Газета Спорт-Экспресс № 138 (7082) от 27 июня 2016 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2

27 июня 2016

27 июня 2016 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ

БЕССМЫСЛЕННЫЙ ПОБЕГ

Павел КЛИМОВИЦКИЙ

Стоит ли уезжать российским юниорам за океан в 16 - 17 лет? На этот вопрос с ходу не ответишь. Ярчайшие примеры провалов молодых звезд, слишком рано рванувших на другую сторону Атлантики, настраивают выбрать вариант “нет, не стоит”. Однако каждый случай индивидуален - найти контрпримеры уничтоживших свою карьеру на родной земле хоккеистов совсем не сложно. В общем, есть о чем поспорить - тема для дискуссии наиблагодатнейшая.

А вот на другой, более простой вопрос можно ответить прямо сейчас. Да, может, кто-то и направлялся в Канаду с локальной целью добиться прогресса и повысить хоккейное мастерство, но обычно задачи куда более конкретны - засветиться перед генменеджерами клубов НХЛ и попасть на драфт. Мол, проще сделать это за океаном, ведь до России скауты доезжают редко и могут кого-нибудь и пропустить.

Года три-четыре назад все это звучало логично и по-настоящему работало. Однако вовсе не потому, что канадские юниорские лиги изучаются под лупой микроскопа, а про существование МХЛ совсем позабыли. “Русский фактор”, вызванный побегом Радулова и целым ворохом других, более мелких инцидентов, действовал безотказно. 80 процентов клубов НХЛ были очень сильно напуганы “проблемными” россиянами, и убедить их взять игрока с нехорошим паспортом могли лишь две вещи: мегаталант или убежденность, что юниор хочет играть за океаном, а не у себя дома. И отъезд в Канаду для кого-то действительно оказался нужным аргументом.

Однако “русского фактора” больше нет - рухнувший курс рубля и финансовое ослабление КХЛ переломили тенденцию и развернули ее в обратную сторону. И тут выяснилась удивительная вещь: канадская прописка не только не помогает попасть на драфт, а, возможно, даже вредит. Судите сами: из 17 россиян, выбранных в этом году, лишь пятеро выступают в Северной Америке. Трое из них - Сергачев, Абрамов и Соколов - до отъезда были главными звездами юниорской сборной Виталия Прохорова и в дополнительном представлении для скаутов не нуждались.

При этом если Сергачеву выступление за “Виндзор”, возможно, и помогло добраться до первой десятки драфта, то два других претендента на стартовый раунд прилично обвалились - Абрамова в заочном споре обошел другой техничный крайний (игравший в проекте U-18) Артур Каюмов, а Соколов и вовсе свалился в конец второй сотни. Воспитанник “Автомобилиста” Владимир Кузнецов, который во многих рейтингах занимал места в третьих-четвертых раундах, и вовсе не был задрафтован.

Среди выбранных россиян в этом году много неожиданных персонажей из МХЛ - запасной голкипер “СКА-1946” Константин Волков, негабаритный форвард из другого питерского клуба “Серебряные Львы” Василий Глотов, наконец, самый высокий хоккеист этого драфта Олег Сосунов (рост 202 см), который и вовсе выступает в МХЛ-Б за вторую молодежку “Локомотива”. Ухватившая его “Тампа-Бэй”, видимо, вдохновилась примером успеха в “Ванкувере” другого русского гиганта Никиты Трямкина, который с ходу попал в основу “Кэнакс”.

Сейчас рискуют даже те, кто, как казалось, навсегда позабыл о России, - так, “Нью-Джерси”, который игнорировал наших юниоров целых десять лет, решился закрепить права на двух хоккеистов системы СКА - защитника Егора Рыкова и нападающего Михаила Мальцева. Драфт в последние два сезона наконец стал объективным по отношению к россиянам: сейчас нет ни моды на хоккеистов, чьи фамилии кончаются на -ов или -ин, как то было в начале нулевых, ни предубеждения против них. И это здорово - излишнее внимание к паспорту игрока, как позитивного, так и негативного характера, ничем хорошим обычно не заканчивается.