Газета Спорт-Экспресс № 258 (6322) от 15 ноября 2013 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1

15 ноября 2013

15 ноября 2013 | Олимпиада

СОЧИ-2014

Во время зимней Олимпиады-2014 знаменитая российская теннисистка будет работать в составе сочинской бригады американской телекомпании NBC.

ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ ШАРАПОВА!

Слава МАЛАМУД

Видимо, такова она, женская доля. Или, во всяком случае, доля красивых и сильных женщин - тех, которые и коня того, и избу этого, и вообще равно как спортсменки, так и комсомолки, даже если многие из вас уже и понятия не имеют, что означает одно из вышеприведенных слов ("изба" - вроде квартиры, только без туалета и соседей сверху). Трудно им делать то, чего требует отечественная поэзия. Сотворишь что-нибудь новое, интересное, даже беспрецедентное - сразу народ беспокоится и подозревает.

Вот, скажем, Мария Шарапова (у которой категории "сильная" и "красивая" слегка зашкаливают) стала первой в истории России женщиной-знаменосцем на Олимпиаде. Это, на мой взгляд, было уму непостижимо как здорово. А то ведь еще с советских времен мы привыкли, что знамя отечества отдавать в женские руки негоже. Мало ли что дамы с ним по дороге сделают? Авось кинутся посуду вытирать или ушивать полотнище в талии. От них всего ожидать можно.

Но Шарапова флаг, во-первых, не уронила, во-вторых, смотрелась с ним потрясающе, а в-третьих, никто в этом не усмотрел проявления слабости державы и не вздумал на Россию немедленно напасть. Уверен, что и новая эскапада Марии - в мир спортивной американской тележурналистики - тоже завершится без жертв.

Итак, на днях российская теннисистка вошла в состав телевизионной бригады компании NBC , которая отправится в Сочи на освещение зимних Игр. И в общем-то я могу понять тех, кто отнесся к этой новости с подозрением. Знаменосец России - и американский корреспондент… И что будет Мария телезрителям США про Сочи рассказывать? И почему бы ей не дебютировать в журналистике для отечественной аудитории?

На первый вопрос ответила сама Шарапова и нанявшая ее телекомпания. Сочи - практически родной для теннисистки город: она жила там до шестилетнего возраста. А Россия - большая и загадочная для Америки страна. Никто в Штатах на самом деле не считает, что по улицам Сочи и других населенных пунктов ходят-бродят медведи в поисках налитой в балалайки водки (этот красивый стереотип мы себе придумали сами), но о том, что такое Сочи, тоже знают не многие. А знать надо бы, потому что Олимпиада - всегда бенефис страны-хозяйки и ее культурных особенностей. Это то, чем телекомпании забивают эфирное время в промежутках между огневыми рубежами биатлонистов и Овечкиным.

Если Солт-Лейк-Сити, Ванкувер и даже Турин американцы и так хорошо знали, то город на Черном море и Россия вообще вызывают неподдельный интерес, и присутствие местного эксперта действительно незаменимо. Пусть даже и такого "местного", как Шарапова, которая Флориду знает куда лучше. Тем не менее - язык, всемирная известность, олимпийский опыт, а уж телегеничность... Идеальный кандидат, спору нет.

Исполнительный продюсер олимпийской бригады NBC так это и сформулировал: "Мария выходит за границы спорта и является одной из самых узнаваемых звезд в мире. У нее в Сочи есть друзья и родные, и она сможет обеспечить уникальный и личный взгляд на город, который она так хорошо знает". Сама Шарапова тоже сказала, что ей не терпится поделиться богатой историей и культурой ее города с американской публикой. Что в общем-то отвечает и на второй вопрос - почему именно с американской. Просто потому, что ей Шарапова нужнее, вот и все.

Российская аудитория про Сочи и Россию и так знает все, что требуется, а тонкости биатлона и хафпайпа ей уж как-нибудь опишут специалисты. Шарапова - то, что называется celebrity reporter , то есть репортер-знаменитость. Ее поле - околоспорт и культурный ликбез. А ее ценность - в ее собственном статусе, в ее, если хотите, бренде. При том что этот самый бренд, между прочим, раскручен именно в Америке, где у Марии все самые главные спонсоры. Как вы понимаете, делу торговой марки "Шарапова" в наибольшей степени способствует ее появление именно на телеэкранах США.

Кстати, журнал Sports Illustrated уже придумал, чем именно Марии во что бы то ни стало надо заняться в Сочи. Это, во-первых, оценка мод на церемонии открытия Игр (Мария по этой части известная дока), во-вторых, освещение слез фигуристок, в-третьих, культурно-просветительные сюжеты из серии "Забавные приключения Марии в России". Наконец, как насчет тандема Шараповой и гимнастки Насти Люкин, которая тоже будет работать в команде NBC на исторической родине?

В общем, не будем раздражаться - нет повода. Пусть Шарапова несет свой собственный имидж Родины на американские экраны. Положа руку на сердце, более привлекательных имиджей у Родины не так чтобы очень уж много.

Вашингтон