Газета Спорт-Экспресс № 171 (6822) от 6 августа 2015 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 3

7 августа 2015

7 августа 2015 | Футбол - Лига чемпионов

ФУТБОЛ

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. 3-й отборочный раунд “Турнира 15”. Ответный матч

“СПАРТА” - ЦСКА – 2:3

Вчера КДК РФС вынес вердикт по скандальному матчу ЦСКА - “Анжи”: красно-синие лишатся поддержки шести фан-секторов на встрече 6-го тура с “Ростовом”. Но в который раз возникает вопрос: достаточная ли эта мера и те ли пострадали?

ДЕЛО НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ?

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ

КДК свое дело сделал. Поступил строго в соответствии с регламентом - за много лет футбольные законы в ведомстве Артура Григорьянца изучили хорошо.

Законы нефутбольные в КДК тоже знают, но следить за их исполнением должны другие структуры, которым Григорьянц, выходя вчера с заседания, сделал изящный пас:

- За оскорбления на почве происхождения - вообще уголовное наказание.

Под действие Уголовного кодекса, надо понимать, попадает хоровое оскорбительное скандирование, которое можно трактовать как возбуждение ненависти по признакам национальности. В обычной жизни за такие вещи можно получить реальные сроки тюремного заключения. О чем тут рассуждать, если дела заводятся даже за записи в социальных сетях.

Но у футбола, как известно, особенная стать. На него почему-то распространяются совсем другие нормы и правила.

Очень многое под прикрытием футбола сходит с рук. И это не только оскорбительные матерные кричалки, но и участие в массовых беспорядках, нанесение побоев из различных побуждений, незаконное задержание и заключение под стражу, унижение чести и достоинства, хищение бюджетных средств, вымогательство.

Раз футбол - это игра, то и все, что происходит вокруг него, похоже, тоже воспринимается как игра. Избили кого-то в электричке? Да это у них, у фанатов, так принято. Украли миллион на трансфере? Таковы реалии современного спорта. Раздели болельщиц до трусов при осмотре? А как еще с фанатами бороться?

В общем, складывается полное впечатление, что футбол упорно не хотят видеть в правовом поле.

Неужели проще относиться к нему как к дорогой игрушке, с которой можно управиться как-нибудь так, понарошку? Вероятно, так и есть.

Футбол с таким трепетным к нему отношением стал очень избалованной штукой - зыбкие формулировки, меняющиеся трактовки, плавные переходы, невидимые грани. Попробуй сейчас отдай дело о поведении болельщиков ЦСКА в настоящий суд, что будет? Целая история, с которой возиться никому неохота.

Хороший адвокат, не исключено, сможет доказать, что призывы к убийству - это не то, что подумало большинство, а воззвание к своей команде быть активнее на футбольном поле. Мол, “убить” - это на футбольном жаргоне то же самое, что “крупно обыграть”. Казуистика, конечно, но как складно все вырисовывается.

Или вот еще момент. Допустим, с пострадавшей стороной разберутся - какие-нибудь болельщики “Анжи” согласятся написать все необходимые заявления, но кого тогда привлекать в качестве подсудимых? Целые сектора? Несколько тысяч человек? Или выбрать зачинщиков случайным образом?

С последним, наверное, сложностей не возникнет, благо опыт наработан. Но ведь это совсем не решит проблемы. Тут же найдутся болельщики ЦСКА, которые напишут в полицию, что фанаты “Анжи” угрожали их жизни и здоровью (на видеороликах с того же матча можно отчетливо услышать скандирование из гостевого сектора: “Мы вас повесим и закопаем”). И тогда будет запущен такой поток всевозможных исков, что конца и края ему никто не увидит. В судебных разбирательствах мы увязнем вплоть до 2018 года. А ненависть будет только крепнуть.

Так что пас Григорьянца государству, скорее всего, останется без ответа. Когда футбол выходит за рамки пышных церемоний и имиджевых проектов, он перестает быть делом государственной важности.

Другие материалы - стр. 4