Газета Спорт-Экспресс № 92 (6156) от 27 апреля 2013 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 4

27 апреля 2013

27 апреля 2013 | Хроника

ХРОНИКА

ЕСТЬ ТЕМА

НЕЙМАР И ЕГО ИКОНОПИСЦЫ

Пеле, Зико, Ромарио, Роберто Карлос, Роналдо - в Бразилии никогда не было недостатка в футбольных звездах первой величины. А что тут удивительного, если сборная этой страны пять раз - больше, чем какая-либо другая - выигрывала чемпионаты мира?

В последние годы, однако, дела у пентакампеонов расклеились. Да так, что их команда в рейтинге ФИФА резко покатилась вниз, опустившись до позорного 19-го места. Еще две ступеньки в том же направлении - и здравствуй, Босния и Герцеговина! Команда, название которой, уверяю вас, на родине Гарринчи и Роналдинью знают немногие. А уж ее игроков - тем более.

Зато у Бразилии есть новый идол, которому поклоняются десятки, а то и сотни миллионов людей на всей планете. Пусть даже он, в отличие от бывших кумиров, ни разу не выигрывал первенство своей страны, не говоря уже о чемпионате мира. Его зовут Неймар, ему 21 год, он зарабатывает 20 миллионов долларов в год. Причем не столько игрой, сколько имиджем.

Грандиозный бизнес-проект "Неймар" увидел свет в 2010-м, всего год спустя после дебюта футболиста в составе "Сантоса". Коммерческий успех юному таланту помимо собственно клуба обеспечили 11 спонсоров и целый ряд других компаний. Сейчас только на продвижение имиджа бразильского нападающего работают 22 (!) человека.

Координируют всю эту деятельность некто Эдуарду Муза и отец футболиста, Неймар да Силва. А вот что входит в обязанности остальных (причем у каждого свое направление): логистика и организация поездок; отношения с прессой; рекламные проекты; юридические услуги; поддержка официального сайта игрока и его представление в социальных сетях; операции с движимым и недвижимым имуществом; финансовое обеспечение и ведение официальной документации; охрана и уход за домом; услуги педагогов и т.д.

Координатор проекта Муза составляет "расписание жизни" звезды на неделю, включая в него помимо тренировок, игр, поездок с "Сантосом" и сборной мероприятия коммерческого характера, пиар-акции, контакты со СМИ. "Каждый день я получаю по электронной почте в среднем полторы сотни запросов от спонсоров и журналистов на общение с Неймаром, - рассказал Муза TV Globo . - Мы рассматриваем их вместе с футболистом, на какие-то даем согласие, но в большинстве просьб, конечно, отказываем. Мы просто физически не в состоянии удовлетворить все заявки".

Не проходит ни дня, чтобы Неймар не дал интервью бразильским или зарубежным СМИ. Его осаждают французские, испанские, японские журналисты. Вопросы, как правило, одни и те же: "Когда переедете в Европу?", "Кто сильнее - "Барса" или "Реал"?", "Станет ли Бразилия чемпионом мира в 2014-м?" Тем не менее форвард продолжает терпеливо отвечать на них и приветливо улыбаться в объективы, понимая, что таким образом он тоже зарабатывает.

Сесть в арендованный самолет или вертолет для Неймара сегодня примерно то же, что за руль своего автомобиля. Выполнение рекламных и коммерческих обязательств, будто игровая ситуация на поле, требует от него большой мобильности. Вот он и летает как пчелка - в конце концов, это тоже деньги. А расстояния в Бразилии под стать российским.

Любопытно, что на первых порах, пять-шесть лет назад, имиджем восходящей звезды занимались самые близкие родственники Неймара - отец, мать и сестра, которые специально для этого создали маркетинговое агентство NR Sports . Чтобы, так сказать, складывать яйца в одну корзину. Однако пару лет спустя стало ясно: успешно вести бизнес без привлечения специалистов им уже не под силу. Пришлось расширяться, купив вместо офиса площадью 90 кв.м. отдельное трехэтажное здание.

По словам Неймара-старшего, поступления непосредственно от футбола в бюджет его фирмы составляют только 8 процентов, в то время как остальные 92 обеспечивает использование имиджевых прав футболиста, в том числе при продаже самой разной продукции.

Наконец, очень важный, на мой взгляд, момент: бригада специалистов, работающих на Неймара, изначально поставила цель - не делать из него второго Пеле (хотя аналогий хватает) или какую-то другую икону. Пусть остается таким, какой есть!

И действительно, зачем изобретать велосипед, если популярность 11-го номера "Сантоса" и сборной Бразилии уже сейчас зашкаливает. Дело за "малым" - выиграть что-нибудь серьезное. Хотя бы часть того, что в свое время выиграли Пеле, Зико, Ромарио, Роберто Карлос и Роналдо.

Владимир КОНСТАНТИНОВ