Газета Спорт-Экспресс № 1 (6065) от 9 января 2013 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

9 января 2013

9 января 2013 | Биатлон

БИАТЛОН

C егодня в Рупольдинге стартует 5-й этап Кубка мира. А на 4-м в Оберхофе россияне выиграли четыре гонки из шести. Дмитрий Малышко и вовсе сделал золотой хет-трик - стал первым в спринте, в гонке преследования и в составе нашей эстафетной команды!

ПРОРЫВ

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Так рождаются звезды. Три года назад парень из-под Питера стал 29-м в общем зачете второстепенного Кубка IBU. А теперь на страничке "Википедии", посвященной его малой родине, гордо указано: "Уроженцем Соснового Бора является член сборной России по биатлону Дмитрий Малышко". Эмиль Хегле Свендсен на награждении стоит от него по левую руку. Но чуть ниже.

Малышко - это прорыв. И, как сказал мне его тренер Николай Лопухов, "наша общая радость". Три победы в трех оберхофских гонках из трех возможных, первый карьерный успех в личном старте, первый - в эстафете. Все у него сейчас первое, и сам он такой же. Милое дело, когда не нужно лезть в статистику, чтобы посмотреть все эти относительные скорости и меткости, времена и попадания. В случае с Малышко любопытны не бег и стрельба отдельно, а его отрывы. Один он сохранил, как ни пер позади на последнем этапе эстафеты Свендсен. Другой, в спринте, - создал. А третий - увеличил и удержал, стреляя по-ковбойски быстро и по-индейски точно. Откуда что взялось? И сколько это продержится?

Вопросы более важные, нежели локальный успех в Оберхофе. Страна, обе сборные которой лидируют в зачете Кубка наций, не вправе жаловаться на скучное биатлонное бытие. И даже на стабильность - не вправе. База-то есть. Средний уровень присутствует, результаты в пересчете на одного спортсмена высокие. Но мы хотим без пересчета. Нам подавай не просто стабильность, а стабильность побед.

Малышко в этом смысле еще рано заносить в хрестоматии. А вот для "онлайн"-рассмотрения в качестве примера или, извиняюсь, экспоната он уже созрел. Других сравнимых праздников у нас не было со времен ванкуверского золота Евгения Устюгова. На ком и на чем учиться? И где, кстати, взять тех, кого учить?

Смотрите, что получается. Замечательному спортсмену Малышко через два с половиной месяца исполнится 26. И он очень много работал, разумеется, до этих лет. Пахал, бросал биатлон, становился банковским клерком, затем тренеры выбивали из кого-то средства к существованию, и он возвращался, перенес операцию на сердце... И вот уже года два как на виду и на крепком ходу. Пора расцвета, совпадение желаний и возможностей, опыта и сил. Так почему бы не понять и не обобщить все то, что способствовало его красивому успеху? Почему не поставить на поток производство Малышко, Гараничевых, Устюговых и Шипулиных? А может, уже нащупали, раз в мужских биатлоне и лыжах стало у нас наконец что-то получаться?

Еще летом, как сказал Лопухов, Дима выглядел рядовым членом сборной. Теперь вместе с этой сборной высоко взлетел. Значит, есть нечто методическое, человеческое, педагогическое, что дает такие результаты? Что именно? Кто нынче скрупулезно берет это на карандаш? Когда эти конспекты превратятся в двадцатилетних надежд, способных к своим двадцати шести выиграть три раза по три гонки?

Лопухов признается: ему все равно, кто именно из его подопечных выиграет в очередной раз. Задача тренера - заложить фундамент и активизировать в каждом спортсмене свое "я", которое и добывает потом медали. Выходит, есть рецептура, позволяющая приподнимать над буднями целые группы людей, совмещать талант и труд в нужных пропорциях? Отчего же не работает такое у наших женщин? Там нет Лопухова? Допустим. Но нет и цепочки, доставляющей топ-тренеру качественные полуфабрикаты. Нет их правильного отбора на ранних стадиях - в этом смысле Вольфганг Пихлер прав. Мы спорим, какой он тренер, но забываем о том, что и Моуринью не сделал бы "Реал" из звезд российского второго дивизиона. Что, кстати, совершенно не отменяет споров о Пихлере. Просто Моуринью и Лопуховы должны контролировать каждую ступеньку спортивной лестницы, а не одну лишь вершину биатлонной эволюции.

В этом смысле Малышко и вообще вся мужская сборная - урок и опыт. Тот, советский, уже подзабыт. Новый, российский, - вот он, получай на здоровье. И пиши учебники, и думай, как углубить. А если удастся донести нынешний мужской жар до февральского чемпионата мира в Нове-Месте, впору будет и вовсе считать этот сезон классикой биатлонного дела.

Оберхоф - Рупольдинг

Другие материалы - стр. 12