Газета Спорт-Экспресс № 288 (1897) от 25 декабря 1998 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

25 декабря 1998

25 декабря 1998 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ. Регулярный чемпионат

Дмитрий ТЕРТЫШНЫЙ

ЗЕЛЕПУКИН И ЗУБРУС НЕ БРОСИЛИ МЕНЯ НА ПРОИЗВОЛ СУДЬБЫ

В домашнем матче с "Филадельфия Флайерз" лидер "Торонто Мэйпл Ливз" Матс Сундин не раз проигрывал единоборства дебютанту-защитнику гостей Дмитрию Тертышному. И хотя швед слывет игроком негрубым и не слишком эмоциональным, в конце концов нервы у него не выдержали. И в одном из моментов он просто завалил на лед российского защитника. Судьи сделали вид, что ничего не произошло. А Дима, поднявшись, не стал апеллировать к арбитрам, а продолжил играть. И закончил этот матч также строго и грамотно, как и начинал.

Владимир ДИМИТРОВ

из Торонто

В "ФИЛАДЕЛЬФИЮ" МЕНЯ СОСВАТАЛ ЗИМИН

- Обычно новички-европейцы, и тем более защитники, по несколько раз приезжают в тренинг-кемпы клубов НХЛ, проводят какое-то количество сезонов в младших хоккейных лигах Северной Америки и только потом закрепляются в основных составах своих команд. Вы же попали с корабля на бал. Случайность?

- Начинал я в челябинском "Тракторе". Потом меня пригласили выступить за вторую сборную России на турнире на приз "Ленинградской правды". Там меня заметил Евгений Владимирович Зимин, который помимо всего прочего является скаутом "Филадельфии" по Европе. В 1995 году этот клуб меня задрафтовал, о чем я узнал только из газет. Мне прислали контракт, который был просто смешной.

- Что значит "смешной"?

- Контракт, действовавший сразу в трех лигах. По нему мне причиталось 100 тысяч, если я играл за первую команду, 25 - если выступал за фарм, и 18 - если оказывался в лиге еще на ступеньку ниже. Я его отложил в сторону. Мне было только 17 лет, и пускаться в такие авантюры не имело смысла. Четыре года отыграл за "Трактор", а нынешним летом решил попробовать. Не могу сказать, будто чувствовал, что готов играть в НХЛ или в других американских лигах, но хотелось на месте разобраться, что к чему.

- Это был ваш первый тренинг-кемп в "Филадельфии"?

- Да. Я приехал в июле и попал на предварительный тренинг-кемп, куда приглашают исключительно молодых хоккеистов, которые только пробиваются в основную команду. Меня посмотрели и предложили подписать новый контракт. Это было двустороннее соглашение на два года. Я подумал, что терять мне нечего - срок не такой уж и большой, и подписал контракт. В августе мы вместе с женой приехали в Штаты. А потом был тренинг-кемп основной команды.

МНЕ ПОВЕЗЛО - ПОПАЛ В КЛУБ С ПЕРВОЙ ПОПЫТКИ

- Должно быть, вы очень сильно его провели, если с первой попытки попали в состав "Филадельфии"?

- Считаю, мне повезло. Кемп начался с того, что нас разделили на четыре команды и мы играли друг с другом. Меня поставили в пару с Эриком Дежарденом, и у нас получалось неплохо. Потом пошли выставочные матчи, из которых я пропустил только один. В них, правда, выходил на лед со многими защитниками. Очевидно, выглядел неплохо, если меня оставили в клубе.

- В регулярном чемпионате вы выступаете в паре с Даниэлом Макгиллисом.

- Это защитник, который умеет и любит подключаться к атакам. Так что приходится оставаться сзади, страховать его и подчищать огрехи. Подобное считаю нормальным. Я лишь первый год играю в лиге, а для новичка-защитника самое главное - действовать надежно. Наша пара частенько выходит на лед против ведущих форвардов соперников, и мне приходится несладко. Здесь совершенно иной хоккей. Даже сам не понимаю, как мне удалось так быстро перестроиться.

- А вы что, уже перестроились?

- В какой-то степени да. Другой клуб, другой командный стиль, другая площадка. Теоретически, со слов наших легионеров, я знал, что меня ждет. Разговаривал с Сергеем Гончаром, когда он приезжал в Челябинск, с ребятами, выступающими в низших лигах. Но не могу сказать, что в межсезонье показал какую-то выдающуюся игру. За тренинг-кемп сделал три передачи, еще столько же добавил во время выставочных матчей. Другое дело, что старался действовать очень строго и надежно у своих ворот, и команда мало пропускала, когда я находился на льду.

МОЯ ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА - АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

- К чему вам тяжелее всего привыкнуть в НХЛ?

- Труднее всего приходится с английским. Все-таки я не готовился к тому, что сразу окажусь в "Филадельфии". Очень непросто почувствовать себя на льду уверенно, как это было в России.

- Из 26 первых матчей "Филадельфии" вы участвовали в 19. Это свидетельствует о том, что вам доверяют.

- Я благодарен тренерам за то, что они уделяют мне много внимания. Наши коучи с пониманием относятся к ребятам, и на тренировках тебя могут похвалить за удачно проведенную игру или указать, в какой ситуации ты ошибся и как нужно действовать правильно. Подобные дельные советы мне очень помогают.

ЗУБРУС ВЗЯЛ НАДО МНОЙ ШЕФСТВО

- Интересно, что оба ваших партнера, которые говорят по-русски (Дайнюс Зубрус и Валерий Зелепукин. - В.Д.) , - форварды, то есть вряд ли могут подсказать, как лучше справляться с обороной собственных ворот.

- Зато они очень помогли мне в другом. Когда я только приехал, Дайнюс вообще взял надо мной шефство. Потом в команду пришел Валера, который тоже про меня не забывает. Словом, на произвол судьбы не бросили. (Смеется.) Не могу сказать, что чувствую себя абсолютно комфортно. Но все это связано со слабым английским. Какие-то слова понимаю, однако смысл порой ускользает, и тогда просто теряюсь. Клуб нанимал мне учителя, но я в Америке всего четыре месяца, поэтому над языком еще предстоит серьезно поработать.

- Прошлый год в Филадельфии признали провальным, после чего последовали некоторые кадровые перестановки. В этом сезоне "Фили" выглядит очень мощно и, похоже, готова замахнуться на Кубок Стэнли.

- У нас действительно классная команда. Прекрасное руководство, сильные тренеры, настоящие лидеры Эрик Линдрос и Джон Леклер. А организация хоккейного хозяйства - все эти переезды, гостиницы, экипировка - такая, что я до сих пор не перестаю удивляться.

P.S.Завершив разговор, мы оказались последними в раздевалке "Филадельфии". Остальные игроки уже потянулись к автобусу, который должен был везти команду в аэропорт. В дверь заглянул главный тренер "Флайерз" Роджер Нильсон, строго на нас посмотрел и спросил: "Интервью?" Я кивнул. "Хоть на английском?" - с надеждой в голосе поинтересовался коуч и широко улыбнулся.