Газета Спорт-Экспресс № 270 (4550) от 23 ноября 2007 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

23 ноября 2007

23 ноября 2007 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Вчера интервью "СЭ" дал новый президент "Локомотива".

Николай НАУМОВ: "СЭ" ДЛЯ МЕНЯ - КАК НАСТОЛЬНАЯ КНИГА"

Юрий ГОЛЫШАК

из Черкизова

Каким я рассчитывал увидеть нового руководителя одного из самых благополучных клубов России, не знаю, но только не таким. Впечатление - потрясающее. Даже странно, почему он, такой энергичный и обаятельный, подчеркивает свою непубличность. А заканчивает разговор словами: "Я хотел бы дать только два интервью. Одно - когда заступаю на пост, второе - когда буду с ним расставаться..."

-Это интервью - первое в вашей жизни?

- Ну что вы! Я их, наверное, миллиона два раздал!

-То есть?

- В свое время был функционером, секретарем райкома партии в Средней Азии. Огромный район. Очень долго учился работать с кадрами. А когда Союз развалился, занялся бизнесом. В России очень легко этим заниматься.

-Аргументы?

- Если у тебя все в порядке с инициативой и есть голова - деньги всегда заработаешь. Я как только не зарабатывал. Кстати, в отставку с партийной работы подал сам, месяцев за восемь до августовского путча, когда КПСС еще оставалась в силе. Билет не сдавал, но встал на пленуме и высказался: "Работать больше не могу, партия у народа вызывает только негатив. Идея себя изжила..."

-Что было дальше?

- Пришел домой. Двое детей, денег нет вообще. Только трехкомнатная квартира во Фрунзе. Вот и пришлось создавать первое свое предприятие. Выращивал бычков, потом делал колбасу, пресс-формы для литья одноразовых шприцов - огромный в то время дефицит в Средней Азии. В рюкзаке возил эти формы на Украину, где отливали шприцы. Потом перебрался в Екатеринбург, а оттуда в Санкт-Петербург. Было это одиннадцать лет назад.

-С главой "РЖД" Владимиром Якуниным знакомы давно?

- Года с 96-го. Хотя вместе не работали, по общественной линии он мне часто давал поручения. Например, по делам Фонда Андрея Первозванного, который возглавляет. Этот фонд доставлял из Черногории десницу Иоанна Крестителя, на Пасху возит священный огонь. Помогал Якунину проводить серьезные форумы. Очень интересно. Несколько раз возникал вопрос, чтобы я шел к нему работать.

-Бизнес у вас остался?

- В Петербурге. Одна фирма занимается строительством и архитектурой, есть еще стоматологическая клиника. С этим спонтанно получилось: пришел врач, предложил заняться. Дело пошло очень удачно, хотя расценки гораздо ниже, чем в Москве.

-Как оказались в "Локомотиве"?

- Якунин, очень сильный руководитель, как-то в разговоре со мною выразил мнение, что средства, которые тратит главный акционер на клуб, могут использоваться эффективнее. Сказал: "Знаю, как работают в РЖД все подразделения. В "Локомотиве" иная ситуация. Сам я в футболе не очень хорошо разбираюсь, пользуюсь только советами со стороны. В результате - не совсем правильные решения. Потому и хочу, чтобы ты возглавил клуб". Но президентом оставался Юрий Семин, к которому я отношусь с глубоким почтением, считая его одним из лучших специалистов в России.

-А вы в футболе разбираетесь?

- Я занимался в группе подготовки "Алги", когда та играла в первой лиге. Потом сам попал в эту команду. Футбол люблю фанатично! Спросите меня про любого футболиста - я отвечу, что он умеет, а что нет!

-"СЭ" читаете?

- Как настольную книгу. Можете вынести в заголовок. Мой секретарь не даст соврать: в первый же рабочий день в 8 утра я потребовал "СЭ". Она ответила, что так рано газеты в офис не приносят. Тогда достал из кармана деньги и отправил девушку к ближайшему киоску.

-Приятно. Но вернемся к разговору с Якуниным. Что он сказал насчет Семина?

- Сказал: "Возьми на себя финансово-хозяйственное управление". А Семин должен был заниматься спортивной частью. Договор был как раз таким: работаю совместно с Семиным. Но потом совет директоров решил: "Если два человека отвечали за результат клуба, не совсем правильно одного увольнять, а другого - оставлять". В итоге Семину предложили должность советника по спорту президента РЖД. Якунин искренне хотел, чтобы Юрий Павлович занялся всем спортом РЖД. Это огромное хозяйство.

-Теперь вы тоже будете отвечать за спортивный результат?

- Якунин сказал, что не должен. Но я возразил: "Так не бывает. Клуб - производство, где на результат и работают все". Это, к слову, отлично проиллюстрировал прошедший сезон. Семин поссорился с Бышовцем, два больших тренера не разговаривали. Результат - седьмое место.

-Как прокомментируете работу тренера в этом сезоне?

- К сожалению, годы меняют людей. Бышовец очень долго не работал и, получив высокооплачиваемую должность в солидном клубе, невольно стал видеть вокруг толпу недоброжелателей. Началась мания: все завидуют, желают зла. Даже в хороших советах он видел проявление чего-то скверного. А это тупик. Сегодня я встречался с молодыми людьми, работающими в коммерческом департаменте "Локо". Сказал им так: на стадии обсуждения можете меня критиковать как угодно. Оппонируйте. Но когда решение принято, боже вас упаси его не выполнить. Оргвыводы будут сразу.

-А при чем здесь Бышовец?

- Бышовец рассуждал иначе: "Решаю только я". Ничего не обсуждалось.

-Есть облегчение в клубе после отставки тренерского штаба?

- И в клубе, и в команде. Это, увы, факт. Стоял вопрос позволить Анатолию Федоровичу руководить "Локомотивом" до конца сезона. Но я сказал Якунину, что это бессмысленно и даже вредно. Все знали, что Бышовец уходит - зачем же ему ехать на сбор? И я предложил Билялетдинова, давно работающего с дублем, которому надо по-тренерски расти. Решили дать человеку шанс.

-Билялетдинов может остаться главным тренером?

- Будем решать. Но мое убеждение: тренера нельзя долго держать на одном месте. Либо он растет, либо с ним надо расставаться.

-Бышовец получит неустойку?

- Не знаю. Я сказал Якунину, что начинаю работу с чистого листа. Вопросы прошлого меня не касаются. Неэтично влезать в прежние решения совета директоров. Но, наверное, какие-то деньги Бышовцу выплатят, как положено по закону...

-Вы готовы к постоянным визитам корреспондентов?

- Хочу через "СЭ" сказать всем СМИ: я - не замена Семину, а хозяйственный руководитель. Моя работа газетчикам мало интересна. Я должен обеспечить порядок. Вот, скажем, поле надо менять. Есть проблемы на базе: то света нет, то еще что-то. И вообще "Локо" нужна другая база: нынешняя мала, там не помещается дубль. А молодежь должна учиться у ветеранов и дорогостоящих легионеров, быть рядом. Уже подготовлено письмо губернатору Московской области, скоро встречусь с Борисом Громовым и буду решать, где отыскать место для новой базы. К сожалению, старую, в Баковке, расширить невозможно. Я был в "Аяксе", видел, какой может быть база... Там 12 полей!

-Что делали в "Аяксе"?

- Ездил в отпуск с семьей, своих оставлял, а сам перемещался к футбольным местам и людям. Мне это интересно. Я мечтаю построить хороший клуб. Который не будет заглядывать в рот РЖД, ожидая миллионов, а начнет зарабатывать. Видите, сколько бумаг на столе? Это документы по будущему Кубку РЖД. Уже сейчас надо им заниматься.

-Фанаты любят эмоциональных руководителей. Может, пообещаете им что-нибудь?

- Мы с фанатами можем разругаться. Можем послать друг друга подальше. Но пользы от этого не будет! Мы должны идти вместе! Если кто-то раньше обижал фанатов, я перед болельщиками за них публично извиняюсь. Будем ситуацию исправлять. После сезона непременно встречусь с лидерами фанатских группировок. Фанаты-то у нас замечательные: все их предложения будем обсуждать.

-Евгений Кучеревский как-то сказал: главное качество для тренера - оптимизм. А для президента клуба?

- Оптимизм - и для президента прекрасное качество. Ненавижу хмурый взгляд на жизнь. Но главное для любого руководителя - человечность и ясность в отношениях. Если не знаешь, что на сердце у рядового сотрудника, работы не получится. Он в любой момент может подвести.

-Олег Блохин, поработав в греческом "Ионикосе", сказал: "Как хорошо, что за год не видел президента ни в раздевалке, ни на тренировках". Вас тоже не увидят?

- Вот это неправильно! Обязательно буду заходить в раздевалку! Но только тогда, когда там не будет футболистов. Чтобы проверить, в каком она состоянии. Может, ее разломали. Вот недавно побывал в раздевалках на "Уэмбли" за пару дней до матча Англия - Россия. Исключительно опрятно. Но когда идет подготовка к матчу, заходить в раздевалку не буду ни в коем случае. Незачем.

-С командой вы уже встречались?

- Нет.

-А знаете, какие слова скажете при встрече?

- Эти слова ни в коем случае нельзя готовить. Они сами родятся, когда увижу глаза игроков. Но непременно скажу, что клуб выполнит все обязательства перед ними. А я призван облегчить их труд. Наши игроки - в общем-то очень молодые люди с большим заработком. В таком возрасте это серьезное жизненное испытание, и я должен помочь им избежать возможных ошибок. Отдельно буду разговаривать с ветеранами - Маминовым, Гуренко, Пашининым.

-Говорят, с Маминовым и Пашининым клуб расстается?

- Выгонять никого не будем, это обещаю. Ротация кадров должна быть, но каждому, отдавшему много лет "Локо", будет предложена работа в системе клуба. А ее у нас - непочатый край.

-Нынешнее ваше душевное состояние можно, наверное, описать так: готовы к неожиданностям на каждом шагу?

- Я бы описал иначе. Ощущение, будто в мешок посадили. Ждешь удара, но не знаешь откуда. То непонятный звонок, то кто-то странный приходит. Спрашиваю: "Вы чем занимаетесь?" Отвечает: "Всем!" С сожалением узнал, что в клубе нет корпоративного кодекса. Юридический отдел есть, а кодекса нет. Будем ситуацию исправлять. Но и эти проблемы интересны. Пусть и летят, как камни, со всех сторон. Работать придется по 12 часов, и этот график, видимо, сохранится еще долго.