Газета Спорт-Экспресс № 41 (6105) от 25 февраля 2013 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

25 февраля 2013

25 февраля 2013 | Лыжные гонки

ЛЫЖИ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

ГЕНИЙ СПРИНТА

Окончание. Начало - стр. 1

Прекрасно понимал Петухов и то, что за бортом состава остался его партнер по Ванкуверу Морилов - возможно, не столь яркий, но чрезвычайно надежный и куда более титулованный cпринтер, чем сам Алексей. И что, не подтверди Петухов своего класса в эстафете, Каминскому обязательно бы задали неприятные вопросы. Алексей вчера выходил на дистанцию снайпером, не имевшим права на ошибку. Он знал, что если промахнется, то время для повторного выстрела придет лишь через триста с чем-то дней, что остались до Олимпиады в Сочи. А кто возьмется предсказать, что будет в Сочи?

- У меня был очень сложный сезон, - говорил Алексей. - Я прошел через серьезные испытания перед этим чемпионатом. Было трудно просто попасть в команду, и в какой-то момент я всерьез заволновался - перспектива пропустить это первенство встала в полный рост. Не хотел бы дальше говорить на эту тему... Главное, что пришел и доказал свое право быть в команде. Хочу поскорее получить свою золотую медаль и увезти ее домой.

О том, что весь сезон Алексей промучился с больной спиной (судя по всему, именно это он туманно обозначил как "испытания"), знал крайне ограниченный круг людей. Даже здесь, в Валь-ди-Фьемме, с Петуховым вовсю работала австрийский физиотерапевт сборной России Патриция Вакер, несмотря на заработанный ею незадолго до чемпионата перелом ноги. А когда Вакер уехала на операцию, за Петухова взялся другой наш физиотерапевт - Сергей Чечиль. Который лишь накануне старта подтвердил: "Он сможет бежать".

НОРТУГ

В полуфинале приключился шок. Вылетели норвежцы во главе с Петтером Нортугом, винить которого в провале, правда, не поднимается рука. Его напарник, молоденький Пал Голдберг, не справился с темпом, который задал не кто-нибудь, а Петухов. На последнем своем этапе Голдберг "капнул" в гору и передал Нортугу эстафету с чудовищным для спринта 20-секундным отставанием.

Неизвестно, за что прогневалась судьба на Нортуга, но пока в трех гонках Валь-ди-Фьемме-2013 Король лыж заработал только серебро в спринте. Вчера Петтер сделал все, что мог: максимально сократил отставание от лидеров, а потом выиграл фотофиниш у японца в борьбе за шестое место, которое оставляло норвежцам шанс отобраться-таки в финал в качестве "лаки лузеров". Не вышло. Нашлись команды, что прошли полуфинал быстрее Норвегии.

Была испорчена повторная дуэль Нортуга с Крюковым.

- Еще на втором этапе полуфинала я обратил внимание на то, что Голдберг еле держит скорость, - говорил Крюков на тему, которая крайне заинтересовала норвежских коллег. - Уже тогда понял: стоит Алексею взвинтить скорость - и Голдберг отвалится. Но того, что случилось, конечно, предсказать не мог никто. Для нас финал без Нортуга считался хорошим раскладом. Хотя могу сказать вам откровенно: мне хочется всегда добывать победы в противостоянии с лучшими. Можно даже сказать, что я расстроен за Петтера.

ФИНИШ

Эстафета в спринте хороша тем, что идет три этапа. За это время можно много чего наворотить, прожить короткую жизнь. И есть возможность разыграть индивидуальную партию. На протяжении всего финала партия России просматривалась отчетливо.

Задачей Крюкова было максимальное накопление сил, которым он собирался дать волю в своем фирменном финише. Экономить пришлось бы, ясно дело, за счет сверхусилий Петухова, который всякий раз норовил передать Никите эстафету одним из первых, избавив того от необходимости догонять. В чрезвычайно контактном и скоротечном спринте каждое лишнее движение что-то да значит.

- Тренер дал мне установку: передавать эстафету с первого-третьего места, не залезать в глубины пелотона. Ну и "натягивать" по мере возможностей, - почти расхохотался Петухов. - И главное, после полуфинала он вдруг сказал: "Леша, а ты сможешь и второй, и третий этап "натянуть"? Ну, думаю, хитрый какой - раньше разговор шел только о третьем! Хорошенько поработать пришлось и на втором. Я стартовал в подъем с пятого-шестого места, но сделал хороший рывок в стиле Нортуга по левому флангу. Сразу перестроился на второе место. Грамотно сделал - самому понравилось. А на третьем своем этапе шел, как говорится, на все деньги...

Хотя на последнем круге все работают на максимуме. Убежать здесь тяжело. Да и соперники были очень сильные. Я понимал, что на моем этапе не так много чистых спринтеров - в основном дистанционщики вроде канадца Кершоу и шведа Хеллнера. Такие выдержат любой темп. Побеждать их нужно было тактически. Попытку убежать я честно предпринял, но не отпустили. Впрочем, главное не это. Важно, что удалось первым отправить Никиту на последний круг. Для нас это было важно...

Последний выход Крюкова.

Получив первым эстафету, Никита легко пропустил вперед Йонссона и казахстанца Алексея Полтаранина. Это тоже была часть игры - Крюков старался не тратить ни одного лишнего киловатта энергии, натягивал тетиву своего лука.

Что за спринт без неожиданностей? Конечно, она случилась. Самый напряженный момент произошел на последнем подъеме, где шедшего третьим Крюкова стал обходить по соседней лыжне канадец Алекс Харви - действующий, на секундочку, чемпион мира в эстафете. Крюков мог оказаться запертым за спинами конкурентов.

- Я шел третьим, что меня совершенно устраивало, - вспоминает Никита. - Понимал, что при таком раскладе шансы на финише неплохие. Когда атаковал Харви, нужно было во что бы то ни стало отстоять третью позицию. Выходить на финиш четвертым - крайне рискованно. У меня как будто гора с плеч упала, когда мне удалось оттеснить канадца. Это был ключ к успеху.

На финишную прямую Крюков выкатился с пригорочка третьим и немедленно (показалось, что на грани фола) вклинился в пространство между Йонссоном и Полтараниным, вынудив последнего соскользнуть в соседнюю лыжню. Устроившись за шведом, россиянин начал спринт.

- Я быстро почувствовал, что настигаю Йонссона, - заново переживал финиш Крюков. - Гонщики чувствуют такие вещи, это видно хотя бы по частоте отталкивания. Как только понял, что вот-вот влечу прямо в шведа, шустро перепрыгнул в соседнюю лыжню и заработал в своем темпе...

Заметим - неудержимом темпе.

А вот финиш Крюкова глазами Петухова:

- Я больше переживал на подъеме, где канадец попробовал влезть третьим. Понимал, что с четвертого места пришлось бы уходить слишком вбок. Там могли закрыть. Очень обрадовался, когда Никита удержался. Потом начал переживать, когда метров за 70 до финиша Крюков словно попал в коробочку. Но быстро отлегло. Никита такие варианты просчитывает очень четко. Когда он сел за Йонссоном, я уже начал праздновать победу.

… За пару дней до этого, сразу после мужского скиатлона, в наш с Максимом Вылегжаниным разговор влез шведский репортер. Стал почему-то расспрашивать Максима об эстафете в спринте. Слово за слово, дошло до вопроса:

- Насколько Крюков опасается Йонссона?

Максим взял паузу и ответил от души:

- Пусть лучше ваш Йонссон опасается Крюкова.

Репортер ушел, а мы с Максимом многозначительно переглянулись. Не слишком сильно ли было сказано?

Теперь знаем: не слишком.

Сергей БУТОВ

Валь-ди-Фьемме