Газета Спорт-Экспресс № 66 (7010) от 31 марта 2016 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2
ФОРМУЛА-1
Старт сезона показал, что новые машины быстрее прошлогодних примерно на 2,5 секунды на круге. “СЭ” сравнил скорость нынешних болидов с машинами предыдущих сезонов, а также других гоночных серий.
КОРОЛЕВСКАЯ СЕРИЯ УСКОРИЛАСЬ
“ФОРМУЛА-1” ПРОТИВ “ФОРМУЛЫ-1”
Свой лучший круг в квалификации по “Альберт-Парку” Льюис Хэмилтон на “Мерседесе” проехал за 1.23,837, а лучший круг в гонке на счету Даниэля Риккьярдо из “Ред Булл” - 1.28,997. Для сравнения - в прошлом году тот же Хэмилтон выиграл поул с более медленным результатом 1.26,327, а в гонке самый быстрый круг проехал за 1.30,945.
Если брать исторический период с начала XXI века (и только на примере гонок в Мельбурне), то результаты прошедшего этапа наиболее близки к тем, что показали в 2011 году Себастьян Феттель на “Ред Булл” и Фелипе Масса на “Феррари”. Немецкий гонщик тогда выиграл квалификацию с результатом 1.23,529, а бразилец показал лучший круг в гонке - 1.28,947.
Но три года назад команды использовали более мощные безнаддувные атмосферные двигатели V8 объемом 2,4 литра, а максимальная частота вращения коленвала была ограничена 18 000 оборотами в минуту. Плюс действовала система KERS. Сейчас же на болидах установлены турбированные V6 объемом 1,6 литра, с меньшим числом клапанов и максимальной скоростью вращения коленвала не более 15 000 об/мин.
В следующем году благодаря изменениям в регламенте болиды, как обещают боссы “Формулы-1”, будут еще на 5 - 6 секунд быстрее. Если это случится, то падет абсолютный гоночный рекорд трассы в Мельбурне, который в 2004 году установил Михаэль Шумахер. Тогда легендарный немец проехал в гонке с дозаправками за 1.24,125, а на его “Феррари” стоял трехлитровый атмосферник V10. Похоже, что уже в следующем сезоне на трассе появятся самые быстрые болиды “Формулы-1” в истории.
“ФОРМУЛА-1” ПРОТИВ INDYCAR
В гоночных сериях на “открытых колесах” есть машины, которые в плане чистой скорости на прямых опережают даже “Формулу-1”. Речь идет об американском чемпионате Indycar, раньше известном как CART. На овалах эти тяжелые машины, оснащенные шестицилиндровым турбированным мотором объемом 2,2 литра, могут развивать скорость 350 км/ч.
Вообще для корректного сравнения скорости машин из разных серий нужна одна и та же трасса, одни и те же шины или хотя бы шины одного производителя, одни и те же погодные условия. В 2002 году случилось так, что в Монреале с разницей в два месяца прошли гонки “Формулы-1” и Indycar. Тогда лучший квалификационный результат американских гонок Лукаса ди Грасси более шести секунд уступил лучшему результату квалификации гонок королевских, показанному Хуаном-Пабло Монтойей. Через четыре года Себастьян Бурдэ в серии Champcar (поглощенной Indycar) проехал круг по автодрому Жиля Вильнева за 1.20,005, но Фернандо Алонсо в том году показал результат 1.14,726.
Сейчас “Формула-1” с Indycar не пересекается, поэтому остается опираться только на статистику. Гонки на овалах - отдельная песня, там у машин всего два левых поворота и гигантская скорость. В нынешнем сезоне в Indycar прошел только один этап - в Сент-Питерсберге, где пятое место занял Михаил Алешин. В квалификации лучший результат показал Уилл Пауэр - свой быстрый круг он проехал со скоростью 173 км/ч. В прошлом году в Огайо, который значительно больше похож на Мельбурн, Пауэр в квалификации разогнался до 202,5 км/ч. Скорость Хэмилтона в Альберт-Парке была намного выше и составила 227,63 км/ч.
В общем, там, где много поворотов, где важна аэродинамика и прижимная сила, Indycar “Формуле-1” не соперник. Если же говорить про скорость на прямых, то в 2013 году в Монце Риккьярдо достиг отметки в 340 км/ч, а Антонио Пиццония там же, но в 2004 году - 369,9 км/ч. Вполне себе “овальная” скорость.
“ФОРМУЛА-1” ПРОТИВ GP2 И ГОНОК НА ВЫНОСЛИВОСТЬ
Можно сравнить “Формулу-1” с гонками на выносливость и серией GP2. Все эти чемпионаты проходят на одних и тех же треках. GP2 считается серией поддержки для “Королевских гонок”, машины этой серии оборудованы восьмицилиндровыми моторами объемом 4 литра и мощностью около 580 л.с, плюс ко всему на болидах, которые весят примерно столько же, сколько и в “старшем” чемпионате, установлены системы DRS с теми же самыми зонами детекции и активации на одних трассах.
Для сравнения можно взять гонки 2015 года в Монако - одной из самых медленных трасс, где мощь и скорость машины не так важна, как на других этапах. Так вот, в Монако лучший квалификационный круг в GP2 на счету Алессандро Росси - 1.37,019 (123,82 км/ч), а в гонке у Ричи Стэнэвея - 1.22,03 (140,45 км/ч). В “Формуле-1” эти показатели лучшие у Хэмилтона - 1.15,098 (160,13 км/ч) и Риккьярдо - 1.18,063 (153,89 км/ч). Разница между старшим и младшим братьями очевидна. Уровень внедрения технологий несопоставим, да и бюджеты тоже.
Наконец, чемпионат WEC, класс спортпрототипов LMP1 с закрытыми кокпитами, в котором участвуют “Ауди”, “Порше” и “Тойота” и в котором совокупная мощность двигателей и силовых установок доходит до 1200 л.с. Сравниваем гонки в Сильверстоуне-2015. В “Формуле-1” Хэмилтон выиграл поул с результатом 1.32,248, а его лучший круг в гонке - 1.37,093. В гонках на выносливость лучшими стали экипажи “Порше” и “Ауди”, а их результаты - 1.39,721 и 1.40,836. То есть и этим машинам далеко до “Королевских”.
Понятно, что в каждой серии свой технический регламент, свои поставщики резины, характеристики которой могут очень сильно отличаться, свои поставщики двигателей, свои разработчики шасси. И какая серия круче - болельщики решат сами. Вне зависимости от того, где выше скорость.
Алексей ШИШКИН
РЕКОРДЫ СКОРОСТИ В ГОНОЧНЫХ СЕРИЯХ
Серия | Сезон | Трасса | Скорость в квалификации* | Скоростьна лучшем круге в гонке |
“Ф-1” | 2004 | Мельбурн | 226,19 | 226,94 |
“Ф-1” | 2006 | Монреаль | 210,10 | 207,01 |
Champcar | 2006 | Монреаль | 196,24 | - |
“Ф-1” | 2011 | Мельбурн | 228,56 | 214,63 |
“Ф-1” | 2016 | Мельбурн | 227,63 | 214,51 |
“Ф-1” | 2015 | Монте-Карло | 160,13 | 153,89 |
GP2 | 2015 | Монте-Карло | 123,82 | 140,45 |
“Ф-1” | 2015 | Сильверстоун | 229,90 | 218,45 |
WEC, LMP1 | 2015 | Сильверстоун | 212,65 | 210,31 |
Indycar | 2016 | Сент-Питерсберг | 173,01 | 167,58 |
Indycar | 2015 | Огайо | 202,50 | 197,17 |
*- В км/ч.