Газета Спорт-Экспресс № 246 (5419) от 29 октября 2010 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 4

29 октября 2010

29 октября 2010 | Экстремальные

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ

ВЕЙКБОРДИНГ - НОВАЯ МОСКОВСКАЯ МОДА

Если у человека в 40 лет на голове "ирокез" - будьте уверены, он экстремал. Если он еще и поет в ансамбле Old Schoоl Band, то без такой прически просто не обойтись. А еще у моего собеседника море обаяния и хорошее чувство юмора.

То, что Андрей Ригин начал кататься на разного рода спортивных досках с начала восьмидесятых годов прошлого века - понятно. Вызывает удивление то, как такой креативный человек стал президентом российской Национальной ассоциации вейкбординга.

- Как же вы оказались в руководящем кресле?

- Ассоциация не была задумана как руководящая структура. Больше как организация, которая смогла бы взять на себя бремя организационных вопросов. Нам тогда недвусмысленно заявили, что государственного финансирования мы не получим, а чтобы привлечь спонсоров, нужна была какая-то структура, вот и возникла идея ее создания. В силу того, что самым коротким путем к этому было создание общественной организации, мы пошли в Минюст и зарегистрировали ассоциацию. Это произошло в 2001 году.

- А сами при каких обстоятельствах познакомились с вейкбордингом?

- Однажды, году в 98-99-м, друзья пригласили меня сплавиться на катамаране по реке Мста, в Тверской области. Была весна, половодье. Не помню почему, поездка расстроилась. Но перед этим я успел задать вопрос: мол, что нужно брать с собой, сплавляясь на этих бурных вешних водах? Было бы неплохо - гидрокостюм, получил ответ. Отважно купил зашибенный гидрик, который оказался невостребованным.

- Но видно, у этой истории есть продолжение?

- Товарищ уже катался на вейке, я ему пожаловался, мол, у меня есть такой костюм, а куда девать его, не знаю. Он мне тут же выдал: "Знаю куда. Костюм с собой?" Он у меня как раз лежал в машине. Друг тут же погрузил и меня, и костюм в свою машину, и через час в Строгине меня уже пристегивали к доске. А дальше, как у всех: попробовал, понравилось, понеслось...

- Как президент вы довольны деятельностью Национальной ассоциации вейкбординга России?

- Де-юре сейчас ассоциация не существует, но я унаследовал почетное звание ее президента и гордо ношу его. (Смеется.) Можно говорить о том, что есть некое партнерское объединение. В него входят различные клубы, люди, профессионально занимающиеся организацией мероприятий, таких, как, скажем, чемпионаты России, - это наша команда. На международных же соревнованиях вейкбординг представляет Федерация воднолыжного спорта России.

- Сколько человек в стране занимаются вейкбордингом?

- Последние 2 - 3 года наш вид развивается очень бурно. В Москве три года назад насчитывалось около двух тысяч вейкбордистов, сейчас их порядка 5 - 7 тысяч и около 10 клубов. Выросло количество клубов и в регионах.

- Что дало толчок такому бурному развитию?

- Вид спорта интересный, красивый, на воде, на природе, к тому же - модный. В Москве, кстати, увеличение катающихся произошло еще и за счет открытия канатных дорог (особого способа буксировки спортсмена). Огромный интерес к вейкбордингу возникает там, где есть канатки - они более доступны и демократичны. Есть и чисто психологический момент: сложные трюки на буксировочной канатной дороге даются значительно легче, чем за катером.

- Будущее за каким из этих видов?

- Это две разные ветви вейкбординга, они развиваются параллельно, редко пересекаясь.

- Чему больше отдается предпочтение?

- В Москве и Анапе кроме катеров - катанию на канатке, по стране - больше за катером, поскольку у нас в России всего четыре дороги: две в Москве, одна в Новосибирске и одна в Анапе.

* * *

- Наш климат не слишком располагает к занятиям водными видами спорта на открытом воздухе. Как выходите из положения?

- Во-первых, существуют гидрокостюмы. Во-вторых, в городах, где есть бассейны, в них устанавливают лебедки и катаются. Нельзя забывать и о том, что сейчас достаточно легко стало выезжать за рубеж. Наши спортсмены не вылезают из Таиланда, Америки, Турции, Эмиратов, Египта...

- А вы где предпочитаете кататься?

- Каждую осень организую лагерь на Кипре. Любой желающий может приехать в удобное время и потренироваться в течение полутора-двух месяцев.

- Вейкбординг - спорт явно не дешевый. Что входит в комплект вейкбордиста и сколько это стоит?

- Нужна доска с креплениями, спасательный жилет, фал, шлем. Эта экипировка в среднем стоит тысячу евро. Но в любом клубе ради популяризации вида спорта это вам предоставят бесплатно. Оплачиваешь только буксировку и услуги тренера. Необходим еще и специальный катер, по цене это - средняя яхта. Содержать яхту дорого в любом случае.

- С какого возраста можно начинать кататься?

- В Америке с трех лет встают на доску, у нас - лет с шести - семи.

- Что категорически запрещено делать вейкбордисту на воде?

- Есть общие правила поведения. Здесь безопасность скорее в ведении людей, которые организуют катание.

- Какие требования предъявляются к пилоту катера?

- Это целая наука. Грамотный пилот буксировщика высоко ценится, эта профессия дефицитная.

- Где готовят тренеров, пилотов?

- На сегодняшний день специальных курсов или школ нет, пилоты часто приходят из воднолыжного спорта. Те люди, что начали заниматься вейкбордингом 15 лет назад методом проб и ошибок, общением с известными специалистами, получением информации из-за рубежа заложили основы тренерской школы и усвоили навыки профессиональных пилотов. Хороших тренеров в России можно пересчитать по пальцам одной руки. Есть мастера, которые могут объяснить не только подъем из воды, но и достаточно сложные трюки. Кстати, у меня есть идея создать методичку для пилотов и тренеров, от этого очень сильно зависит безопасность нашего вида спорта. Ведь если не соблюдать правила, это может кончиться печально - например, несколько лет назад наш товарищ, великолепный вейкбордист и перспективный спортсмен Роман Диверичев погиб при катании из-за ошибки пилота.

* * *

- Насколько вейкборд травмоопасен?

- Да как любой вид, использующий доску. Чаще всего травмируются колени, плечи. У нас есть и специфические травмы - от гидроудара может произойти разрыв барабанной перепонки, а также, например, отрыв уздечки верхний губы от челюсти при падении плашмя на воду…

- Больше шансов получить травму у начинающего или у продвинутого вейкбордиста?

- Когда пытаешься сделать сложный трюк с большой амплитудой, серьезным ускорением достаточно легко получить болезненную травму. А для новичков самая обычная, это когда доска кантом цепляется за воду, райдер резко останавливается и падает.

- На какой скорости делаются трюки, на какую высоту спортсмен взлетает при этом?

- Зависит от подготовки райдера, формы волны, длины фала. Обычно взлетает метра на 3 - 4 при скорости катера 29 - 38 км/час.

- Вы сказали, что осенью проводите лагерь на Кипре, а где сами катаетесь?

- Не могу сказать, что есть одно любимое место. Раньше очень нравилось в Строгине, где все и начинали. Сейчас там не так комфортно, огромное количество катеров, людей. В Подмосковье объективно лучшее место - на Пироговском водохранилище, там, где расположен наш клуб: оно не продувается, и там нет трафика других плавсредств.

- Вы знакомы и со сноубордом, и с кайтингом, можете сравнить катание на этих досках с вейкбордом?

- Ощущения близки, но многие видят разницу в том, что у нас есть мотор, который тянет в определенном направлении. Я не вижу в этом ограничения свободы. Наоборот, мне нравится. Некоторые кайтеры считают, что мы тратим бешеные деньги на катер, а они, мол, за бесплатный ветер зацепились, и все. За это я называю их халявщиками! Но если серьезно, чтобы действительно зацепиться за ветер, надо ехать на Кабо-Верде или хотя бы в Египет, что тоже недешево.

* * *

- Где обитают самые крутые вейкбордисты?

- Сейчас на родине этого вида спорта - в Америке. Хорошо катаются в Австралии, Новой Зеландии, подтягивается и Европа.

- Как отличить, кто круче?

- Проводятся регулярные национальные, континентальные чемпионаты, европейские, азиатские. Есть профессиональные туры, куда приглашают 10 - 15 избранных.

- Наши ребята среди профи выступают?

- В профессиональных турнирах только двое - москвич Антон Каторгин и Никита Мартьянов из Петербурга. На уровне чемпионатов Европы и мира мы выступаем большой командой и очень неплохо. Все наши постоянно бывают в призерах.

- Есть у вейкбординга шанс стать олимпийским видом?

- Поговаривают, что у кабельного есть такая возможность, хотя электромотор - большая проблема. МОК испытывает предубеждение к тем видам спорта, в которых используются технические приспособления. Хотя и скейтбординг, и ролики, в силу своей массовости, имеют право войти в олимпийскую семью, но включен почему-то керлинг... Кому-то было выгодно его пролоббировать. В то же время полно видов спорта, которые прекрасно себя чувствуют, не будучи олимпийскими.

- У вас, по аналогии со сноубордом, есть катание по перилам, трамплинам - так называемый джиббинг…

- Еще лет десять назад я предполагал, что эта дисциплина будет динамично развиваться. Пытался создать первый парк фигур у нас в стране, но не хватило сил и средств. Сейчас существуют фирмы, которые изготовят тебе любую фигуру - от стандартной до навороченной.

- Соревнования по этой версии проводятся?

- Как правило, соревнования на лебедке не проводят, если нет парка для джиббинга. Кроме того, проходят специальные джиб-контесты на искусственных водоемах или бассейнах, как в этом году в Лужниках на празднике "День спорта". Кстати, соответствующие фигуры, чаще всего трамплин, активно используются и для проведения катерных версий, что дает дополнительные баллы в заезде.

* * *

- Каким видите будущее вейкбординга?

- Не могу сказать, что к нам совсем не проявляется внимания на государственном уровне. В этом году чемпионат России проводился в Калуге, и городская администрация решила поддерживать и развивать у себя этот вид спорта. Не хуже положение и в Ростове, Новгороде, Анапе, где в 2008 году состоялся чемпионат мира на лебедке. За последние два года стараниями энтузиастов возникают клубы, особенно в южных городах. Но потребуется, возможно, лет десять, чтобы вейкбординг занял ведущие позиции в мире. Тормозит развитие невысокий общий уровень жизни в стране. К примеру, в той же Германии 173 канатных дороги, а у нас - 4.

- Кроме вейкбординга у вас есть еще одно увлечение - вы поете в группе Old Schооl Band. Что исполняете, где?

- Начали музицировать еще в школе, в середине восьмидесятых, потом инструменты у нас сперли, и группа распалась. А года два назад решили - почему бы не собраться снова? Я продвигаю исполнение нетленок, но в своем видении. Раньше собирали знакомых, друзей человек 250 раз в три месяца (вполне достаточно, чтобы получить удовольствие). А этой осенью мы за месяц дали три концентра, нас стали приглашать. Деньги на этом почти не зарабатываем. Это то, чем можно заняться в свободное время.

- На что живете?

- В какой-то степени копеечку приносит и вейкбординг. Конечно, копеечка эта - совсем не баснословная, очень тяжело достается и физически, и морально. Тренировки - далеко не легкий процесс. Все это изначально было любимым делом, которое стало приносить доход. Но как на основной заработок, на него нельзя рассчитывать всерьез.

Елена РЕРИХ