Газета Спорт-Экспресс № 160 (6224) от 23 июля 2013 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

24 июля 2013

24 июля 2013 | Футбол

ФУТБОЛ

ЕСТЬ ТЕМА

О деятельности зенитовского фан-клуба рассказывает заместитель директора Эрмитажа по эксплуатации, кандидат технических наук, доцент Алексей Богданов.

"ФАН-КЛУБЫ НУЖНЫ. ТОЛЬКО - НЕЗАВИСИМЫЕ"

Фан-трибуна "Петровского" вопреки устоявшемуся мнению вовсе не поголовно состоит из студентов и школьников. Встречаются здесь люди самих разных возрастов и профессий.

- Что вас привело на фан-вираж "Петровского"?

- На футбол хожу с 1979 года. Если удавалось - старался попадать на 33-й сектор, где сидели активные фанаты, но на выезды с ними не ездил. Получалось посещать гостевые матчи самостоятельно. В первый раз это случилось в 1981 году, когда оказался на игре "Зенита" в Москве. Два года спустя в Вильнюс уже поехал с компанией. Потом работа меня затянула, и пришлось сделать довольно большой перерыв.

На стадион вернулся в конце 90-х. Так как дети были маленькими, мы с женой ходили с ними на центральный, 10-й сектор. Там образовалась компания под названием Sector 10 Group , которая старалась поддерживать команду активно, поднимать баннеры. Кое-кого на трибуне это раздражало, поэтому со временем часть нашей организации перешла на виражный, 12-й сектор.

- Что в первую очередь привлекает вас на вираже?

- Возможность активно поддерживать команду. Из-за этого в свое время мы ушли с 10-го сектора. "Сидячим" болельщиком себя уже не представляю, а на центральной трибуне далеко не все готовы активно поддерживать команду на протяжении всего матча. Драйв, который получаешь на вираже, несравним ни с чем. Ни у телевизора, ни на каком-то другом секторе подобных ощущений не испытать!

- Как на работе относятся к такому увлечению?

- Нормально. Наш директор Михаил Борисович Пиотровский, спасибо ему большое, отпускает на выездные матчи "Зенита". Разбиваю отпуск на мелкие части, что позволяет мне посещать игры в гостях в будние дни.

- Игроков "Зенита" в Эрмитаж водить не доводилось?

- Обычно с такими просьбами обращается клуб. Причем чаще всего по поводу... судей. Арбитры, обслуживающие международные матчи, как правило, не упускают случая за день до игры посетить Эрмитаж.

Знаю, что были у нас и футболисты "Зенита", но стараюсь такие вещи разделять. Если речь идет об экскурсии, то это должно быть оформлено на уровне организаций, а не личных знакомств и договоренностей. Сам я даже автографы никогда не брал. Игроки приходят и уходят - их на моем веку сменилось пара сотен, а клуб остается. Конечно, кто-то мне может нравиться или не нравиться, но команда - первична.

- Мечтаете сделать "золотой сезон" - посетить все выездные матчи?

- Мечта есть, но возможности такой нет. Глубоко убежден: пока на пенсию не выйду, пробить "золотой" не удастся. Какие бы хорошие отношения ни были с директором, работа есть работа, ее нужно выполнять. Один раз был в командировке в Иркутске, и игра "Зенита" попала на такое неудобное время, что пришлось посреди ночи вставать ради того, чтобы увидеть матч.

- Насколько команде необходим организованный фан-клуб?

- Он нужен. Есть вопросы, которые болельщикам в индивидуальном порядке решить невозможно. Кто сможет набрать чартерный рейс на какой-нибудь далекий выезд? Фан-клуб отбирает в такие поездки людей, которые действительно будут поддерживать команду, а не поедут туда в качестве туристов. Кто-то должен организовывать болельщицкие акции, решать другие вопросы, связанные с поддержкой команды. Лидирующий костяк и некая организация должны быть у любого движения.

- Клуб должен активно участвовать в деятельности такой организации?

- Мне кажется, клуб должен быть чуть в стороне. Фанаты выступают за имя команды, за "стрелку". Менеджеры, тренеры, игроки, политика клуба могут меняться, а болельщики остаются. Не стоит попадать в финансовую или другую зависимость от клуба, чтобы сохранять возможность свободно выражать свое мнение. Да, фан-клубу могут сделать какую-то скидку при приобретении билетов на чартер или взять кого-то на выездной матч, но это максимум. Нельзя все "пригладить" - иначе это будет не фан-сектор. Пусть у него не все получается, но здесь все делается от души и с желанием.

- Что лучше: ездить на гостевые матчи на организованных чартерах или автобусах или добираться своим ходом?

- Все зависит от возможностей конкретного человека. Раньше я ездил на "собаках" (электричках. - Прим. "СЭ"), а один раз пришлось добираться до Москвы на товарном поезде. Сейчас есть возможность покупать билеты на самолет.

Это здорово, когда есть масса разных возможностей попасть на матч. Скажем, на игру за Суперкубок России фан-клуб "Зенита" организовал чартерный рейс по очень низким ценам.

Здесь, кстати, еще раз вспомню про отбор. Порой на выездную трибуну попадают такие люди, от одного вида которых вздрогнешь. Скажем, на матч с АПОЭЛ на Кипре на наш сектор пришла масса случайных туристов, которые команду вообще никак не поддерживали.

Здорово, что сложился костяк человек в 800, которые посещают выездные матчи более или менее регулярно. Стараниями этих людей, в основном и осуществляется поддержка команды на гостевых играх.

- К чему, на ваш взгляд, должен стремиться фан-клуб?

- Сейчас меня устраивает на вираже все, кроме нецензурных зарядов. Их я лично не скандирую, хотя стремление позлить соперника понимаю. А вот к чему должен стремиться фан-клуб, - надо обсуждать не со мной, поскольку я всего лишь один из рядовых участников фан-виража. Есть люди, которые занимаются этой работой каждый день, которые на это дело положили часть своей жизни. Они куда более компетентны в этом вопросе.

Я по мере сил стараюсь помогать, но для этого необходимо свободное время, а его у меня не так уж много. Могу только сказать "спасибо" ребятам, которые постоянно занимаются этим делом.

Сергей ЯРЕМЕНКО