Газета Спорт-Экспресс № 105 (6464) от 19 мая 2014 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

19 мая 2014

19 мая 2014 | Баскетбол

БАСКЕТБОЛ

По горячим следам очередного провала ЦСКА в "Финале четырех" Евролиги со специальным корреспондентом "СЭ" пообщался президент армейского клуба .

Андрей ВАТУТИН: "МЕССИНЕ ЗА ДВА ГОДА НЕ УДАЛОСЬ ПОСТРОИТЬ КОМАНДУ"

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Милана

Злой рок и снаряды, падающие в одну воронку: примерно так можно объяснить произошедшее с ЦСКА в миланском полуфинале. А можно и не так. Все зависит от того, под каким углом вы смотрите на поражение от "Маккаби" (67:68) и что хотите за ним увидеть.

Нашим не повезло - это еще мягко сказано. Вот скажите, слабая команда способна пробиться в "Финал четырех" в 11-й раз за 12 последних сезонов? Нет. Слабая команда может иметь самый большой в Европе бюджет и элитного тренера? Нет. Слабая команда сумела бы повести в одном самом главном матче сезона с разницей в 19 очков, а в другом - в 15? Снова нет. И если оба этих матча были проиграны, значит, случилось нечто непонятное, даже мистическое.

Но давайте вспомним теперь, что эта команда не выигрывала Евролигу уже 6 лет. И что из последних семи официальных матчей она проиграла шесть (шестым стало вчерашнее поражение от "Барселоны" в поединке за бронзу). Что же мистического в том, что в Милане она снова не добилась своего? Тут впору говорить не о невезучести, а о закономерности и серийности.

Да и кто сказал, что это одна и та же команда? Из армейского Стамбула-2012 в армейский Милан-2014 приехали пятеро - Воронцевич, Теодосич, Крстич, Каун, Хряпа. И не приехали Д.Лавринович, Кириленко, Швед. По-моему, это дает достаточные основания считать нынешний ЦСКА совсем другой командой. Связанной с предшественницей статистически и исторически, но не фатально. Вот если бы одни и те же люди во главе с тренером Йонасом Казлаускасом повадились транжирить по полтора-два десятка очков в каждом "Финале четырех", тогда вызывай шамана. А так два дурацких поражения обеспечили разные по сути коллективы исполнителей. Что исключает роковую наследственность и суеверную привязку.

Впрочем, кому от этого легче? Была игра - и был проигрыш, обусловленный конкретными причинами. Среди них и ошибки в финальной четверти, и ступор на последних секундах, и кое-что посерьезнее. Категорически нельзя представить, допустим, чтобы "Реал" до последних часов не знал, кто у него в "Финале четырех" будет основным разыгрывающим. Там есть Серхио Родригес, который гораздо больше, чем просто разыгрывающий. Фактически, он выигрывающий. ЦСКА же со своим плеймейкером не мог определиться не только перед полуфиналом Евролиги, а вообще весь сезон.

Отчасти похожая ситуация с Парго. Ясно, что в этом сезоне он не выполнил своего высокого армейского предназначения. И это значит, что в Милан москвичи приехали в состоянии "минус 1". То есть у них изначально было на один штык меньше, чем у конкурентов. Причем на тот самый, который брали не на перебивку, а в усиление.

В концовке матча против "Маккаби", когда из-за травмы выбыл Джексон, разводящим на площадке остался Теодосич. Только значительный личный контракт, насколько я знаю, уберег серба от расставания с ЦСКА перед началом этого сезона. Сам он уходить не хотел, зато этого хотел Этторе Мессина. Но такую зарплату, как в Москве, Теодосичу платить никто не спешил. И он остался, хотя не устраивал тренера по ряду параметров и не горел желанием меняться. Итог - Парго на скамейке с нулем игрового времени в полуфинале, Джексон - в руках врачей, а на паркете священнодействует тот самый Теодосич, который - см. выше. Что-то с чем-то тут не вяжется, на мой взгляд, если говорить о серьезной заявке на титул лучшего клуба Европы.

Ну и фразу: "Видимо, моего уровня недостаточно, чтобы тренировать эту команду" - никто из трех других тренеров-финалистов за считаные дни до Милана не произносил. А армейский тренер сделал это, обозначив тем самым глубину впадины. Тут самая жатва начинается, а мы уровнями меряемся. Два года прикидывали и наконец поняли: все не так, ребята. Красота!

Сказано это было, наверное, на эмоциях. Потому что извлечь из столь резких слов накануне "Финала четырех" какую-то практическую выгоду не представлялось возможным. Скорее, наоборот. Они ни за что не встряхнули бы команду, не заставили бы ее быть дружнее или лучше бросать по кольцу. Все, что могли сделать эти слова, - отдалить тренера от игроков и побудить всех готовиться к худшему. "Е-мое, уровня-то недостаточно! Что ж такое? Как же быть?!"

Вышеуказанное родило вопросы. Которые было бесполезно задавать понурым игрокам в послематчевой раздевалке. Они общались с прессой, но выглядели и звучали при этом, если честно, траурно. Поэтому корреспондент "СЭ" слегка повременил и на следующий день, в субботу, обратился за разъяснениями к президенту армейского клуба Андрею Ватутину.

- В какой момент возникло ощущение, что все может кончиться плохо? И возникло ли?

- Моя основная задача - обеспечение финансирования и создание условий для работы команды. Но в этот раз получилось так, что пришлось принять участие в подготовке игроков к "Финалу четырех". Команда была настроена на матч запредельно, уверен в этом. Но даже когда мы повели 4 очка в концовке и ко мне уже стали подходить люди, поздравлять с победой, не покидало тяжелое предчувствие. К сожалению, оно оправдалось.

Окончание и другие материалы - стр. 13