Газета Спорт-Экспресс № 106 (6170) от 22 мая 2013 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

23 мая 2013

23 мая 2013 | Футбол

ФУТБОЛ

ЕСТЬ ТЕМА

ЛИЦЕНЗИЯ НА ЖИЗНЬ

Большинство клубов РФПЛ успешно прошли обязательное по регламенту лицензирование перед новым сезоном. Неудачникам же, в частности "Волге" и "Ростову", на будущей неделе предстоит явиться на переэкзаменовку. Что представляет собой процедура лицензирования? Почему в этом году ужесточились требования к профессиональным клубам?

"ЕСЛИ ЕСТЬ ДОЛГИ, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ НЕ ПРОЙТИ!"

Глава Комиссии РФС по лицензированию Андрей Лексаков поясняет, как проходит эта процедура.

- Расскажите, как вы оказались на этой должности.

- В декабре 2012 года исполком РФС утвердил меня во главе комиссии по лицензированию футбольных клубов. Каким-то вызовом эту работу не считаю, вполне обычная деятельность, с которой я был в той или иной степени знаком. В свое время сам руководил футбольным клубом и проходил с ним лицензирование и аттестацию. Кроме того, и на прежней работе в РФС наши сотрудники осуществляли мероприятия по выполнению клубами кадрово-административных требований. В общем, ничего принципиально нового для меня в этой должности нет.

- Ваша комиссия - большой орган?

- Непосредственно в комиссию входят девять человек. Есть также эксперты по критериям - спортивным, инфраструктурным, кадрово-административным, правовым и финансовым. В соответствии с положениями руководства по лицензированию клубов.

- Каков порядок лицензирования? Насколько это долгий процесс, сколько у него этапов?

- Наиболее долгим получается сбор необходимых документов и проверка их экспертами, о которых я говорил. Но перед этим проходят семинары, и на них до сведения представителей клубов доводятся все ново-введения в системе лицензирования.

В этом году, напомню, было принято руководство в соответствии с рекомендациями УЕФА. Клуб, желающий получить только лицензию РФС, подает один пакет документов. Тот, кто имеет намерение и возможность играть в Европе, должен соответствовать дополнительным условиям. По всем требованиям документы рассматривают эксперты, в необходимых случаях они выезжают в сам клуб, обязательно проверяют достоверность информации - начиная со стадиона и заканчивая выполнением финансовых обязательств.

- Кстати, критерии УЕФА сильно отличаются?

- Не надо здесь делать большого различия, потому что на сегодняшний день нашей комиссии делегированы полномочия от УЕФА проводить лицензирование любого уровня. Мы в своей работе тесно с УЕФА взаимодействуем и отчитываемся перед вышестоящими органами.

- Далее увиденное подвергается анализу?

- Да. Эксперты готовят свое заключение и докладывают комиссии об имеющихся недостатках. Заслушивается также позиция клуба - и если минусы, скажем так, перевешивают плюсы и комиссия выносит соответствующее решение, то клуб отправляется в Апелляционный комитет. С этого момента у клуба есть две недели, чтобы подать жалобу и доказать свою правоту. К примеру, собрать те документы, которые не были представлены комиссии. Апелляционный комитет уже постановляет - либо оставить решение в силе, либо выдать лицензию.

- То есть эти две недели - фактически время на исправление недостатков?

- Верно. Если у вас есть долги перед игроками, тренерами и прочими сотрудниками, то лучше бы их в этот срок погасить и тогда уже подать в Апелляционный комитет соответствующие документы. Если долги не погашены, то вероятность получения лицензии стремится к нулю. Но что именно учитывает Апелляционный комитет, сказать не могу, так как не являюсь его членом и в его заседаниях не участвую. В любом случае наша комиссия готовит коллегам справки, где указывается, какие требования клубы не выполнили.

- Что клубы чаще всего нарушают?

- В большинстве случаев это невыполнение финансовых требований - просроченные задолженности по выплатам работникам всех категорий, а также некоторые налоговые невыплаты. Также встречаются правовые упущения.

- На какие нарушения комиссия ни при каких условиях не закроет глаза?

- На финансовые, конечно же. Если имеются задолженности по зарплатам и невыплаты в бюджеты разных уровней, то получить лицензию очень сложно.

- Почему именно на этом делается акцент?

- Участники соревнований должны быть уверены, что все команды находятся в равных условиях. А то получается, один клуб копит долги и играет, выполняя турнирные задачи, а другой, добросовестно выполняющий обязательства, не может позволить себе бороться за высокие места или, к примеру, за сохранение прописки в том или ином дивизионе. На наш взгляд, это не справедливо. Очевидно, что нарушается спортивный принцип. Правила для всех клубов должны быть одинаковы. К тем, кто все делает в срок и по форме, никаких претензий нет.

- На вас никогда не пытались давить?

- Никогда с подобным не сталкивался. Люди знают, что лично на меня оказывать давление бесполезно. Еще по моему прошлому опыту (Лексаков был главой Высшей школы тренеров. - Прим. "СЭ") клубы знают, что в подготовке тренеров никаких поблажек я никому не давал. Были уже на самом заседании попытки разговоров из серии "пойдите нам навстречу, мы ведь такие хорошие", но требования для всех едины.

- История с "Ростовом", "Волгой" и "Шинником" стала следствием чувства безнаказанности и вседозволенности?

- Не могу сказать, что решит Апелляционный комитет и какое чувство возникнет у представителей этих клубов потом. Почему так получилось? Кто-то что-то не успевает, кто-то на что-то надеется. Но я вам скажу: многие потом нашу комиссию благодарят, потому что только так руководство получает соответствующий импульс и начинает решать проблемы в своих клубах.

- Что, на ваш взгляд, клубы должны поменять, чтобы таких историй не повторялось?

- Взгляд на футбол. Менеджмент. Подход к управлению. Давно пора понять, что высокие зарплаты или огромные выплаты агентам не всегда способствуют результату. Клубам надо вести свою деятельность рачительно, в соответствии с требованиями времени. Клубы, которые не прошли лицензирование, этим пренебрегли.

Это беда всего футбола, когда руководители не понимают собственно футбольной специфики. Отсюда и средненький менеджмент, если не сказать - плохой.

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ