Газета Спорт-Экспресс № 141 (2634) от 25 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

25 июня 2001

25 июня 2001 | Футбол - «Пас из-за границы»

Андрей ШЕВЧЕНКО

ДВА ГОДА ПОД СОЛНЦЕМ ИТАЛИИ

БИЛЕТЫ НА МАТЧ 41-го

Из окон моего номера на десятом этаже гостиницы "Спорт" отчетливо видны две осветительные мачты киевского национального стадиона "Олимпийский". Я смотрю на них и вспоминаю о маме - дочери кузнеца завода "Арсенал", которая родилась в этом городе, закончила украинскую школу и вскоре после выпускного вечера, 22 июня 1941 года, вместе с подругой собиралась на открытие центрального республиканского стадиона. Гвоздем праздничной программы должен был стать матч чемпионата СССР между киевским "Динамо" и ЦДКА. Но в ночь с 21-го на 22-е Киев, как пела Шульженко, бомбили и объявили, что началась война.

Случилось это вопреки заверениям вождя всех времен и народов о том, что границы рабоче-крестьянского государства на замке. Народ верил своему вождю до такой степени, что даже через двое суток после того, как немцы бомбили наши города и села, руководство футбольной федерации не посмело остановить седьмой чемпионат, и, к примеру, 24 июня в Тбилиси и Сталино (ныне Донецке) состоялись календарные матчи.

Между тем в Киеве играть было уже нельзя: матч динамовцев и армейцев так же, как и открытие стадиона, был перенесен на неопределенный срок. У мамы те два билета, предназначенных для подруги и ее самой, с неоторванным "контролем", не потерялись ни в уральской эвакуации, ни при послевоенных переездах в Саратов и в Подмосковье.

Я держал их в руках уже тогда, когда стадион этот стал носить имя Никиты Хрущева, и думал о том, что если бы тогда, в 41-м, над Киевом было чистое небо и 17-летняя киевлянка Женя пошла на стадион, она, возможно бы, влюбилась в футбол, как и я - с первого взгляда. Правда, впоследствии она интересовалась им, отдавала, естественно, симпатии землякам из киевского "Динамо" и даже угощала настоящим украинским борщом с пампушками его потрясающих игроков - Йожефа Сабо и Леонида Буряка, гостивших в разное время в нашем доме. Честно говоря, я больше никогда не ел такого вкусного борща.

...Телефонный звонок возвращает меня из прошлого в день сегодняшний:

- Добрый вечер. Я внизу - спускайтесь.

Смотрю на часы - 19.00 и отмечаю про себя, что Андрей Шевченко, хотя почти два года живет в Италии, где понятие о точности весьма относительное, пунктуален, как игрок немецкой бундеслиги. Мы садимся в машину, и он сразу же признается, что чертовски голоден, и приглашает в маленький итальянский ресторанчик, где заказывает графин апельсинового сока и пиццу. И хотя врачи-диетологи утверждают, что есть надо молча, Андрей просит официанта чуть приглушить итальянскую музыку и предлагает мне задать ему первый из пятидесяти с лишним вопросов, заготовленных мною заранее.

Однако находясь под впечатлением последних ничейных матчей сборной Украины на том самом стадионе, который должен был открыться в июне сорок первого, я вопреки намеченному сценарию импровизирую и начинаю разговор, как мне кажется, с болезненного для моего собеседника вопроса. Но, как ни странно, Андрей реагирует на него хладнокровно.

НЕ ПОВТОРИТЬ БЫ СУДЬБУ
СТРЕЛЬЦОВА И ВЕА

- У нас многие считают, что Эдуард Стрельцов был не менее классным футболистом, нежели Пеле. Но Эдуард Анатольевич так ни разу и не сыграл ни на чемпионате мира, ни на чемпионате Европы. И потому за границей его рейтинг не столь высок, как он того заслуживает. Я не сравниваю ваши судьбы. В отличие от Стрельцова вы выступаете в итальянском чемпионате и уже поэтому постоянно на виду. И лично я уверен, что в минувшем году вас, лучшего бомбардира итальянского первенства, вполне могли признать и лучшим футболистом мира. При одном условии: если бы Украина добилась права играть на полях Голландии и Бельгии, где вы наверняка не ударили бы в грязь лицом. Нет ли опасения, что в силу различных обстоятельств вам может не посчастливиться хотя бы однажды оказаться среди участников самых престижных соревнований на уровне сборных?

- Вы знаете, когда-то я мечтал примерить футболку киевского "Динамо". Наконец это произошло, и по истечении какого-то времени у меня, не скрою, появилось стремление уехать в зарубежный клуб. И только сейчас, в Италии, в зрелом возрасте, до конца ощутил значимость чемпионатов мира и Европы. А видели бы вы, как переживал Джордж Веа по поводу того, что ему до сих пор не довелось сыграть на мировом первенстве! У нас с ним добрые отношения, и я надеюсь, что сборная Либерии, в которой он, насколько мне известно, выполняет роль играющего тренера, все-таки добудет путевку в Японию и Южную Корею - у нее для этого отличные шансы.

- А у сборной Украины?

- Конечно, в создавшейся ситуации нам сложно настигнуть поляков, но побороться за второе место, дающее право на стыковые игры, украинская команда обязана. Все зависит от нас самих. И мы должны этот шанс использовать.

- Кажется, еще совсем недавно футбольная база киевского "Динамо" и сборной Украины в Конча-Заспе была для вас вторым домом, а теперь вы приезжаете туда лишь несколько раз в году. С тем желанием, что и прежде?

- Да. Но, откровенно говоря, я бы с еще большим желанием мчался в Конча-Заспу, лидируй сборная в группе и будь у нее более радужные перспективы, чем на самом деле. И настроение было бы совершенно иным.

- Прежде сборная Украины была чуть ли не целиком представлена киевским "Динамо". Однако времена изменились, и, например, в стартовом составе вашей команды в матче с норвежцами значились имена лишь пятерых динамовцев, причем один из них - вратарь Шовковский. Среди же полевых игроков мы увидели трех представителей донецкого "Шахтера", московского спартаковца и миланца. Насколько влияют подобные перемены на ваше взаимопонимание?

- Сегодня по существу создается новая национальная команда - даже не столько команда, сколько коллектив. Да, Олег Лужный, Сергей Ребров и я выросли в киевском "Динамо" и, конечно же, не забыли требований Лобановского. Но если прежде мы находились на глазах у тренеров сборной, были постоянно вместе на поле и за его пределами, то теперь один из нас прилетает из "Арсенала", другой - из "Тоттенхэма", третий - из "Милана". Кроме того, появились способные игроки из "Шахтера", из "Спартака". Так что в первую очередь, на мой взгляд, необходимо восстанавливать, а точнее - налаживать атмосферу в команде, состоящую из людей, не столь близко знающих друг друга, как это было года три назад. А это значит, что у тренеров сборной возникли дополнительные проблемы, и их приходится решать в разгар отборочного турнира.

ГРУЗ УСТАЛОСТИ

- В "Милане" вы курсируете в основном на передней линии поперек поля, вероятно, чтобы получить мяч и угрожать воротам, "на свежих ногах". В сборной же вас можно увидеть еще и на подступах к своей штрафной, где вы едва ли не первым пасом завязываете атаку. Подобными функциями вас наделяет Лобановский или вы сами импровизируете на поле?

- Лобановский считает, что игрок, независимо от амплуа, должен максимально помогать партнерам в любой точке поля. Это его видение футбола. Я же перемещаюсь по всему полю с удовольствием, не чураюсь, как и раньше, черновой работы. Я - не ярко выраженный форвард, который умеет лишь забивать, поэтому и прихожу на помощь защитникам, поэтому готов сыграть в подыгрыше. В последнем есть особая необходимость, ибо команда испытывает дефицит на хороших полузащитников комбинационного стиля.

- И у вас, участника очень напряженного итальянского чемпионата, всегда хватает сил оказаться в нужный момент в нужном месте?

- Признаться, к концу сезона чувствую усталость. Позади остались десятки матчей, сыгранных за "Милан" и за сборную, и я не ощущаю привычной свежести. Месяц назад почти наверняка послал бы мяч в ворота норвежцев под занавес матча, но промахнулся не потому, что не знал, как сделать это, а потому, что не хватило какой-то доли секунды выполнить задуманное.

- Я заметил, что удача не столь благосклонна к вашей команде по сравнению с отборочным циклом чемпионата Европы-2000...

- ...и особенно в домашних матчах. Хотя первый из них мы проиграли прежде всего из-за недооценки поляков. В остальных же, имея заметное преимущество, не могли добиться перевеса в голах. Впрочем, и на выезде в Уэльсе "общипали" все штанги, но довольствовались ничьей. Зато в Ереване и Осло справедливость восторжествовала - оттуда мы увезли шесть очков.

- Как считаете, противостояние киевского "Динамо" и "Шахтера" идет на пользу украинскому футболу или в нем на первый план выходит борьба за сферу влияния между Киевом и Донецком?

- Я пристально слежу за чемпионатом Украины, но чтобы исчерпывающе ответить на ваш вопрос, надо играть на родине, а не в Италии. Однако даже в этом случае футболисту сложно судить о подводных функционерских течениях, если таковые существуют. Для меня же, живущего за границей и получающего информацию из прессы, в том числе, конечно же, и "СЭ", ясно одно: в Донецке нашелся бизнесмен, который решил вложить деньги в футбол и возродить былую славу "Шахтера". Благодаря чему обострился спор за золотые медали. И это здорово. Жаль только, что остальные клубы лишь в очных поединках с фаворитами могут оказать им сопротивление. На марафонской же дистанции чемпионата идти нога в ногу с "Динамо" и "Шахтером" или дышать им в спину никому не под силу. Это свидетельствует о том, что уровень национального первенства не слишком высок. Отсюда ограничены в выборе кандидатов в сборную ее тренеры. Правда, есть возможность держать в поле зрения тех, кто играет за границей, но опять-таки реальную пользу сборной могут принести лишь те легионеры, которые выступают в сильных чемпионатах. А таковых, к сожалению, раз, два и обчелся.

С СИМПАТИЕЙ К РОССИЙСКОМУ ФУТБОЛУ

- События, происходящие в российском первенстве, вас интересуют?

- Безусловно.

- Таким образом, вы в курсе того, что наш нынешний чемпионат абсолютно не похож на своих предшественников. Он развивается по весьма оригинальному сценарию, в котором заглавные роли после старта были отведены провинциальным клубам - "Крыльям Советов" и "Соколу" в то время, как постоянный участник Лиги чемпионов "Спартак" вынужден был бежать вдогонку за ними. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить подобную метаморфозу?

- По-моему, кроме "Крыльев Советов" и "Сокола" еще несколько московских команд готовы составить серьезную конкуренцию "Спартаку". Все эти клубы более или менее крепко стоят на ногах. И во многом потому, что в России появились люди, которые инвестируют часть своих доходов в футбол. Кто-то из них встает во главе клуба в качестве президента, кто-то предпочитает выступать в роли спонсора, но, так или иначе, это дает возможность выстроить четкую клубную структуру и покупать игроков более высокой квалификации, чем прежде. И сразу в российском чемпионате появилась интрига. Результаты едва ли не любого матча непредсказуемы, даже с участием "Спартака", будь его соперником не только "Крылья Советов" и "Сокол", но и "Торпедо" и ЦСКА... Не говоря уже о "Локомотиве", который в последние годы пытается перехватить у красно-белых пальму первенства.

- А как вы оцениваете выступление российской сборной в отборочной группе предстоящего чемпионата мира?

- Россияне на этом этапе выступают достойно. Мне кажется, правда, что им в ключевые моменты сопутствует удача, но опять же неписаный футбольный закон "везет сильнейшим" еще пока никто не опроверг. Что касается подбора игроков, то в вашей команде особенно выделяется средняя линия, а вы не хуже меня знаете старый афоризм: "Покажите мне ваших полузащитников, и я скажу, какая у вас команда". К тому же у тренеров сборной России есть из кого выбирать почти на любую позицию (проблемы разве что с нападающими). В том числе из легионеров, которые делают погоду в своих клубах, как, например, Валерий Карпин и Александр Мостовой в "Сельте". Волею судьбы Виктор Онопко около шести лет назад оказался в "Овьедо" - команде, вынужденной едва ли не всякий сезон бороться за выживание. Однако это не умаляет достоинств капитана российской сборной, который теперь носит капитанскую повязку и в своем клубе, а этой чести удостаивается далеко не каждый иностранец. Алексей Смертин во Франции за сравнительно короткий срок проявил свои лучшие качества, завоевал место в основном составе "Бордо". А это, поверьте мне на слово, не так-то просто.

- Уже десять лет не проводится многонациональный чемпионат СССР, киевское "Динамо" встречается со "Спартаком", за исключением двух матчей Лиги чемпионов осенью 1994 года, лишь в рамках Кубка Содружества, а болельщики по-прежнему сравнивают игру и успехи украинского и российского футбола. Вас это не удивляет?

- Ни в коей мере. Ведь на протяжении многих десятилетий существовали украинская и российская школы футбола, их лучшие представители в очных спорах доказывали, чья искуснее, сильнее. Причем успех сопутствовал то одной, то другой (не думайте, что я забыл о существовании еще и закавказской школы). И хотя теперь спор этот в основном превратился в заочный, за ним с нескрываемым интересом и с определенной долей ревности следят и в Украине, и в России. Какой небывалый ажиотаж вызывают матчи "Спартака" и киевского "Динамо", на каком бы уровне они ни проходили! А вы помните, в какой праздник футбола превратились два матча между Украиной и Россией в сентябре 98-го и октябре 99-го?

- Вы взираете на российский футбол как сторонний наблюдатель или относитесь к нему с пристрастием?

- Я симпатизирую вашим клубам и сборной, когда они выступают на международной арене, и не сомневаюсь, что в скором времени россияне завоюют путевку на чемпионат мира. В то же время уверен, что и в России есть немало почитателей украинского футбола, которым небезразлична судьба его команд и сборной. И они наверняка болели за киевское "Динамо", которое достойно выступало в нескольких турнирах Лиги чемпионов, а однажды даже было в двух шагах от главного приза. Но удача в полуфинальных матчах с "Баварией" откровенно от нас отвернулась. Впрочем, потом в финале с "Манчестер Юнайтед" она повернулась спиной уже к немцам.

- Возможно, в этом была какая-то закономерность?

- Не знаю, не знаю...

НУЖНЫ ЛИ НАМ ЛЕГИОНЕРЫ?

- До недавнего времени в России велись жаркие дискуссии на тему "Нужны ли сборной легионеры?" Многие болельщики, журналисты обвиняли "иностранцев" в отсутствии патриотизма и сводили все причины неудач к их присутствию в команде, а тренеры в угоду этому мнению жертвовали даже такими игроками, как Карпин, Мостовой, Юран... Не возникает ли аналогичная проблема в украинской сборной?

- Как говорят японцы, вместо того чтобы искать виноватых, надо смотреть в корень и решать проблему. А проблему, которую вы упомянули, я считаю искусственно надуманной и раздутой. По-моему, наша сборная ее благополучно избежала хотя бы потому, что ее руководители прекрасно понимают, что за границей, как правило, выступают лучшие игроки страны. И если они испытывают потребность защищать честь своей державы - какой же смысл отказываться от их услуг?!

- А нужны ли легионеры украинским и российским клубам?

- Я не одессит, а киевлянин, но отвечу вопросом на вопрос: а какого они калибра?

- Вы хотите сказать, что...

-...зарубежные посредственности ни нам, ни вам не нужны. И если у клубов на покупку приличных иностранных игроков не хватает средств, на мой взгляд, лучше обходиться своими. Другое дело, если кто-то преуспел в финансовом плане и в состоянии приобрести пусть не звезд первой величины, но по крайней мере футболистов, которые принесут ощутимую пользу команде, будут определять ее игру, делать результат - тогда есть смысл не поскупиться. От этого выиграет и клуб, и болельщики, которые, как и в прежние времена, получают истинное наслаждение от игры истинных мастеров.

- Между тем создается впечатление, что футбольные таланты на нашей земле рождаются все реже и реже.

- Не согласен. И украинская, и российская земля по-прежнему богата талантами, только их надо отыскать и вырастить. А прежняя система детских школ была разрушена и только сейчас начинает возрождаться. Потому сегодня середняки даже на внутреннем рынке покупаются по явно завышенным ценам.

- Если вы столь хорошо осведомлены о далеком вам украинском и российском футболе, то об итальянском, в котле которого варитесь вот уже два сезона, разумеется, можете судить изнутри. Поэтому сразу вопрос на засыпку: футбол в Италии - это игра или бизнес?

Шевченко хотел сразу ответить и на этот, как мне казалось, каверзный вопрос, но в ту самую секунду, словно из-под земли, рядом с нашим столиком вырос официант: "Карпаччо заказывали? Пожалуйста".

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ

Киев - Москва

(Продолжение следует)