Газета Спорт-Экспресс № 96 (6160) от 7 мая 2013 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 5

7 мая 2013

7 мая 2013 | Футбол

ФУТБОЛ

НА СЛУХУ

НАЙДУТ ЛИ АРМЕЙЦЫ БОЛЕЛЬЩИКОВ В АЗИИ

Дмитрий ГИРИН

"В первую очередь это новый рынок со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это и возможные инвестиции, и дополнительный доход от участия в коммерческих турнирах. Кроме этого возможна продажа Китаю прав на показ матчей премьер-лиги", - так генеральный директор ЦСКА Роман Бабаев ответил на вопрос, что означает для клуба участие в предсезонном коммерческом турнире в Поднебесной ближайшим летом.

Действительно, для российских команд это будет первый опыт участия в подобных азиатских турне. Европейские топ-клубы, в первую очередь английские, освоили это направление уже давно. Но посыл Бабаева верен: в подобных мероприятиях важна не прибыль. Поездки преследуют в первую очередь маркетинговые цели: застолбить, так сказать, территорию и обозначить свое присутствие на рынке.

Хорошо известно, что английская премьер-лига пользуется бешеной популярностью в Юго-Восточной Азии. Поэтому визиты туда британских клубов просто необходимы. Так, "Ливерпуль" посетит этим летом Индонезию и Таиланд. А в Таиланде у красных, между прочим, одна из наиболее крупных болельщицких баз в мире - около 14 миллионов человек. Согласитесь, число просто невероятное!

Впечатляют и фотографии болельщиков "Ливерпуля" в Индонезии, размещенные на официальной страничке, посвященной азиатскому турне клуба. С такой массовостью и размахом в России даже чемпионство любимой команды не отмечают. Разумеется, такой большой рынок нельзя пускать на самотек.

"В последний раз мы посещали Таиланд в 2009 году и до сих пор находимся под впечатлением от приема, оказанного болельщиками. На протяжении четырех последних лет клуб проделал в этом регионе огромную работу", - сказал исполнительный директор "Ливерпуля" Иан Эйр. Вторит ему и главный тренер Брендан Роджерс: "Я много слышал о преданности и страсти, которую демонстрируют по отношению к нам тайские фанаты, и в благодарность мы хотим устроить им настоящий праздник большого футбола". Собственно, в этих двух цитатах и заключаются ответы на вопросы "зачем?" и "какая от этого выгода?".

Правда, существуют и другие причины. Такие, как обязательства по контрактам со спонсорами и партнерами. Тот же "Ливерпуль" озвучил планы визита в Индонезию сразу после того, как летом 2012-го заключил трехлетнее соглашение с местной авиакомпанией. Кроме того, в этом году титульный спонсор клуба, одна банковская группа, отмечает 150-летие своей деятельности в Индонезии, и визит "Ливерпуля" должен стать частью торжеств.

Или взять, к примеру, "Челси", который этим летом также отправится в Азию. Матч в Бангкоке станет частью празднований 80-летия тайской пивоваренной компании, являющейся одним из крупнейших партнеров лондонцев. Запланированная несколько дней спустя игра в Индонезии поддерживается в том числе и одним местным банком, который с августа 2012-го активно выпускает платежные карты с брендом "Челси". Кроме того, к приезду лондонцев в Индонезии должен открыться их футбольный центр, в котором также запланирован ряд мероприятий.

Три из пяти матчей "Манчестер Юнайтед", который также отправится на Восток, организованы спонсорами клуба. Две игры "красные дьяволы" проведут в Японии, где публика очень хочет посмотреть на своего любимца Синдзи Кагаву. А одну из встреч "МЮ" и вовсе сыграет с бывшим клубом талантливого полузащитника "Серезо Осака". Маркетинговые выгоды от подобного визита очевидны.

Кстати, турне "МЮ" проводится под эгидой титульного спонсора. То же самое и с поездкой "Ливерпуля" - она также проводится их главным партнером. Это к вопросу об организаторах подобных турне.

Другое дело, что интерес в Китае к российской премьер-лиге, мягко говоря, невелик, равно как и количество болельщиков ЦСКА. Никаких партнерских отношений с китайскими компаниями у армейцев тоже нет. Нет и китайских футболистов в составе. Да и "Цзянсу" с "Чанчунь" - не гранды местного футбола, представляющие далеко не главные города Поднебесной. Во всяком случае, это не Пекин, не Шанхай и не Гуанчжоу. Так что сравнивать турне ведущих английских команд и предстоящую поездку ЦСКА пока нельзя. Остается лишь рассчитывать, что она станет хорошей инвестицией в будущее.