Газета Спорт-Экспресс № 112 (6176) от 29 мая 2013 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

29 мая 2013

29 мая 2013 | Волейбол - Россия

ВОЛЕЙБОЛ

ЕСТЬ ТЕМА

За счет чего наш клубный волейбол утвердился на ведущих позициях в мире?

ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ

Алексей БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ

В определенной мере нам повезло. Американцы, эти гроссмейстеры спортивной индустрии и вообще-то, пусть об этом редко вспоминают, родоначальники волейбола, давно могли бы запустить у себя в стране собственную профессиональную лигу, с которой попробуй потом посоревнуйся, учитывая уникальную способность янки зарабатывать на всем, что движется. Собственно, несколько таких попыток уже предпринималось. И то, что каждая из них оборачивалась провалом, вовсе не связано с низким потенциалом волейбола в США.

Согласно исследованиям, потенциал этот выше, чем, скажем, у хоккея, который еще лет 30 назад пользовался популярностью исключительно в северо-восточных штатах и воспринимался американцами всего-навсего как диковинная канадская забава. Обрести общенациональный статус, примкнув к трем китам заокеанского спорта - НФЛ, МЛБ и НБА, вполне успешная нынче НХЛ смогла лишь тогда, когда открыла шлюзы и наводнилась русскими, шведами, чехами, словаками, финнами, то есть сильнейшими хоккеистами всего мира, а не только Северной Америки. Почему того же самого нельзя было сделать в волейболе, собирающем за океаном полные стадионы на соревнованиях студентов и имеющем богатейшие победные традиции, о чем свидетельствуют триумфы сборной США на Олимпиадах в Лос-Анджелесе, Сеуле и Пекине? Как это ни странно - из-за правил.

Давно выработанный американским телевидением стандарт требует, чтобы "грязное время" матча составляло не менее двух с половиной часов. С регулярными рекламными тайм-аутами и обязательным большим перерывом. Волейбол, в отличие от американского футбола, бейсбола, баскетбола и хоккея, в такой "формат" загнать нельзя. Но если бы создатели гипотетической ВЛА (Волейбольной лиги Америки) и придумали способ, то вряд ли смогли бы привлечь в свой турнир даже за очень большие деньги зарубежных суперзвезд. Кто согласится играть клубный сезон по одним правилам, а потом за сборную - по абсолютно другим?

Заставить же международную федерацию плясать исключительно под "коммерческую" дудку у американцев не вышло. Даже когда пост вице-президента ФИВБ занимал Даг Бил - гениальный тренер сборной США 80-х и великий волейбольный экспериментатор.

Вот так самый грозный (с его-то финансовыми и людскими ресурсами!) конкурент России устранился. Без нашей помощи. Но ведь был и другой. Уже не "гипотетический", а самый что ни на есть осязаемый - итальянская серия А1, где с конца 80-х до начала 2000-х выступали абсолютно все лучшие волейболисты мира, включая выходцев из Советского Союза, и работали самые знаменитые тренеры (в том числе Бил). Ее клубы в течение девяти сезонов удерживали пальму первенства в Лиге чемпионов, а ее популярность позволяла заключать многомиллионные спонсорские контракты и выручать солидные средства от реализации телевизионных прав. И вот с этой махиной Россия шаг за шагом, год за годом справилась самостоятельно. Лишь отчасти воспользовавшись больно ударившим по Италии мировым экономическим кризисом.

Почва для запуска российской волейбольной профессиональной лиги, надо признать, оказалась весьма благоприятной. Развал Союза, где волейболом занималось 5 - 6 миллионов человек, в куда меньшей степени сузил "сырьевую базу" этого вида спорта, чем у осиротевшего без Прибалтики баскетбола или отрезанного от стратегически важных Украины и Закавказья футбола. Чем-то ситуация напоминала хоккей - но тому пришлось вступить в неравный бой с НХЛ, которая и в советские времена, в отличие от волейбольной итальянской серии А1, как минимум не уступала по уровню отечественному чемпионату. А тут еще благодаря энтузиастам на местах в лихолетье 90-х не только не была разрушена, а, наоборот, обогатилась новыми центрами (Белгород, Ярославль, Нижневартовск, Сургут и другие) система детско-юношеского волейбола.

Суперлиге не хватало трех вещей - профессионалов, знающих, как довести "продукт" до ума, внимания государства, без которого невозможно развитие инфраструктуры, и денег спонсоров. В 2000-х все это у нашего волейбола появилось. Вернувшиеся из-за границы специалисты, прошедшие школу серии А1 и как игроки, и как тренеры, принялись энергично применять зарубежный опыт на родной земле, не повторяя при этом чужих ошибок.

Получил волейбол и покровителя в высших эшелонах власти: в 2004 году кресло президента ВФВ на пять лет занял Николай Патрушев, который до сих пор возглавляет Наблюдательный совет федерации. Ну а вскоре подтянулся капитал: крупные компании стали охотно финансировать волейбольные клубы - совсем не такие затратные, как их "коллеги" из футбола, хоккея и даже баскетбола.

Для сравнения: недавно обнародованный бюджет баскетбольного ЦСКА составляет почти два миллиарда рублей. В волейболе такие цифры никому и не снились. Причем не только в современном российском, но в итальянском в период его расцвета. Годовой доход лучших волейболистов мира никогда не превышал 1-1,5 миллиона долларов. И это - у игроков, в баскетбольном "эквиваленте" имеющих статус Леброна Джеймса или Коби Брайанта. Основная же масса волейболистов зарабатывает в разы меньше. Столько Россия платить была готова. Однако с самого начала "гонки вооружений" с Апеннинами наша лига, на чем настаивал главный инициатор ее реформирования, увы, безвременно ушедший из жизни в 2005 году Юрий Сапега, сделала ставку на "раскрутку" доморощенных звезд.

Мы позаимствовали у Италии очень многое. Возродили финальные раунды национального Кубка, превратив их в красочный новогодний праздник. Стали "возить" по стране звездные уик-энды. Перешли на новую, более конкурентную систему начисления очков в регулярном чемпионате. Вернули полноценный, а не урезанный, как было раньше, плей-офф. Охотно приглашали иностранных тренеров, специалистов по физподготовке, статистиков. И при всем при этом лига за последние 10 лет так ни разу и не смягчила жесткий лимит на легионеров, запрещающий вносить в заявку больше двух игроков без российского паспорта.

Протекционизм себя полностью оправдал. С возвращением из-за границы всех сильнейших отечественных волейболистов уровень участников элитного дивизиона выровнялся. Использование передовых методик подготовки положительно отразилось на качестве игры. А лимит заставил клубы приглашать из-за кордона исключительно мировых суперзвезд. Таких, как Матей Казийски, Жиба, Данте, Ллой Болл, Клэйтон Стэнли, Владимир Грбич.

У серии А1 подобных ограничений не было - и вместе с европейской клубной гегемонией итальянцы, по сути, потеряли свою сборную. Мы же успели на базе суперлиги подготовить сразу две дружины олимпийских чемпионов! Да-да, именно две. Потому что победа россиян в Лондоне-2012 - такое же детище суперлиги, как и сенсационный успех в Пекине-2008 национальной команды США, которая на 90 процентов состояла из игроков, прошедших предварительную проверку нашим чемпионатом. Что это за проверка можно понять, взглянув на результаты плей-офф-2013, где действующий победитель Лиги чемпионов выбывает из борьбы в четвертьфинале, самый богатый клуб страны довольствуется бронзой, а золото завоевывает команда, в трех из четырех серий не имевшая преимущества своей площадки.

Цифры неумолимы. До 2003 года Россия ни разу не была представлена в "Финалах четырех" Лиги чемпионов, после - завоевала 15 призовых мест! Пять из них, в том числе в двух предыдущих сезонах, оказались с золотым отливом и были добыты тремя разными клубами: "Белогорьем", "Зенитом" и новосибирским "Локомотивом". А ведь призерами суперлиги с тех пор успели побывать московское "Динамо", прошлой весной пополнившее нашу копилку третьим с 2007-го Кубком ЕКВ, недавно покинувшая элиту "Искра", "Факел"… Это уже медицинский факт: теперь не мы смотрим снизу вверх на итальянскую серию А1, а она силами одного-единственного оставшегося у нее суперклуба - "Тренто" (с экс-игроками нашей лиги Казийски, Рафаэлом и Османи Хуантореной) - пытается оказать нам хоть какое-то сопротивление…

До полного счастья не хватает вместительных современных арен. И хорошо, что в ВФВ это понимают. Не случайно на состоявшемся в минувшую пятницу заседании президиума всех участников суперлиги обязали уже со следующего сезона проводить матчи плей-офф во дворцах минимум на 3000 зрителей. Так, глядишь, и качество телевизионной картинки станет совсем другим. Пожалуй, это единственный параметр, в котором российский чемпионат отстает от постепенно выбившейся в наши основные конкуренты на клубном уровне, переживающей волейбольный бум Польши.