Газета Спорт-Экспресс № 225 (6584) от 9 октября 2014 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

9 октября 2014

9 октября 2014 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Один из самых известных действующих автогонщиков России после успешного сезона, проведенного в американской серии IndyCar , не исключает своего появления в "Формуле-1". Об этом 27-летний пилот программы SMP Racing рассказал в беседе с корреспондентом "СЭ".

Михаил АЛЕШИН: "СОБИРАЮСЬ ПОЕХАТЬ В СОЧИ, ЧТОБЫ ПОБОЛЕТЬ ЗА КВЯТА"

- Поедете ли вы на "Гран-при России"?

- Я очень хочу поехать. Для нашей страны и для автоспорта в целом это историческое событие. "Формула-1" еще никогда не была в России. И первая гонка может быть только один раз в истории. Такое нельзя пропустить. К сожалению, мне еще не удалось побывать на трассе в Сочи. Возможно, полечу туда в воскресенье рано утром, чтобы успеть на "Гран-при".

- За кого будете болеть?

- Если бы там не было Даниила Квята, тогда об этом можно было бы говорить. Но раз он там выступает, то давайте все-таки болеть за своего, особенно на домашней трассе. Болельщики прекрасно знают, насколько сложно дается попадание в "Формулу-1", а затем и успешное выступление в ней. Поэтому нужно поддерживать Квята, а не иностранных гонщиков.

- В "Формуле-1" появились российские гонщики, есть российская трасса и команда. На ваш взгляд, сможет ли интерес к автоспорту в нашей стране сохраниться на долгое время?

- Я думаю, что это перспективная вещь. Вопрос в том, как пройдет раскрутка каждого этапа, что интересного будет для зрителей, как будет использоваться трасса вне "Формулы-1". Очень сложно куда-то заманить "Королевскую серию", но не менее сложно организовать процесс таким образом, чтобы у болельщиков появилась традиция ходить на эти мероприятия. Как, например, в Англии. Там автоспорт находится на сто ступеней выше, чем у нас. И люди в любую погоду приходят на трибуны. Условно, каждый дедушка должен сводить своего внука на гонку "Формулы-1", потому что когда-то прадедушка водил туда его самого. Автоспорт развивает болельщиков. Ведь чтобы действительно понимать, что происходит на трассе, нужно хорошо разбираться в правилах и технике.

- Нужно ли привозить на трассу в Сочи другие серии, помимо "Формулы-1"?

- Если будет возможность, трассу нужно загружать по максимуму. Не знаю, как все это будет уживаться с мероприятиями на Moscow Raceway . В Подмосковье тоже замечательная трасса - первый трек подобного уровня в России. Всегда хорошо, когда есть несколько автодромов. Насколько я понял, в Сочи не совсем стационарная трасса. Если нужно будет что-то проводить, то ее будут использовать. Если нет - будут использовать по-другому назначению. Надеюсь, что покрытие от этого не испортится.

- Действительно ли Даниил Квят потенциально может стать чемпионом мира?

- Давайте оценивать факты. Квят в возрасте 19 лет попал в "Формулу-1". Причем не просто туда попал, а еще регулярно набирает очки и опережает своего более опытного напарника по команде. На следующий год Даниил подписал контракт с "Ред Буллом", а туда, я вам точно могу сказать, абы кого не берут. Это означает, что в него верит доктор Хельмут Марко (руководитель программы развития молодых гонщиков в "Ред Булле". - Прим. "СЭ"). Я очень хорошо знаком с Марко и прекрасно знаю, чего стоит его расположение. Чтобы его завоевать, ты должен пахать как лошадь. У Квята есть талант и работоспособность, а в следующем сезоне появятся еще и новые технические возможности.

Еще у Даниила будет сильный партнер по команде, у которого можно многому научиться. Но это абсолютно не значит, что нужно ехать позади него. В этом сезоне Риккьярдо пришел в одну команду с Феттелем и победил немца. Почему мы должны исключать аналогичный сценарий: придет Квят и сделает с Риккьярдо то же самое, что тот сделал с Феттелем? Ему это вполне по силам. Главное - всегда болеть за своих. Чем больше мы будем болеть за россиян, тем скорее наши ребята будут занимать самые высокие места. Я по себе чувствую - когда за тебя болеют, это очень сильно помогает.

- Для вас сезон в IndyCar завершился серьезной аварией в Фонтане. Можно ли сказать, что вы уже полностью восстановились после нее?

- Я нахожусь в процессе выздоровления. Никакой трагедии, слава богу, не произошло. Травмы - это часть любого спорта, особенно такого, как автогонки. В IndyCar такие вещи, к сожалению, случаются чаще, чем в "Формуле-1". Хотя бы потому, что скорости бывают в полтора раза выше и ускорение в момент удара намного больше.

- Лечение покрывает ваша страховка в IndyCar ?

- У каждого пилота в любой серии есть страховка, по которой в том числе разрабатывается план восстановления. Если бы этого не было, в американской больнице можно было бы без штанов остаться (смеется).

- Самая обсуждаемая тема последних дней в мире автоспорта - авария Жюля Бьянки на "Гран-при Японии". На ваш взгляд, ее можно было избежать?

- Причина этого происшествия - в погоде. Спустя какое-то время после начала гонки дождь прекратился, но потом вновь усилился. И в этот момент в аварию попали сначала Сутиль, а потом и Бьянки. Возможно, Жюль просто не заметил желтых флагов - во время дождя видимость намного хуже. И он поскользнулся в том же месте, где и Адриан. Видимо, там был какой-то ручеек. Соответственно, он попал в то место, где была погрузочная машина, эвакуировавшая болид Сутиля. Здесь, наверное, можно упрекнуть организаторов гонки. Все-таки погрузочную машину в таких условиях не стоит выпускать без машины безопасности. Но на принятие подобных решений тоже нужно какое-то время, а все произошло очень быстро. Результат мы видели - машина Бьянки оказалась под погрузчиком.

Сложно винить кого-то одного… Нужно просто сделать необходимые выводы и надеяться, что с Бьянки все будет хорошо и он снова выйдет на старт. Все мы, гонщики, прекрасно понимаем, чем занимаемся. Когда выступаешь на таких скоростях, рискуешь - всякое может произойти. Но сейчас уровень безопасности настолько высок, что этот случай является исключением. Все гоночные машины, не только в "Формуле-1", рассчитаны на удары друг о друга и о стены. Но удары о погрузчик не входят ни в какой регламент краш-тестов.

- Могли бы вы сравнить уровень безопасности в "Формуле-1" и IndyCar ?

- На овалах в IndyCar скорость намного выше, чем в "Формуле-1". Например, в Фонтане она достигает 380 километров в час. Когда я летел там в сторону стены, моя скорость составляла примерно 350 км/ч. На Indy 500 в некоторые моменты автомобили могут двигаться быстрее 400 км/ч. Но даже на стационарных или городских трассах за счет мощности двигателя, которая превышает 750 лошадиных сил, скорости в среднем выше, чем в "Формуле-1". Большая степень риска присутствует, с одной стороны, из-за мощности, а с другой - из-за немного по-другому организованной безопасности.

- По итогам сезона в IndyCar вы стали 16-м, при этом один раз попали на подиум. Как оцениваете свои результаты?

- Объективно говоря, на что мы рассчитывали, то и получили. Когда в середине предыдущего года совместно с программой поддержки молодых пилотов SMP Racing мы продумывали варианты продолжения моей карьеры, то рассматривали разные возможности. И в итоге пришли к выводу, что нужно рисковать и выходить на новый уровень - американский IndyCar , с его полными трибунами, огромными скоростями, большим риском и т. д. Считаю, что это был верный выбор. Мы удивили всех. Специалисты в этом году отзывались обо мне очень хорошо. Но сам я отношусь к себе критически, как, наверное, любой человек, который к чему-то в жизни стремится. Я просматриваю все свои гонки, делаю выводы, стараюсь только расти. Первый год всегда очень сложен.

- Когда начнете готовиться к следующему сезону?

- Я готовлюсь всегда. Исходя из результатов завершившегося чемпионата, сейчас идет очень серьезная работа в направлении следующего. Могу сказать, что у многих глаза на лоб лезли, когда я умудрялся без опыта выступлений на овалах составлять конкуренцию серьезным людям, которые гоняются в этом классе 15 лет. Думаю, мы заслужили место в этой категории на следующий год.

- Вы еще думаете о том, что когда-нибудь выступите в "Формуле-1"?

- Если появится такая возможность и это будет хорошая команда с хорошим предложением, то, мы, конечно, его будем рассматривать. Я таких вариантов не исключаю. Тем более суперлицензия у меня есть. Я был первым из россиян, кто ее получил. В 2009 году.

Дмитрий АФОНИН

Полная версия интервью - на сайте "СЭ"