Газета Спорт-Экспресс № 170 (3257) от 5 августа 2003 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

5 августа 2003

5 августа 2003 | Велоспорт

ВЕЛОТРЕК

ЧЕМПИОНАТ МИРА

ЖАЛЬ, ЧТО ШТУТГАРТ - НЕ АФИНЫ

Четыре золотые и две бронзовые медали, первое место в общекомандном зачете - таков блестящий итог выступлений сборной Росии на чемпионате мира в Штутгарте. Однако это не повод закрывать глаза на проблемы, с которыми сталкивается российская велофедерация за год до Олимпийских игр.

Слов нет, 120-летний юбилей отечественного велосипедного спорта трековые гонщики отметили впечатляюще. Кроме российской еще только две сборные, немецкая и французская, сумели увезти из "Ханнс-Мартин Шлейер Халле" более одной золотой медали. Последний раз подобный успех на международных соревнованиях наша (тогда еще советская) сборная праздновала в олимпийском Сеуле.

С другой стороны, не будем забывать, что все победы российской команды в Штутгарте добыты лишь тремя гонщицами - Ольгой Слюсаревой (золото в гонке по очкам и скрэтче, бронза в индивидуальной гонке преследования), Светланой Гранковской (золото в кейрине и спринте) и Оксаной Гришиной (бронза в кейрине). Тогда как мужчины вот уже четыре года подряд к победам отношения не имеют. А ведь до Олимпийских игр в Афинах остался всего лишь год.

Об итогах чемпионата, успехах и проблемах велоспорта в России корреспондент "СЭ" побеседовал с самым осторожным на прогнозы представителем российской делегации в Штутгарте - главным тренером трековой сборной Юрием Исаевым.

- Несомненно, результаты превзошли даже самые смелые наши ожидания, - признался Исаев. - Они, кстати, обеспечивают нам хорошее будущее. Светлана Гранковская как чемпионка мира в спринте заработала именное приглашение на следующий чемпионат мира в Сиднее. Значит, на этапах Кубка мира наши гонщицы будут добывать для России вторую путевку в этой дисциплине. Жаль, что исключительно из-за неблагоприятного стечения обстоятельств то же самое, но в преследовании, не смогла сделать Ольга Слюсарева. Она получила лишь бронзу, хотя эта награда не имеет отношения к реальной расстановке сил в этом виде, где Ольга сейчас объективно сильнейшая.

Отдельных теплых слов заслуживают наши мужчины, которые остановились всего в шаге от медалей в командной гонке преследования. А ведь еще за два дня до начала соревнований мало кто верил, что парни попадут даже в восьмерку. Да, не было сильных сборных Германии и Украины, но ведь с прославленными французами ребята бились, как львы, на равных - и, кстати, уже обыгрывали украинцев в этом году.

Я вовсе не считаю, что мы обязательно одолели бы их и в Штутгарте, но определенный оптимизм результат нашей четверки внушает. Важно и то, что ребята ехали очень слаженно, дружно и с максимальной самоотдачей. Отмечу, что впервые за долгие годы мы смогли выставить в командной гонке именно сборную команду, а не одну велогруппу из Питера. Сегодня под руководством московского тренера Глеба Гройсмана тренируются представители столичной и питерской школ.

Рад, что создается именно сборная команда. Если до объединения с московскими гонщиками питерцы проезжали 4 км за 4.07, то здесь, на треке Штутгарта, команда преодолела дистанцию за 4.04. Значит, слияние в одну сильную команду лучших представителей разных велогрупп оказалось продуктивным. Напомню, что именно благодаря объединению лучших представителей городов в одну сборную другой наш квартет год назад впервые в постсоветской истории стал чемпионом мира среди юниоров. Одной велогруппой, будь то "Локомотив" Александра Кузнецова или группа Гройсмана, бороться за медаль чемпионата мира сегодня просто нереально.

- А что скажете об Алексее Маркове, двукратном призере Олимпиад и вице-чемпионе мира? Мне приходилось слышать разговоры о том, что ему пошла бы на пользу смена тренера...

- Леша сейчас готов неплохо, хотя, действительно, его рост как спортсмена в последнее время замедлился. Тем не менее идея заменить тренера не кажется мне продуктивной. Кузнецов - тренер именитый, авторитетный, и всех своих успехов Марков добился под его руководством.

- Но вы же сами сказали, что прогресса в последние годы нет.

- Я это объясняю тем, что команда Кузнецова "Локомотив" сделала ставку на шоссейные гонки.

- Однако на шоссе "Локомотиву" тоже особо нечем похвастать. Может, хотя бы за год до Олимпийских игр Маркову стоит сменить систему подготовки и сосредоточиться на треке? Ведь на шоссе ему в Афинах вряд ли что-то светит.

- Будем надеяться, что в олимпийский год Кузнецов пересмотрит свои концепции и сконцентрируется на подготовке спортсмена к трековым дисциплинам.

- А кого из молодых участников чемпионата мира вы особо отметили бы?

- Тамиллу Абасову. Она очень здорово прибавила за последний год.

- Абасова - это спринт. Почему, имея одну из сильнейших в мире женских спринтерских школ, мы не можем похвастать тем же у мужчин, хотя и в этой области у нас в свое время был полный порядок? Однако новых Копыловых что-то не видно...

- Готовить мужчин и женщин в спринте - это две разные методики. К тому же подготовка классного спринтера мирового уровня - работа тонкая, штучная. Тут нужны годы, а все - федерация, Госкомспорт, спонсоры - требуют немедленного результата.

Да вы на наших лидеров посмотрите: Гранковская и Гришина давно не молоденькие девчушки. На подходе лишь та же Абасова, но ей еще нужно работать и работать. Она пока не вошла в мировую элиту.

Чтобы вырастить классного спринтера, необходимо запастись терпением. Подождать. Ведь даже самому старшему из мужчин, выступавших здесь в командном спринте, - Дмитрию Леопольду всего 24. Думаю, если удастся сохранить группы Станислава Соловьева и Владимира Леонова, то в будущем и у нас появится плеяда хороших гонщиков-спринтеров.

- Можно ли сказать, что чемпионат мира в Штутгарте стал генеральной репетицией Игр-2004 в Афинах?

- Нет. Это все-таки совсем разные турниры - по эмоциональному накалу, по степени ответственности. Неизвестно, как поведет себя нервная система гонщиков в условиях постоянного запредельного стресса Игр. Да к тому же и репетировать что-либо пока рано. Нужно думать о том, как выступлениями на этапах Кубка мира и на чемпионатах мира добыть максимальное количество лицензий на Игры.

- Перед чемпионатом в Штутгарте Госкомспорт определил вам план - по одной медали каждого достоинства. За основу брался итог прошлогоднего мирового первенства, где три медали и были завоеваны. Не слишком ли вы занизили планку?

- Все относительно. Конечно, имея в активе четыре золотые медали, можно порассуждать о том, что планка занижена. Но вспомните: сколько команд выиграли в Штутгарте более одной медали высшей пробы? Восемнадцать стран отметились на пьедестале, а более одного раза звучали гимны России, Германии и Франции. Всего трех государств!

Кстати, говорить, что мы брали за образец итоги Копенгагена-2002, неправильно. Планы утверждаются не ежегодно, а сразу не весь олимпийский цикл. Одно золото, одно серебро и одна бронза - это всего лишь задача-минимум, которая ставилась перед командой в этом году.

- А не пугает, что в последние годы медали для сборной добывают одни и те же герои?

- Не совсем так. В Антверпене-2001 медали выигрывали Слюсарева, Гранковская и Чалых. Год спустя в Копенгагене отличилась одна Слюсарева, а в этот раз к ней и Гранковской присоединилась Гришина. Это, считаю, свидетельствует о том, что у нас есть определенная скамейка.

- В роли главного тренера трековой сборной - тогда еще СССР - вы дебютировали двенадцать лет назад на чемпионате мира, который проходил здесь же, в Штутгарте. То первенство сложилось для нас не слишком удачно. Не боялись - из суеверия - вновь возвращаться на этот трек?

- Так выбора все равно не было. И потом, я не считаю тот чемпионат провальным. Все-таки была золотая медаль Вячеслава Екимова.

К тому же многое уже забылось. Единственное четкое воспоминание о том чемпионате - страшное волнение, поскольку на мне как на главном тренере висела огромная ответственность за всю сборную. А ситуация в стране никак не предполагала спокойной работы.

Перед нынешним визитом в Штутгарт меня пугали не воспоминания, а ситуация со Слюсаревой, которую накануне отъезда в Германию сбила машина. Мне об этом сообщили поздно вечером, и я до утра глаз не сомкнул. Но встретился с Ольгой после аварии, взглянул ей в глаза - и понял, что все в порядке, что она, как обычно, готова биться и за себя, и за всю Россию.

Ровшан АСКЕРОВ

Штутгарт - Москва