Газета Спорт-Экспресс от 7 августа 2014 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

7 августа 2014

7 августа 2014 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Макс Ферстаппен - сын известного в прошлом пилота "Формулы-1" Йоса Ферстаппена - способен стать самым юным гонщиком в истории "Больших призов". Причем, не исключено, что его рекордный дебют состоится в рядах команды "Торо Россо", за которую выступает россиянин Даниил Квят.

КВЯТА МОЖЕТ ПОДСИДЕТЬ ГОЛЛАНДЕЦ

Макс Ферстаппен, которому в последний день сентября исполнится 17 лет, происходит из необыкновенной автоспортивной семьи. Его отец Йос успел выступить за семь разных команд в "Формуле-1", мать проводила гонки в картинге, дед участвовал в гонках GT на выносливость, а дядя - в чемпионате FIA GT и "24 часах Ле-Мана". В таких обстоятельствах неудивительно, что Макс впитал страсть к автоспорту буквально с молоком матери.

- Сегодня Ферстаппен, безусловно, лучший гонщик в картинге, - говорит известный российский пилот Даниил Мове. - Я много слышал о нем от совершенно разных людей. Макс работает с лучшими профессионалами, имеет отличную выучку. За последние годы среди восходящих звезд такого калибра можно назвать только Ника Де Вриса и в какой-то степени - Даниила Квята. Хотя Даниил картинговые серии прошел скромнее. А вот Де Врис, как и Ферстаппен-младший, выигрывал все, в чем участвовал. Но в данном случае важно, как Макс будет проявлять себя в формульных гонках. Нет сомнений, что при правильной подготовке и известной доле удачи, в будущем он может стать одним из самых серьезных пилотов "Формулы-1".

На минувшей неделе появилась информация, что сразу два лидера "Королевских гонок" - "Мерседес" и "Ред Булл" - сражаются за то, чтобы Макс Ферстаппен оказался в их молодежной программе. Драки на таком уровне за малоизвестного юниора в "Формуле-1" не было очень давно. И закончиться она может тем, что голландец уже в следующем сезоне окажется напарником Даниила Квята в "Торо Россо", либо вообще вытеснит россиянина из числа призовых пилотов.

- Боевым гонщиком уже в следующем году Макс станет едва ли, - успокаивает российских болельщиков Мове. - Уверен, что никто этот вариант пока не рассматривает. Не думаю, что он будет числиться даже как тест-пилот, хотя в качестве какой-то рекламной акции тесты для него возможны. Мне кажется, Ферстаппену нужно еще несколько лет, чтобы созреть для "Больших призов". Его попадание в "Формулу-1" в ближайшие два года выглядит невероятно. Даже несмотря на то, что сейчас умеют очень хорошо готовить будущих чемпионов - таких, как Льюис Хэмилтон, Нико Росберг или Квят. Эти люди шли по особой программе и имели суперподготовку. И все же никакой речи о том, что Ферстаппен в течение ближайшего года-двух станет пилотом "Формулы-1", на мой взгляд, не идет.

Впрочем, при наличии богатых спонсоров в "Королевских гонках", как известно, возможно все. А имя и связи отца открывают перед Максом такие двери, которые недоступны даже самым талантливым из его ровесников.

Ферстаппен-младший регулярно побеждал всех на уровне картинга, и только в этом году перебрался на более мощные машины. Зимой он выступал в серии "Флорида", где занял третье место, а ныне идет на второй позиции в европейской "Формуле-3". При этом все его основные соперники в этих гонках старше Макса на несколько лет.

- Если сравнивать GP2 и Мировую серию "Рено", то лучше попадать в "Формулу-1" через последнюю, - замечает Мове. - Самое главное, что пилоты там гораздо больше ездят. Они находятся немного в других условиях, борьба там плотнее, есть определенный маркетинг. С другой стороны, Квят попал в "Формулу-1" из GP3 и очень успешно выступает. Сейчас границы стираются, поскольку ребята помимо гонок имеют и другую подготовку, работают на симуляторах.

Династии в автоспорте распространены, пожалуй, так, как ни в одной другой из спортивных дисциплин. В нынешней "Формуле-1" сразу у троих пилотов родственники выступали в "Королевских гонках". Отец Нико Росберга - Кеке - в 1982 году стал чемпионом мира. Отец Кевина Магнуссена - Ян - за свои 25 гонок в "Формуле-1" достиг меньшего, чем его сын за 11 стартов нынешнего сезона. Жюль Бьянки является внучатым племянником Люсьена Бьянки, проведшего несколько гонок в 60-х годах. Хотя талант пилота является важнейшей составляющей, традиция продвижения в автоспорте родственников известных гонщиков достаточно сильна.

- Думаю, что в случае с Максом известная фамилия не играет большой роли, - не согласен Мове. - Конечно, для Ферстаппена-младшего важны отцовские связи и знания. Йос помогает, подсказывает сыну, как и Магнуссен-старший - своему. Но не более того. Точно так же связи и возможности "Ред Булла" играют большую роль для Квята, связи "Макларена" многое значили для Хэмилтона, а возможности Кеке Росберга - для Нико. Но все же это больше вопрос контактов. Конечно, история красивая, и такой пиар помогает попасть в "Формулу-1", но гораздо важнее, в какой программе окажется Макс - в "Мерседесе" или в "Ред Булле".

Со времен выступлений Йоса Ферстаппена в "Бенеттоне" в 1994 году, в "Формуле-1" не было гонщиков из Голландии, которые бы попадали на подиум. Но эта многолетняя пауза, скорее всего, прервется уже в обозримом будущем. Ведь потенциально в "Королевской серии" помимо Ферстаппена-младшего способны оказаться очень перспективные Робин Фряйнс и Ник де Врис. Впрочем, если Макс Ферстаппен сядет за руль болида "Формулы-1" в ближайшее время, он может побить целый ряд рекордов.

- Сложно предсказывать, но мне кажется, что семья Ферстаппенов выберет "Ред Булл", - замечает Мове. - У австрийцев хорошо зарекомендовавшая себя программа плюс две команды в "Формуле-1". Это очень сильно облегчает Максу возможности развития. С другой стороны, на данном этапе он мог бы вообще обойтись без поддержки какой-то конкретной конюшни. В любом случае команда захочет оставить за собой решение, сажать ли Ферстаппена в боевую машину. Йосу же нужны уверенность, что его сын движется по пути в "Королевские гонки", и гарантированный контракт. Это и есть камень преткновения. Сомневаюсь, что команды могут дать гарантии на этот счет. Но учитывая, как сильно они хотят заполучить Макса, возможно, именно гарантии повлияют на итоговый выбор Ферстаппенов.

Дмитрий АФОНИН

ЧЕМПИОНЫ МИРА И ИХ РОДСТВЕННИКИ В "ФОРМУЛЕ-1"

Чемпион мира

Родственник

Гонщик

Страна

Победы в ГП

Титулы

Гонщик

Степень родства

Победы в ГП

Титулы

Кеке РОСБЕРГ

Финляндия

5

1

Нико РОСБЕРГ*

Сын

7

0

Марио АНДРЕТТИ

США

12

1

Майкл АНДРЕТТИ

Сын

0

0

Жак ВИЛЬНЕВ

Канада

11

1

Жиль ВИЛЬНЕВ

Отец

6

0

Нельсон ПИКЕ

Бразилия

23

3

Нельсон ПИКЕ-младший

Сын

0

0

Эмерсон ФИТТИПАЛЬДИ

Бразилия

14

2

Уилсон ФИТТИПАЛЬДИ

Брат

0

0

Кристиан ФИТТИПАЛЬДИ

Племянник

0

0

Джек БРЭБЕМ

Австралия

14

3

Гэри БРЭБЕМ

Сын

0

0

Дэвид БРЭБЕМ

Сын

0

0

Айртон СЕННА

Бразилия

41

3

Бруну СЕННА

Племянник

0

0

Джеки СТЮАРТ

Великобритания

27

3

Джимми СТЮАРТ

Брат

0

0

Михаэль ШУМАХЕР

Германия

91

7

Ральф ШУМАХЕР

Брат

6

0

Грэм ХИЛЛ

Великобритания

14

2

Дэймон ХИЛЛ

Сын

22

1

Джоди ШЕКТЕР

ЮАР

10

1

Ян ШЕКТЕР

Брат

0

0

* Нико Росберг, в отличие от отца, является гражданином Германии.

10 САМЫХ МОЛОДЫХ ГОНЩИКОВ, ВЫХОДИВШИХ НА СТАРТ "ГРАН-ПРИ"

Возраст

Гонщик

Страна

Команда

Этап

Место

19 лет 125 дней

Хайме АЛЬГЕРСУАРИ

Испания

"Торо Россо"

Венгрия-2009

15

19 лет 182 дня

Майк ТАКУЭЛЛ

Новая Зеландия

"Эрроуз"

Канада-1980

Сход

19 лет 208 дней

Риккардо РОДРИГЕС

Мексика

"Феррари"

Италия-1961

Сход

19 лет 218 дней

Фернандо АЛОНСО

Испания

"Минарди"

Австралия-2001

12

19 лет 320 дней

Эстебан ТУЭРО

Аргентина

"Минарди"

Австралия-1998

Сход

19 лет 324 дня

Крис ЭЙМОН

Новая Зеландия

"Редж Парнелл"

Бельгия-1963

Сход

19 лет 324 дня

Даниил КВЯТ

Россия

"Торо Россо"

Австралия-2014

9

19 лет 349 дней

Себастьян ФЕТТЕЛЬ

Германия

БМВ "Заубер"

США-2007

8

20 лет 53 дня

Энди ЧИВЕР

США

"Хескет"

ЮАР-1978

Сход

20 лет 53 дня

Дженсон БАТТОН

Великобритания

"Уильямс"

Австралия-2000

Сход

Возраст указан на момент старта в гонке.