Газета Спорт-Экспресс № 108 (2601) от 16 мая 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

16 мая 2001

16 мая 2001 | Водное поло

ВОДНОЕ ПОЛО

Александр КАБАНОВ

НИ ДНЯ БЕЗ ВОДНОГО ПОЛО

В минувшую субботу в Зал славы мирового водного спорта, что в американском Форт-Лодердейле, штат Флорида, вводили новых лауреатов. Единственным россиянином среди них в этом году оказался прославленный ватерполист Александр Кабанов.

В водное поло он начал играть в 10 лет, а закончил - в 36. Стал тренером. Теперь он главный тренер ЦСК ВМФ и сборной России. Получается, с десятилетнего возраста ни на один день не прерывал занятия водным поло!

Ватерполист Кабанов выиграл все, что можно. По два раза Олимпиаду, чемпионат мира, Кубок европейских чемпионов, Кубок кубков, Кубок мира, Универсиаду. Как исключение, чемпионат Европы - лишь однажды. В чемпионатах СССР побеждал 10 раз. В отечественном водном поло большего количества наград нет ни у кого.

Тренер Кабанов шесть раз приводил к золотым медалям чемпионов СССР команду ЦСК ВМФ, а сборная страны под его руководством завоевала серебро Игр в Сиднее.

ГЕНЫ И СИМВОЛЫ

Отец двукратного олимпийского чемпиона Сергей Сергеевич Кабанов жил в Москве на Крестьянской заставе в родовом доме своего прадеда. Тот был поставщиком овощей императорского двора, а впоследствии новой власти в Кремле. Ввиду последнего обстоятельства дом Кабановым оставили, только "уплотнили". Сергей рос бедовым парнишкой, во дворе у него было прозвище Жиган. Всех его друзей посадили в тюрьму, и он, чтобы не последовать за ними, пошел служить во флот. Великая Отечественная застала Сергея Кабанова на Дальнем Востоке на эсминце "Рьяный". Мичман Кабанов был мотористом и всю войну ночевал не раздеваясь в машинном отделении. После победы остался служить на Дальнем Востоке. Играл в русский хоккей за Дальневосточный округ. Мама Александра Кабанова, Ольга Сильверстовна, тоже была спортсменкой - чемпионкой Хабаровского края среди девушек по бегу и прыжкам в длину.

Позже мичмана Кабанова перевели в Москву, в только что сформированный ЦСК ВМФ, в стенах которого пройдет большая часть спортивной карьеры его знаменитого сына.

Правда, в отличие от отца Александр Кабанов во флоте оказался не добровольно, а даже в некотором роде насильственно. Точнее, под конвоем: привез знаменитого спортсмена старшина с пистолетом на остров в Баренцевом море, предварительно продержав трое суток в КПЗ со всякими сомнительными личностями. К тому времени Кабанов уже был олимпийским чемпионом.

Историю эту до сих пор смакуют в подробностях друзья и соратники Кабанова, когда собираются вместе за столом. Кто знает, как бы сложилась судьба центрального нападающего сборной Союза и команды МГУ, если бы не начало за ним "охоту" военное ведомство. Выполнить вовремя священный долг Кабанову не удалось, карьеру игрока он начал в МГУ и довольно успешно. "Команда эрудитов", как ее тогда называли, в 1972-1974 годах вклинилась в бесконечную дуэль двух гигантов советского водного поло - ЦСК ВМФ и московского "Динамо". Да так мощно, что не только отобрала золото, но и первой из советских команд выиграла почетнейшие европейские награды: Кубок чемпионов и Кубок кубков.

Руководил командой МГУ Михаил Михайлович Рыжак, а закладывал победные традиции Андрей Юльевич Кистяковский. Уникальный специалист! Ни до, ни после него никому не удавалось столь блестяще совмещать профессиональные занятия (Кистяковский был архитектором) с "хобби" - водным поло. Но вернемся к истории "призыва" Кабанова.

- Арестовывать его пытались и в Лужниках, и в МГУ, и в Подольске, - вспоминает второй тренер МГУ 70-х Владимир Бартяев. - Но всякий раз товарищи успевали предупредить его. Однажды в Каунасе, где мы играли, нагрянули в 2 ночи. Наряд зашел в комнату, где жил Кабанов, но его успели "подменить". Взяли его в итоге дома. Жена вышла за хлебом - и тут же в дверь позвонили. Александр подумал, что жена забыла ключи, но на пороге стоял наряд милиции...

Пока за душу основного игрока сборной и МГУ боролись в Москве, 27-летний виновник переполоха (лишь год оставалось побегать от военных) был уже на острове Кильдин, по которому ходить можно было только держась за трос, чтобы в море не сдуло. За полгода, которые олимпийский чемпион прослужил на острове, он дослужился до звания старшего матроса.

Помог Кабанову главный тренер сборной страны по водному поло Анатолий Самойлович Блюменталь. Он не только сохранил старшему матросу стипендию члена сборной (300 рублей в 1975 году были деньги очень неплохие), но и записался на прием к заместителю главкома ВМФ. Адмирал тренера принял, выслушал и с основным его доводом согласился: чистить картошку на острове Кильдин и поддерживать в боевой готовности ветхозаветные пушки "главного калибра" могут ребята менее ценные для спортивной славы Страны Советов. Согласиться-то адмирал согласился, да вот спортивные начальники военного ведомства очень уж хотели повысить в звании старшего матроса Кабанова. И он стал-таки сначала младшим лейтенантом, потом лейтенантом, а потом дошел и до полковника сухопутной службы ВМФ.

Но прежде чем стать вполне сухопутным, то бишь ходить по бортику и руководить тренировками спортсменов ЦСК ВМФ, Кабанов послужил флоту в пресной воде. Вернее, все-таки соленой - от пота. За годы этой службы "сухопутный моряк" выиграл для флотского клуба 7 золотых медалей как игрок и 6 золотых как тренер.

ПЕРВЫЕ ТРЕНЕРЫ

Босоногое детство Александра Кабанова проходило на упоминавшейся уже Крестьянской заставе в Москве. Жили Кабановы все в том же "родовом поместье", правда, уже с тремя другими семьями. Учеба в общеобразовательной школе давалась Саше на удивление легко - за учебниками особо не корпел, но школу окончил с серебряной медалью. Все свободное время проводил во дворе, хотя Жиганом, как отец, не стал - время было уже другое, да и мама Ольга Сильверстовна своих мужчин контролировала. Саша хорошо играл в баскетбол, футбол, но болел, как и все дети, часто. И поэтому мама отвела его в торпедовский бассейн, один из трех, которые тогда были в Москве.

Своих первых тренеров Кабанов вспоминает с благодарностью. Настоящими подвижниками, фанатами водного поло были Адольф Алексеевич Пастухов и Павел Николаевич Шубин из спортивной школы Мосгороно. С утра и до позднего вечера возились с ребятней, умудряясь в 25-метровом бассейне одновременно тренировать старших, средних и младших юношей. Обоих уже нет на этом свете...

- Замечательные были люди! - говорит Кабанов. - Удивительно дополняли друг друга. Пастухов - рыжеватый, веселый, все время балагурил, даже скучное занятие под названием общефизическая подготовка превращал в интересное и веселое. Шубин - полная противоположность. Суровый, жесткий. Прихрамывал после ранения, полученного на войне, где служил десантником. Пастухов очень внимательно следил за новинками в плавании, хотя видео тогда не было. Постоянно знакомил нас с тем, как американцы выполняют гребок, как они тренируются, какие нагрузки у них и так далее. Не случайно ни у кого из тех, кто прошел школу Пастухова, с плаванием никогда не было проблем...

В 1963 году в возрасте 15 лет Кабанов завоевал свою первую золотую медаль чемпиона СССР: команда Мосгороно выиграла чемпионат страны среди юношей. Товарищи по команде были старше Кабанова на три года.

ИНТУИЦИЯ - ВЫСШЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ МЫСЛИ

Это между 35-летним и 38-летним мужчинами разницу не сразу заметишь, а между 15-летним подростком и 18-летним юношей дистанция колоссальная! Что особенного было в 15-летнем пацане, чтобы его взяли в команду к более зрелым спортсменам?

- Может быть, - с улыбкой вспоминает сегодня он сам, - тренеров Мосгороно подкупило, как я в первой же официальной игре забил метров с восьми? Мяч попал ко мне, надо было его отдать, а я увидел, что вратарь соперников "ловит мух", и бросил. И забил! В воротах у соперников стоял сильный парень. Он был очень удивлен. Удивились и наши тренеры. И тогда впервые обо мне сказали: "Молодой, но опытный Кабанов"...

Я представил себе этот красивый и дерзкий гол. Метров с восьми - навесом! Это потом, когда Кабанов стал "живой легендой", навесных голов он забил великое множество, а в 15 лет? Да еще в первой в жизни игре...

Все тренеры, с кем он работал, с почтением отзываются о его "светлой голове". Кабанов смеется: "Соображал действительно быстро. Называется интуиция".

А я-то думал, интуиция характерна только для шахматистов! Кстати, о шахматах. Их Кабанов любит. Играет, правда, похуже, чем в водное поло. Но интересуется, следит, читает. Любимый шахматист - Михаил Таль. Эта привязанность лично мне говорит о многом. Таль был гением Игры. Большинство его жертв были интуитивными. Сам слышал, как в 1978-м Таль говорил юному Каспарову: "Сначала надо жертвовать, а потом считать". Кабанов точно так же играл в водное поло. Его тонкие и неожиданные тактические ходы соперник разгадывал редко. Комбинации, которые он начинал на площадке, всегда заканчивались логично. И красиво.

Здесь мы сделаем небольшое отступление от нашего повествования и предоставим слово многолетнему соратнику Александра Кабанова, заслуженному мастеру спорта и заслуженному тренеру СССР Борису Попову. Они вместе играли в МГУ, потом, став главным тренером сборной, Попов пригласил Кабанова на место центрального нападающего, а когда тот закончил играть, позвал к себе вторым тренером.

- Бросок у Саши по силе был средним, - вспоминает Борис Попов, - но забивал он очень много, переигрывая лучших вратарей мира за счет обманных движений. Вообще Кабанов тем и замечателен: не обладая сверхъестественными физическими данными, играл центра нападения, где особенно тяжело, и переигрывал соперников за счет головы и виртуозной техники. На Московской Олимпиаде в самой важной для нас встрече с югославами произошел редчайший случай: в розыгрыше "лишнего" Кабанов забил навесным броском. Только абсолютно уверенный в себе игрок мог себе позволить такой прием! И таких прекрасных голов в его карьере было много.

А вот мнение другого нашего прославленного тренера, Анатолия Блюменталя, который первым из советских тренеров выиграл важнейшие ватерпольные турниры - чемпионат Европы, Олимпиаду и чемпионат мира. Он пригласил Кабанова в сборную страны перед мюнхенской Олимпиадой 1972 года.

- Физические параметры Кабанова были весьма скромными. Но за счет фанатичной преданности делу, исключительной целеустремленности он вырос в признанного лидера сборной. В любом виде спорта есть важнейшие компоненты мастерства. В водном поло я бы их выделил пять: техника, разнообразная тактика, плавательная подготовка, общефизическая подготовка, волевые качества. Если у игрока хромает хотя бы один из этих компонентов (допустим, недостаточно хорошо плавает), он не может считаться выдающимся. Так вот, у Кабанова не было недостатков - он был абсолютно гармоничным игроком. Обладал виртуозной техникой броска и несколькими коронными приемами - такими, как навесной бросок или задний бросок. Забивал много, причем в самый ответственный момент мог забить навесным, что считается верхом мастерства. Тактическое зрение в годы расцвета у него было изумительным. А расцвет пришелся на Московскую Олимпиаду, которую наша команда выиграла во многом благодаря блестящей игре Александра. Нет, пожалуй, один недостаток у него был: он никогда не щадил себя. Никогда в этом не признавался и никогда не признается, но я чувствовал: сердце у него было изношенным. Мне приходилось прилагать немало усилий, чтобы заставить Сашу прекратить тренировку и выйти из воды...

ОПЫТ И МАСТЕРСТВО

Во время чемпионата Европы 1981 года игра с венграми у наших ватерполистов складывалась очень тяжело. После третьего периода мы проигрывали три мяча - 5:8. Ценой сверхусилий свели перевес соперников к минимуму. И за 15 секунд до конца матча, при счете 7:8 в пользу венгров, нашим дали "лишнего". Мяч был у Кабанова, до ворот - метров 7-8, его любимая дистанция. Дальше произошло то, что Кабанов не раз проделывал с лучшими вратарями мира. Венгр Червеняк именно к лучшим и относился. Он знал, что Кабанов может бросить навесным. Более того, ждал этого броска! Ждал, а взять не смог! Кабанов слегка "качнул" Червеняка - и мяч по крутой траектории полетел в ворота, ударился о штангу и оказался в сетке. Такие не берутся! Так был спасен, казалось бы, абсолютно безнадежный матч.

А вот как Кабанов описывает аналогичный случай на Кубке мира:

- В 1981-м Кубок мира проходил в Америке, в Лонг-Бич. Особого ажиотажа не было, но на нашем матче с командой США зал был переполнен. Подтекст был такой: во-первых, американцев не было на Московской Олимпиаде, а во-вторых, противостояние СССР - США ощущалось в те годы во всем. Играем. До этой встречи выиграли 4 или 5 матчей, а тут как "заклинило": ну ничего не получается! И вот в 3-м периоде при счете 1:3 в пользу американцев я забил метров с 7-8 навесным броском. Сережа Котенко проплывал вдоль ворот, я показал, что отдаю ему, вратарь поверил, а я бросил. Не сильно, но точно. Вратарь даже не дернулся. И этот гол буквально перевернул игру! Американцы сникли, мы легко выиграли матч и весь турнир. Мне тогда было 33 года, ветеран уже. Но задача опытного игрока и состоит в том, чтобы в трудные моменты сделать то, что от него требуется. Таких моментов может быть один-два на турнир, но именно для этого и существует в команде опытный игрок. Как правило, капитан.

ТРЕНЕР НА ПЛОЩАДКЕ И НА БОРТИКЕ

Капитаном в клубе и сборной Кабанов был восемь лет.

- Капитан - это тренер на площадке, - считает Борис Попов. - Тренер на бортике, конечно, может подсказать, но на больших турнирах очень шумно, и тренера слышно плохо. Капитан - его первый помощник. Кабанов не случайно много лет был капитаном в сборной. Его выбирали и по человеческим качествам, и по игровым. Он всегда показывал пример отношения к работе.

Перед Олимпиадой-80 мы составляли график тренировок по ОФП. Учитывая возраст Кабанова и его проблемы со здоровьем (повышенное давление), хотели ограничивать его в объемах тренировочной работы. Но Александр сказал: "Я капитан команды. Я должен показывать пример молодым!" И показывал. Поблажек себе никогда не позволял. Даже в ущерб здоровью. И у него не было никаких проблем при переходе из игроков в тренеры. Сменив поприще, Саша остался таким же, как всегда: открытым, прямым, абсолютно преданным делу, предельно пунктуальным и обязательным во всем.

- Не каждый выдающийся спортсмен становится выдающимся тренером, - добавляет Анатолий Блюменталь. - Многие великие игроки, перейдя на тренерскую работу, терпели фиаско. Наиболее распространенная ошибка - работать по принципу: "Делай, как я!" Этот призыв не каждый может выполнить: ты был выдающимся, а я не такой выдающийся, у меня не получается, как у тебя. Кабанов счастливо избежал этой "звездной тренерской болезни". Я бы только посоветовал ему не чураться советов опытных коллег при подготовке к ответственным соревнованиям и во время них. Порой одно вовремя сказанное слово может оказаться на вес золота...

Кабанов хорошо помнит волнующий момент, когда из бассейна перешел на бортик. И сразу на роль главного:

- Меня представляли команде ЦСК ВМФ как главного тренера в 1988 году. За год до этого команда заняла 5-е место, в 1986-м была 4-й. Чемпионами мы были в последний раз четырьмя годами ранее - в 1984-м. Тогда доминировало московское "Динамо", трижды подряд выигравшее чемпионат. Состав у них был звездный: Георгий Мшвениерадзе, Михаил Иванов, Евгений Гришин, Нурлан Мендыгалиев. Но и у нас были очень хорошие игроки, пусть и не такие звезды: Сергей Маркоч, Алексей Вдовин, Александр Колотов, Александр Огородников, Дима Горшков. И вот представляют меня, и я говорю: "Ребята! Нам по силам выиграть у "Динамо!" Вижу, ухмыляются: дескать, давай-давай, вешай нам лапшу на уши - тебе положено, ведь ты теперь тренер. А потом мы выиграли звание чемпионов СССР. На следующий год я на таком же собрании перед чемпионатом нарочно сказал: "Ну, у "Динамо"-то нам, конечно, не выиграть..." Так ребята чуть меня не убили: "Да мы их разорвем!" И разорвали. И 6 лет подряд мы были чемпионами!

Когда Кабанов назвал фамилию Горшкова, я поинтересовался: удастся ли Дмитрию Горшкову играть дольше, чем в свое время ему, Кабанову? Лицо тренера просветлело, ему было приятно говорить о спортсмене, который относится к делу так же, как он сам:

- Есть высшая справедливость в том, что Дмитрий забил тот "золотой гол", который вывел нас в финал олимпийского турнира в Сиднее. Он работяга. Никогда не сачковал. А это - основа. Сейчас Горшкову 34. Думаю, при таком отношении к делу он сможет играть еще долго.

Кабанов не сказал, но наверняка подумал: то, будет ли финиш карьеры Горшкова таким же счастливым, как у него, во многом зависит от тренерской судьбы Александра Сергеевича Кабанова. Пожелаем им обоим удачи!

Юрий ВАСИЛЬЕВ