Газета Спорт-Экспресс № 149 (2048) от 5 июля 1999 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 11

5 июля 1999

5 июля 1999 | Остальные

РАЛЛИ-РЕЙД

СМЕЛЬЧАКОВ ЖДЕТ ТЫСЯЧА И ОДНА ДОРОГА

24 июля в Москве на Васильевском спуске примет старт 4-е по счету "МАСТЕР-ралли", крупнейший и престижнейший международный внедорожный ралли-рейд, проводящийся на территории России.

До старта "МАСТЕР-ралли"-99 осталось менее трех недель, и уже вышел из типографии road book - дорожная книга шестого этапа Кубка мира, в которой тщательнейшим образом расписаны все без малого 8000 км от Москвы до Стамбула.

Эта дорожная книга - или, иначе говоря, "легенда" - труд объемом в несколько сотен листов, и пишется она отнюдь не в тиши уютных кабинетов, а, выражаясь языком геологов, в поле. С конца апреля до середины июня "Тойоты" оргкомитета бороздили проселки Азербайджана, Грузии, Турции, России, Казахстана и Туркмении, прокладывая маршрут соревнований. Хотя ралли стартует на Васильевском спуске в Москве, разведка маршрута началась от Баку. Прежде всего потому, что первая часть трассы еще не совсем просохла после зимы, да и участки эти достаточно хорошо знакомы спортивному директору ралли Рене Метжу. Совсем другое дело "терра инкогнита" по другую сторону Каспия.

Имеет смысл пояснить, что разведка, будучи непременной частью подготовки любого ралли-рейда, проводится каждый год, даже если гонка не меняет маршрут, ведь дорожная книга должна содержать максимум достоверной информации. Чтобы сделать хорошую "легенду", необходимо иметь не только соревновательный опыт, но и уметь влезть в шкуру людей, ведущих гоночный автомобиль, грузовик или мотоцикл. Поэтому для прокладки маршрута используются автомобили-внедорожники, аналогичные гоночной категории Т1, - те, что дают возможность лучше прочувствовать трассу. И оборудованы они такими же навигационными приборами: GPS (прибор спутникового ориентирования), "терра-трип" (счетчик пройденного пути).

В Баку ралли прибудет 1 июля - после 12-часовой переправы через Каспийское море из Туркменбаши. Разведка же началась в конце апреля с Апшеронского полуострова (здесь участники ралли во время дня отдыха смогут по достоинству оценить минарет Синык-Кала, Девичью башню, мечети XI-XIII вв. и дворец ширванских шахов). Затем разведчики не мешкая отправились в горы: Кавказ - молодое сооружение альпийской складчатости, и проложить скоростной участок вдоль гребня Водораздельного хребта, там где природа мало изменена деятельностью человека, представлялось задачей не из легких... Обогнув гору Ильхыдаг и преодолев хребет Тазилаг, Метжу все же удалось дотянуть первый скоростной участок до Хильмилли. Тем временем вспомогательная группа без проблем добралась до Шемаха - древней столицы Азербайджана: до старта второго СУ на берегу Мингечаурского водохранилища - в поселке со странным названием Люксембург - гонщиков доведет асфальт.

Следующий этап начнется уже в Грузии, после торжественного подиума в Тбилиси. Кстати сказать, участников параллельного рейда ждет здесь непростой выбор, ведь связка уходит вдоль Куры через Гори, Боржоми в Ахалцихе, но есть вариант и проехать ближе к СУ, обогнув Цалкинское водохранилище и поднявшись на 2100 метров над уровнем моря, полюбоваться горным озером Табацкури. Впрочем, весь маршрут "МАСТЕР-ралли"-99 будет непростым, но вовсе не потому, что, прокладывая трассу, Рене Метж намеренно искал дополнительные сложности, и не потому что участникам стоит опасаться длинных этапов по степям и пустыням, которые приведут их за четыре дня от Москвы на берег Каспийского моря. Сложнее всего будет побороть соблазн остановиться. Остановиться, чтобы полюбоваться величественными пейзажами, там где причудливые кружева скал, переливаясь немыслимой палитрой, не раз зачаровывали разведчиков. А как можно уехать из Тбилиси, который со времен Александра Дюма, ровно 140 лет назад посетившего Кавказ, не растерял своего легендарного гостеприимства?

Затем бивуак в Эрзуруме - центре северо-восточной Анатолии, жемчужине Оттоманской империи, где Александр Пушкин, сопровождавший русские войска во время войны 1828 - 1829 гг., любовался мавзолеем эмира Султана и медресе с двумя минаретами. А в меню еще скалистый игольчатый рельеф Каппадокии с ее тысячелетними единственными в мире пещерами - и огромное соляное озеро, населенное розовыми фламинго.

Хотя все ловушки на трассе занесены в road book, великое множество троп, проложенных к пастбищам и полям, штурманам задачи не облегчит. Да и финиш между Голубой мечетью и византийской базиликой Святой Софии в Стамбуле стоит усилий - как бы не заблудиться!

Константин КОМКОВ

Баку - Тбилиси - Эрзурум