Газета Спорт-Экспресс № 160 (5928) от 21 июля 2012 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

21 июля 2012

21 июля 2012 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Вчера после окончания тренировок перед "Гран-при Германии" российский пилот "Катерхэма" ответил на вопросы "СЭ"

Виталий ПЕТРОВ: "НАШ НОВЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
В ДВА РАЗА БОЛЬШЕ, ЧЕМ У "ЛОТУСА"

Олег КАРПОВ

из Хоккенхайма

- Виталий, пятница выдалась дождливой. Наверняка пришлось непросто. Что команда успела сделать из запланированного?

- Да, было мокро. Трасса здесь сложная. Есть несколько коварных мест - важно выбрать правильную траекторию. Тем более по такой погоде. В принципе работали много: с настройками, с новым комплектом обновлений. Мы знали, что или сегодня, или в субботу практически наверняка пойдет дождь. Так что и планы выстраивали соответственно. В боксах не отсиживались. Ездили на протяжении обеих сессий довольно много.

- В Сильверстоуне из-за дождя в пятницу и субботу команде так и не удалось понять, насколько эффективен новый комплект обновлений для машины. Здесь, очевидно, погода тоже не слишком помогла...

- Все новинки стоят. Просто пока действительно тяжело начать с ними работать, тяжело понять, как выжать максимум из имеющегося в распоряжении материала. Просто когда идет дождь или даже просто холодно, как сейчас или как было в Сильверстоуне, у нас чуть больше деградирует резина, чем у других команд. Сложно оценивать результаты, понимать, что именно и почему происходит. Влияют ли на поведение машины изменения в аэродинамике или это больше зависит от состояния шин. У машин соперников пока прижимной силы больше. Им проще работать в такую погоду.

- Какие процедуры посуху вы обычно делаете, чтобы понять, насколько эффективны новые детали?

- Все стандартно. Нам нужно двигаться с определенной скоростью на прямой. Здесь это отрезок от пятого к шестому повороту - перед шпилькой. Датчики фиксируют необходимые параметры, по которым можно затем провести анализ. Мы делаем это на каждом круге выезда и заезда в боксы. Пробовали работать и в этот раз. Но в таких условиях, при меняющейся погоде, данные собрать тяжело. Тут уж ничего не поделаешь. На погоду мы никак повлиять не можем.

- "Пирелли" предоставила командам на этом этапе два типа экспериментальной жесткой резины.

- Да, мы попробовали ее. Но, опять же, - здесь слишком холодно. Резина жесткая, и, мне кажется, нам не удается ее даже прогреть до рабочей температуры. Так что сказать инженерам "Пирелли" что-то определенное довольно сложно. Возможно, в жаркую погоду покрышки будут вести себя совершенно по-другому. Никто этого не знает. Так было, например, в Сильверстоуне. Мы не смогли поработать на тренировках с резиной, и у всех команд в итоге были проблемы с мягкими составами. В гонке, когда было солнце, жесткие шины вели себя намного лучше, чем мягкие. Но это не значит, что мягкие - плохие. Скорее всего, командам просто не хватило времени, чтобы выбрать для нее правильные настройки под конкретную трассу. Будь больше времени посуху, возможно, и гонка бы сложилась по-другому, и победитель был бы иной.

- Сегодня было много вылетов по ходу тренировок. Шумахер разбил машину...

- Он уже объяснил, что отвлекся. Говорил по радио, потерял концентрацию, вылетел. Этот поворот в дождь очень опасен. Там была сухая линия, но заходить в поворот надо шире, атаковать мокрый поребрик на выходе, а потом возвращаться на сухую трассу. Чуть больше газа - и все. Такую ошибку допустить очень легко.

- Зона вылета там начинается с искусственной травы. У многих пилотов были проблемы…

- Да, она только мешает. По мне, лучше бы они это место вообще засыпали песком. Так бы мы просто знали, что можно, а что нельзя. Есть поребрик - можно атаковать, дальше - нет. А так получается, что есть эта трава, по которой в принципе можно проехать, зайти в поворот на большей скорости, отыграть время. Но проблема в том, что сейчас трава эта очень мокрая. Вода из нее не уходит. Вроде и надо атаковать, рисковать. Но очень опасно. Если сухо - проблем, конечно, меньше.

- Команда провела перед началом "Гран-при" так называемые аэродинамические тесты. Что они могут дать?

- Мы планировали сделать это еще перед гонкой в Сильверстоуне, но там пришлось все отменить из-за дождя. В принципе это очень полезно. Часто по ходу уик-энда нет времени попробовать различные варианты аэродинамических элементов. Крылья, понтоны, выхлоп и так далее. А на таких тестах ты только и делаешь, что меняешь конфигурацию. Поставил один вариант крыла, проехал вперед-назад, получил результат. Поставил второй вариант - сравнил. И так весь день. Сто или сто пятьдесят попыток. И каждый раз с разной конфигурацией. Это делается не только для того, чтобы выбрать правильный вариант. Так инженеры понимают, в каком направлении двигаться дальше.

- В какой мере это может быть заменой обычным тестам, которые проводятся на полноценных трассах? Ведь на "аэродинамических" разрешено двигаться только по прямой...

- По сути, повороты вообще не нужны. Ведь в аэродинамической трубе ветер тоже дует на машину только спереди. В поворотах данные собрать сложнее.

- "Гран-при Германии" поочередно проходит на двух трассах. Сейчас это "Хоккенхаймринг", в прошлом году - "Нюрбургринг", у которой есть определенные финансовые проблемы. Расстроитесь, если "Формула-1" больше туда не вернется?

- Если честно, мне по большому счету все равно. Главное, чтобы хотя бы одна гонка в Германии была обязательно - здесь огромное количество фанатов.

- Команда объявила, что переезжает на новую базу. Это планировалось давно. Теперь новый технический центр открыт. Вы уже были там?

- Пока нет. Думаю, в первый раз я там появлюсь в конце августа или начале сентября. Пока процесс переезда только начался. Необходимо перевезти много оборудования, много чего закупить. Работы еще очень и очень много.

- Что сулит переезд?

- Я думаю, нельзя ждать, что после этого сразу все заработает так, как надо. Это вклад в будущее команды. Новая база гораздо больше прежней. И больше, чем у некоторых ведущих команд. Мне сказали, что технический центр в два раза превышает тот, что у "Лотуса" в Энстоуне. А это очень серьезная база! Так что для "Катерхэма" это огромный шаг вперед. Но опять же - вряд ли надо ждать какого-то немедленного эффекта. Необходимо многое купить, многое наладить. Привлечь новых людей. Это огромное количество затрат. Только в этом году в команду пришло почти сто человек. Было три сотни сотрудников, сейчас уже четыре. Это уже цифры, сравнимые с тем, что есть у лидеров. В том же Энстоуне работает 470 человек. Если нас будет 500, это уже круто... Это значит, что будет больше возможностей. Но все должно происходить постепенно. Многое, конечно, упирается в деньги. Но не менее сложная задача - найти правильных людей, которые действительно помогут команде стать сильнее. К нам пришел сильный специалист из "Макларена" Джон Айли, другие люди...

- После гонки здесь будет всего несколько дней перерыва. В следующее воскресенье этап в Будапеште. Сразу отправитесь туда?

- Да, поеду на машине. Сюда приехало много моих друзей, может быть, поедем вместе. Пока не знаю, что у них с планами на Будапешт. Но я точно еду (смеется).

Чемпионат мира. "Гран-при Германии". Свободные заезды

1-я сессия. 1. Баттон ("Макларен") - 1.16,595. 2. Хэмилтон ("Макларен") - 1.17,093. 3. Алонсо ("Феррари") - 1.17,370. 4. Шумахер ("Мерседес") - 1.17,382. 5. Перес ("Заубер") - 1.17,413. 6. Хюлькенберг ("Форс Индия") - 1.17,599. 7. Росберг ("Мерседес") - 1.17,915. 8. Масса ("Феррари") - 1.17,995. 9. Мальдонадо ("Уильямс") - 1.18,020. 10. Грожан ("Лотус") - 1.18,130. 11. Кобаяси ("Заубер") - 1.18,226. 12. Феттель ("Ред Булл") - 1.18,339. 13. Боттас ("Уильямс") - 1.18,422. 14. Риккьярдо ("Торо Россо") - 1.18,709. 15. Райкконен ("Лотус") - 1.18,831. 16. Бьянчи ("Форс Индия") - 1.18,972. 17. Вернье ("Торо Россо") - 1.19,039. 18. ПЕТРОВ ("Катерхэм") - 1.19,674. 19. Ковалайнен ("Катерхэм") - 1.19,963. 20. Уэббер ("Ред Булл") - 1.20,122. 21. Пик ("Маруся") - 1.20,169. 22. Глок ("Маруся") - 1.20,539. 23. Де Ла Роса (HRT) - 1.21,138. 24. Клос (HRT) - 1.21,740.

2-я сессия. 1. Мальдонадо - 1.27,476. 2. Росберг - 1.27,564. 3. Феттель - 1.27,902. 4. Перес - 1.28,402. 5. Грожан - 1.28,420. 6. Хюлькенберг - 1.28,495. 7. Риккьярдо - 1.28,513. 8. Баттон - 1.28,516. 9. Уэббер - 1.28,877. 10. Райкконен - 1.29,327. 11. Вернье - 1.29,364. 12. Масса - 1.29,719. 13. Кобаяси - 1.29,785. 14. Пик - 1.30,090. 15. Глок - 1.30,220. 16. Сенна ("Уильямс") - 1.30,291. 17. Ковалайнен - 1.30,331. 18. Ди Реста ("Форс Индия") - 1.30,437. 19. Хэмилтон - 1.30,617. 20. Алонсо - 1.31,207. 21. ПЕТРОВ - 1.32,241. 22. Картикян (HRT) - 1.32,349. 23. Шумахер - 1.32,777. 24. Де Ла Роса - 1.42,566.