Газета Спорт-Экспресс № 135 (6199) от 24 июня 2013 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

24 июня 2013

24 июня 2013 | Авто-мото

АВТО

Российская команда G-Drive Racing и Роман Русинов впервые в истории отечественного автоспорта выиграли третье место на знаменитом марафоне "24 часа Ле-Мана" .

РУСИНОВ ПЕРЕПИСАЛ ИСТОРИЮ

Лина ХОЛИНА

из Ле-Мана

"24 часа Ле-Мана" не просто гонка. Это событие, которого миллионы поклонников автоспорта ждут целый год, одна из главных вершин автоспорта, покорить которую мечтают все гонщики. У этого автомарафона есть свои герои и жертвы, которых помнят и чтят. В нынешнем году знаменитой гонке исполнилось 90 лет. И вновь нашлось здесь место триумфу и трагедии. Великий датчанин Том Кристенсен победил в Ле-Мане в девятый раз, а другой датчанин, 34-летний Аллан Симонсен, отдал, гонке собственную жизнь.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

На старт 81-го "Ле-Мана" в четырех классах вышли 56 экипажей и 168 пилотов. Самый престижный и быстрый класс прототипов - LMP1. Фаворитом, разумеется, была заводская команда "Ауди", которая за последние 13 лет одержала здесь 11 побед. Первым номером значился экипаж Андре Лоттерер - Марсель Фасслер - Бенуа Трелюйе, выигравший здесь два последних раза. Но не собирались сдаваться и два других экипажа "Ауди": Лука Ди Грасси - Марк Жене - Оливер Джарвис, а также многоопытная пара Том Кристенсен - Аллан Макниш и присоединившийся к ним Лойк Дюваль, завоевавшие поул-позишн-2013. В соперниках у них, как и в прошлом году, были экипажи заводской "Тойоты" с отличным составом гонщиков (пятеро из шести в свое время являлись боевыми пилотами "Формулы-1").

Младший класс прототипов - LMP2. Именно в этом классе у России был свой интерес - российская G-Drive Racing и ее пилот Роман Русинов. Еще на старте гонки команда числилась в явных претендентах если не на победу, то уж точно на призовое место. Вести борьбу предстояло с представителями OAK Racing.

LM GTE Pro - категория спортивных автомобилей, построенных на базе серийных спортивных машин "Гранд туризма". Команды "Феррари", "Порше" и "Астон Мартин" выступают именно здесь. Среди пилотов немало бывших гонщиков "Формулы-1": Джанкарло Физикелла, Камуи Кобаяси, Ян Магнуссен, Педро Лами и Бруну Сенна.

Технические требования к машинам в классе LM GTE Am такие же, как и в LM GTE Pro, однако здесь за рулем могут быть пилоты-любители. Самая большая звезда класса - американский актер Патрик Демпси.

ПЕРЕД ГОНКОЙ

"Ле-Ман" - важное событие для G-Drive Racing, - отметил прибывший на трассу руководитель проекта G-Drive Racing, директор по региональным продажам компании "Газпром нефть" Александр Крылов. - Меня радует количество зрителей, которое присутствует на трассе. Их гораздо больше, чем на "Гран-при" "Формулы-1". В этом году мы значительно лучше подготовились: у нас российская лицензия, две машины, более плотное сотрудничество с "Ниссаном". Надеюсь, и результат будет лучше, чем в прошлом году, когда мы финишировали четвертыми. Приобретя опыт, мы сделали соответствующие выводы. Теперь очень хочется все-таки выиграть эту знаменитую гонку, тем более что для нас существует только первое место! В то же время мы понимаем, что автоспорт - совокупность многих факторов: компетенция гонщиков, машина, погода, стечение непредсказуемых обстоятельств на трассе. Мы будем бороться за победу, а гонка всех рассудит.

- Думаю, что "Ле-Ман" в классе LMP2 может выиграть одна из 15 машин, - рассуждал Русинов. - В этом смысле у нас самый интересный класс. Главные наши конкуренты? OAK Racing - экипаж, завоевавший поул-позишн. С ними мы сражаемся на протяжении нескольких гонок чемпионата FIA WEC. Нынешний "Ле-Ман" для меня четвертый. Первые два раза выступал на автомобиле класса GT. Сначала это была команда "Спартак рэйсинг" на "Ламборгини", затем Team Modena на "Феррари". Первый "Ле-Ман" был очень сложным из-за постоянного дождя. Я провел тогда за рулем более 12 часов. Во второй своей гонке мы были третьими, когда в нашу машину врезался один из прототипов.

- Российская G-Drive racing впервые выступила в "24 часах Ле-Мана" год назад, - продолжил Русинов. - Тогда мы финишировали в своем классе четвертыми. То было, можно сказать, историческое достижение для отечественного автоспорта. К слову, по ходу той гонки мы боролись и за второе место. Нынешний год - второй для G-Drive Racing. Мы рассматриваем "24 часа Ле-Мана" в качестве главного события года. Мы уже доказали нашу скорость, но что-либо прогнозировать нереально. Все прекрасно знают, что такое "Ле-Ман".

Надеюсь на то, что скорость у нас будет достаточно высока. Не думаю, что у нас будут какие-то проблемы в этом вопросе. Главным будет пройти через все препятствия, которые нас ожидают: медленные соперники, обгоны, борьба, щебень на трассе, красные флаги, вылеты автомобилей. Надо добраться до финиша. Если мы это сделаем, думаю, позиция у нас будет хорошая. Однако загадывать - дело неблагодарное.

ПОСЛЕ ГОНКИ

Юбилейная гонка в Ле-Мане принесла исторический успех датчанину Тому Кристенсену. Его "Ауди" стояла на стартовой решетке на первой позиции, но уступила своим товарищам по команде и довольно долго держалась на втором месте. Но "Ле-Ман" Кристенсена любит. Примерно в половине десятого вечера у лидировавшей "Ауди" возникли технические проблемы, заставившие ее простоять в боксах столько, чтобы пелотон уехал на 12 кругов. Экипаж Кристенсена устремился к победе, которую спустя 17 часов и завоевал.

Добилась огромного успеха и российская G-Drive Racing с Романом Русиновым, Джоном Мартином и Майком Конвэем. Их третье место - первое в истории отечественного автоспорта.

- Погодные условия на старте были очень сложными, не обошлось без инцидентов, - рассказал Русинов. - Во время выезда машины безопасности случился прокол. Пришлось заехать на внеплановый пит-стоп. Времени потеряли не так уж и много - порядка двух минут, но сильно отстали по местам. Наверстать упущенное удалось за шесть часов. К ночи вышли на первое место в классе. Все шло хорошо, но мы понимали, что это еще только начало.

- На каком месте вы "заступили" на первую смену?

- На третьем.

- А сдали ее?

- На первом.

- Пришлось обгонять?

- Да. И мы могли претендовать на победу, но произошел технический казус. Дело в том, что на машине должен гореть номерной знак, а в один из моментов он перестал работать. Пришлось ехать в боксы и ремонтироваться. На этой замене знака мы потеряли лидерство, отстали на два круга и стали седьмыми в своем классе. Снова пришлось выкарабкиваться наверх. Сделать это было уже гораздо сложнее, чем в начале гонки.

- Других технических проблем, как ясно из результата, не было?

- Нет.

- В чем еще были сложности?

- Это вообще был один из самых сложных моих "Ле-Манов". Периодически начинался дождь, почти все время дул сильный ветер с порывами. Трасса скользкая - съезжаешь с траектории, попадаешь на очень скользкий асфальт. Но съезжать-то надо, иначе не будет обгонов. На полотне еще масса мелких обломков. Надо внимательно смотреть, чтобы не наехать и не получить прокол.

- Когда больше волновались: когда сами были за рулем или когда наблюдали за товарищами по команде?

- Было сложно услышать, что мы потеряли первое место из-за замены номерного знака.

- Как могло получиться, что он вышел из строя?

- На самом деле это нормально. Представляете, каким нагрузкам подвергается машина? Сплошная же тряска.

- Расскажете о напарниках на нынешнем "Ле-Мане"?

- Майк Конвэй недели три назад выиграл гонку "Индикара". Он был чемпионом британской "Формулы-3", резервным пилотом команды "Формулы-1" BAR Honda. Он хороший пилот. Джон Мартин в прошлом году выиграл четыре гонки чемпионата мира. В целом у нас хороший экипаж.

- До гонки знали ребят?

- Когда шел подбор экипажа, фактор пилотов был одним из самых важных. Все же прекрасно понимают, насколько важно иметь гармонию внутри команды. Кроме этого состав должен быть очень ровным. Здесь не нужен один явный лидер - все трое должны быть одинаково хороши.

- В вашем классе гонок приходится делить руль с напарниками, то есть отдавать судьбу гонки в чужие руки. Насколько это сложно психологически?

- Все просто: ты должен доверять напарнику на сто процентов. Я доверял.

- Каким образом выстраивалась тактика на гонку в плане распределения смен?

- Стартовать должен был Джон, ведь он в прошлом году взял в Ле-Мане поул-позишн. Далее Майк. Ему нужно было привыкнуть, и ему дали возможность "зайти" из дня в ночь. Затем - в ночное и утреннее время - я. Так все и было. Каждый провел за рулем в общей сложности около восьми часов.

- А в принципе есть преференции? Например, кому-то комфортно только в дневное время, кому-то в ночное?

- Нет. Есть работа, которую нужно сделать. Мы должны были выполнить то, к чему готовились. Только в таком случае на финише, в 15.00 воскресенья, мы могли претендовать на высокие места.

- Какова наилучшая тактика на "24 часа Ле-Мана"? Важно доказать, что ты быстрее соперников?

- В "Ле-Мане" нельзя ничего доказывать. Важна не твоя наивысшая скорость, а чтобы ты ехал на сто процентов от возможного в данный момент и добрался до финиша. Дело вот в чем. На обычном треке перепад времени на круге по гонке составляет десятые доли секунды. В "Ле-Мане" твоя скорость на круге в разные моменты гонки может изменяться на 5 секунд и более! У тебя может быть разная резина: мягкая, жесткая, средняя. Плюс через несколько часов начинает появляться "зацеп" (на полотне остается отработанная резина), а к вечеру полотно начинает охлаждаться, что опять все меняет. Есть еще масса факторов, которые влияют на скорость. В таких условиях ни в коем случае нельзя выходить за грань. И это, кстати, самое сложное. Когда ты показывал определенный результат на круге, а потом поехал на пять секунд медленнее, возникает естественное желание прибавить.

- В какой момент гонки начинают появляться мысли о том, что вот эту машину надо бы догнать, а этой - не уступить?

- В 24-часовом марафоне главный соперник - ты сам.

- Хотите сказать, что ехать нужно, как будто ваша машина на трассе одна?

- Что-то в этом роде. Главное, чтобы машина была хорошая. Настройки - миллиметр сюда, миллиметр туда - изменяют очень много.

- В таком случае, насколько много вы работали над настройками?

- В последние две недели делали это постоянно. Просто-таки "переворачивали" машину.

- И направление было найдено правильное?

- Второй результат в классе в квалификации и третье место в гонке доказывают: правильное! Все 365 дней мы готовились к этому событию. Вся работа, все принимавшиеся решения, весь анализ вели к этой гонке. Я знал, что в тот момент, когда окажусь за рулем, на меня ляжет ответственность не только за самого себя, но и за всю команду, а также всех людей, вовлеченных в процесс. Это тысячи человек!

- Место в квалификации в "Ле-Мане" многое значит?

- Оно важно. Чтобы можно было бороться за победу, нужно быть в пятерке лучших. Необходимо с самого начала гонки позиционировать себя как лидера и все время быть в группе лидеров, потому что в "Ле-Мане" в любой момент все может кардинально измениться, и ты должен быть рядом, чтобы воспользоваться представившейся возможностью.

- В "Ле-Мане" часто бывает, что машина, которая большую часть гонки едет на подиум, сходит буквально за час до финиша.

- Самое сложное время - с 5 до 9 утра, когда наваливается усталость после ночи. А еще последние два часа, когда чувствуешь усталость от всей 24-часовой гонки.

- Как чувствует себя гонщик, который сошел за час до финиша?

- Не знаю и даже знать не хочу!

"24 часа Ле-Мана". Класс LMP1. 1. Кристенсен/Дюваль/Макниш (Дания/Франция/Великобритания, "Ауди", Германия) - 348 кругов. 2. Дэвидсон/Буэми/Сарразян (Великобритания/Швейцария/Франция, "Тойота", Япония) - отставание 1 круг. 3. Жене/Ди Грасси/Джарвис (Испания/Бразилия/Великобритания, "Ауди", Германия) - 1 круг.

Класс LMP2. 1. Багетт/Гонсалес/Плоуман (Бельгия/Мексика/Великобритания, "Морган-Ниссан", Франция) - 19 кругов отставания от абсолютного победителя гонки. 2. Пла/Хайнмайер Ханссон/Брандл (Франция/Дания/Великобритания, "Морган-Ниссан", Франция) - 1 круг от победителя класса. 3. РУСИНОВ/Мартин/Конвэй (Россия/Австралия/Великобритания, Орека-Ниссан", G-Drive Racing, РОССИЯ) - 2 круга от победителя класса.

Класс LMGTE Pro. 1. Либ/Литц/Дюма (Германия/Австрия/Франция, "Порше", Германия) - 33 круга от абсолютного победителя гонки.

Класс LMGTE Am. 1. Нарак/Бюрре/Верней (Франция, "Порше", Франция) - 42 круга от абсолютного победителя гонки.