меньше, чем гонщики. И в нынешнем сезоне мы с вами уже дважды вынуждены были вспомнить, что в автогонках есть не только пилоты, боссы команд и гениальные конструкторы.

На "Гран-при Канады" в Монреале погиб один из маршалов. В момент, когда с трассы эвакуировали разбитую машину Эстебана Гутьерреса, один из работников уронил рацию и, наклонившись, чтобы ее поднять, споткнулся и упал прямо под колеса крана-эвакуатора, водитель которого из кабины не мог видеть опасной ситуации. Тяжеленная махина просто переехала упавшего. Когда пострадавшего вертолетом доставили в госпиталь Сакре-Кёр, он был еще жив, но, несмотря на все усилия, предпринятые хирургами отделения травматологии, скончался на операционном столе. Нелепая, трагическая случайность, предусмотреть которую было просто невозможно.

А вот то, что случилось в минувшее воскресенье на трассе "Нюрбургринг", можно назвать в каком-то смысле привычным для автогонок инцидентом, как бы дико это ни прозвучало. Напомню, что во время пит-стопа Марка Уэббера механики по ошибке выпустили его "Ред Булл" с неприкрученным и незафиксированным задним правым колесом. Естественно, что в момент ускорения колесо оторвалось и попало в оператора FOM англичанина Пола Аллена, работавшего с камерой в соседних боксах. Аллену повезло - двадцатикилограммовое колесо ударило его по касательной, и оператор отделался лишь сотрясением мозга, сломанными ключицей и парой ребер. А ведь все могло закончиться фатально, ибо летающие колеса - непреходящий кошмар "Формулы-1".

В 2000 году на "Гран-при Италии" маршал Паоло Гислимберти умер после удара колесом, перелетевшим через ограждение во время аварии на первом круге.

В 2001-м на "Гран-при Австрии" другой маршал, Грэхэм Беверидж, погиб на месте также от удара колесом, пролетевшим через проем в защитном заграждении после столкновения Ральфа Шумахера и Жака Вильнева.

После этих аварий техком FIA принял решение фиксировать колеса специальными тросиками во избежание смертельных полетов.

Вопрос: где был этот самый специальный тросик во время пит-стопа Уэббера? И почему подобные инциденты с отрывающимися колесами по-прежнему происходят в "Формуле-1"?

Ответ прост. Предусмотреть последствия аварий и столкновений на трассе невозможно. И скорость, и сила ударов там может быть такой, что не выдержит никакой тросик. А вот колеса, отрывающиеся после пит-стопов, - результат горячего желания команды сделать все, чтобы ее гонщик мог принести наивысший возможный результат. Судите сами: механикам "Ред Булла" на смену колес во время пит-стопа требуется 2,5 секунды. А в "Формуле-1" счет всегда идет на мгновения, и чем быстрее сработает бригада, тем лучше. Отсюда - неизбежные ошибки, причина которых далеко не всегда человеческий фактор. Иногда в условиях такого стресса отказывается работать даже техника.

Поэтому, как бы ни старались специалисты предусмотреть все возможные варианты событий и максимально застраховаться от их последствий, сделать автогонки на сто процентов безопасными не представляется возможным. Хотя инцидент в Германии вызвал мгновенную реакцию со стороны FIA и FOM. Сразу же после финиша гонки на "Нюрбургринге" глава FOM Берни Экклстоун заявил, что отныне все его операторы во время квалификации и гонки будут работать только с пит-уолла. Непосредственно в боксах команд и на пит-лайн никого из них не будет.

FIA пошла еще дальше. Президент Международной автофедерации Жан Тодт заявил, что уже начиная с "Гран-при Венгрии" все, кто работает в боксах и на пит-лайн, будут обязаны надевать защитные шлемы.

"Ред Булл" после гонки в Германии был оштрафован на 30 тысяч евро. Внутри же команды, как заявил представителям прессы доктор Хельмут Марко, советник хозяина конюшни Дитриха Метшица, идет тщательное расследование причин, повлекших за собой данный инцидент: "У нас есть камеры, которые в обязательном порядке снимают каждый пит-стоп. После гонки в своей штаб-квартире в Милтон-Кейнс мы анализируем отснятый материал буквально по сотым долям секунды".

Представители "Ред Булла", кстати говоря, навестили пострадавшего оператора в клинике и подарили ему рекламный постер команды с автографами пилотов, инженеров и механиков. "Пол сохраняет позитивный настрой и совершенно уверен в том, что уже в Будапеште вернется к своим обязанностям оператора, - сказал доктор Марко в интервью телеканалу Servus TV. - Не стоит о нем беспокоиться - он прекрасно осведомлен о том, что работа на пит-лайн подразумевает риск".

Собственно, вот она, ключевая фраза. Любой, кто так или иначе связан с "Формулой-1", прекрасно отдает себе отчет в том, что эта работа связана с риском. И, наверное, никто не захочет, чтобы эта составляющая навсегда ушла из автоспорта. Да это и невозможно. Безопасными автогонки могут быть только в компьютерных играх.

Ольга ЛИНДЕ

ЧП В МИРОВОМ АВТОСПОРТЕ В 2013 ГОДУ

7 июля. Отлетевшее колесо травмирует видеооператора на "Гран-при Германии" в "Формуле-1".

30 июня. Гоночный автомобиль врезается в толпу зрителей во время соревнований в Познани (Польша). В результате аварии получают травмы 19 человек.

30 июня. Из-за столкновения пяти автомобилей на старте гонки Lamborghini Blancpain Super Trofeo во Франции гибнет итальянский пилот Андреа Маме.

22 июня. 55-летний автогонщик Вольф Сильвестр умирает от сердечного приступа во время гонок на выносливость VLN близ немецкого Нюрбурга.

22 июня. Датчанин Аллан Симонсен во время гонки "24 часа Ле- мана" врезается в отбойник и погибает.

12 июня. В американском штате Нью-Джерси во время автошоу гибнет гонщик NASCAR Джейсон Леффлер.

9 июня. На "Гран-при Канады" в "Формуле-1" под колесами автокрана получает смертельные травмы один из маршалов.

25 мая. Во время авторалли в Вильнюсе (Литва) гоночная машина врезается в зрителей. Гибнет одна из болельщиц.

17 марта. Два человека гибнут во время тренировочных заездов California Sprint Car Civil War Series на автодроме города Мэрисвиль (США). Потерявшая управление машина сбила зазевавшихся зрителей в зоне пит-стопа.

10 марта. Во время гонок в Рио-де-Жанейро (Бразилия) машина таранит ограждение и врезается в толпу зрителей. Травмированы три человека.

20 февраля. 33 зрителя ранены обломками машины во время аварии на гонке "Дейтона-500" серии NASCAR в американском штате Флорида.

11 января. Во время ралли "Дакар" на границе Чили и Перу машина сопровождения врезалась в такси. Два человека погибли.