Газета Спорт-Экспресс № 227 (6291) от 9 октября 2013 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 6

9 октября 2013

9 октября 2013 | Футбол

ФУТБОЛ

ЕСТЬ ТЕМА

Нечестных агентов в США лишают лицензии.

В АМЕРИКЕ АГЕНТ ПОЛУЧАЕТ ДЕНЬГИ ТОЛЬКО ОТ КЛИЕНТА

Профессиональный спорт изобрели черт знает где и черт знает когда. Вроде бы даже в древней Греции, где победителям Олимпиад полагалось вознаграждение не то деньгами, не то натурой, не то жаркой и пламенной любовью соплеменников до потери или как минимум замедления пульса. А вот профессиональный спорт как индустрию, в современном его виде изобрели все-таки в Соединенных Штатах.

В старой доброй Англии долго цеплялись за лежалые идеалы истинно джентльменского спорта, в нестаром и недобром Советском Союзе стыдливо называли своих профессионалов "армейцами", "железнодорожниками" и "профсоюзниками", а в США профессионализм и индустрия развлечений нераздельно связаны со спортивной жизнью с незапамятных времен. И закрытые лиги современного образца, и профсоюзы игроков, и строго регулированный рынок рабочей силы (с драфтами, обменами и фарм-клубами) - все это внедрялось в Северной Америке. Оттуда пришла в большой спорт и профессия спортивного агента.

Насколько Америка обогнала остальной мир? В европейском футболе до 1990-х агенты были практически неслыханным делом. Юные дарования подписывали контракты в нежном возрасте, при посредничестве собственных пап и мам, часто - людей бедных, полуграмотных, ничего не смыслящих ни в рыночных ценах, ни в юридических тонкостях. Клубы, естественно, в основном относились к этому с пониманием и ни в коем случае, никогда и ни за что не пользовались этим для собственной выгоды… Ха-ха. Еще как пользовались, надувая бедняг-тинейджеров и их рабоче-крестьянских родителей направо и налево.

А вот в американском футболе первый агент появился аж в 1925 году, когда звезда команды Иллинойсского университета Ред Грейндж нанял бойкого делягу по имени Си-Си Пайл (его инициалы в мире спорта расшифровывали как Cash & Carry - "заплати и уноси"), который оформил ему контракт с клубом НФЛ "Чикаго Бэарз". По условиям этого соглашения Грейндж, имевший в тогдашнем американском футболе статус, сравнимый со статусом Александра Овечкина в хоккее, получал процент от всех билетных сборов команды. Для тогдашнего профессионального спорта, в котором игроки были бесправной и безгласной рабочей силой, это был ядерный взрыв.

А современный агентский бизнес основал в 1960 году адвокат и энтузиаст гольфа Майк Маккормак, учредивший всемирно известную компанию I М G (один из ее нынешних клиентов - как раз Овечкин) и подписавший мегазвезду этой неторопливой игры с клюшками Арнольда Палмера. Со временем клиентами Маккормака стали Пеле, Мартина Навратилова и Жан-Клод Килли.

Именно благодаря ему в обязанности агента входит раскручивание имиджа спортсмена - не только для выбивания более выгодных контрактов с клубами, но и ради заключения рекламных сделок. Маккормак, например, устроил в свое время турне по Китаю для Джимми Коннорса и Бьорна Борга, продвинув "бренд" великих теннисистов на новые рынки. Да и, чего уж там, фактически изобретя само понятие "продвижение бренда". Дальше, чем в Китай, все-таки бренд уже и не продвинешь.

Вот и Майкл Джордан стал великим баскетболистом сам, а всемирным брендом и безумно богатым человеком - благодаря агенту Дэвиду Фолку, который застолбил за ним невспаханную денежную целину компании Nike . Именно это (всемирную раскрутку бренда) сейчас IMG делает и для Овечкина, поскольку его 13-летний контракт с "Вашингтоном" был заключен по старинке - при содействии мамы хоккеиста.

Отношения игрока со спортивным агентом в Америке специально не узаконены (федерального закона нет, а в отдельных штатах существуют разные правила), но принцип везде один и тот же. Агент ведет переговоры с клубами и рекламщиками, забирая себе определенный процент от общей суммы контракта. Деньги при этом он получает только от клиента и никогда от клуба, что в американском бизнесе считалось бы конфликтом интересов. Более того, могущественные профсоюзы игроков (еще одно американское нововведение, которое пытаются с переменным успехом внедрить в Европе) лицензируют агентов в НХЛ, НФЛ и других лигах и запросто могут лишить работы любого, кто, по их мнению, был недостаточно чист перед вверенным ему спортсменом.

Задача агента - обеспечить хорошую жизнь клиенту, а не вести двойную жизнь, мечась между игроком и клубом и пытаясь угодить всем. Впрочем, в американском спорте такое строгое разделение сфер "спортсмен" и "клуб" возможно еще и потому, что здесь как класс отсутствует продажа игрока из клуба в клуб за деньги. Следовательно, клубы не выплачивают агентам никаких процентов с трансферной суммы, и агент не становится грязноватым ручейком, в который оттекают средства с денежного маршрута "клуб А - клуб Б". Сам же агент остается верен только игроку и отвечает только перед ним.

Кстати, это самое понятие верности клиенту и незапятнанности никакими конфликтами интересов ценятся в американском спорте очень высоко. Легендарный агент Гэри Уишарт (именно он был прототипом героя Тома Круза в известном фильме "Джерри Магуайр") называл своих спортсменов "сыновьями", давая понять, что обеспечивает им отцовский уровень заботы и длительные, практически семейные отношения. Попасть к нему в клиенты считалось большой удачей.

Не менее известный Дрю Розенхауз, специализирующийся на игроках НФЛ, вообще считается самым ненавистным человеком в американском футболе - столько клубов и конкурентов он настроил против себя, выбивая своим парням лишний доллар. В европейском футболе, где агента и клубы связывают финансовые отношения, Розенхауз никогда бы не выжил. Возможно даже, в буквальном смысле слова. В Америке у него более ста клиентов из числа суперзвезд.

Спору нет, деньги в американском спорте - всё и всегда были всем. Но конкретные, отслеживаемые и поддающиеся учету деньги - еще важнее. В Америке, как видите, это дело обычное.

Слава МАЛАМУД

Вашингтон