Газета Спорт-Экспресс № 206 (5379) от 13 сентября 2010 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

13 сентября 2010

13 сентября 2010 | Баскетбол - Чемпионат мира

БАСКЕТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Сборная России заняла на ЧМ-2010 седьмое место, в матче за которое она в субботу обыграла словенцев - 83:78. Судя по всему, эта игра стала последней для нашей команды под руководством Дэвида Блатта.

СПАСИБО, ТРЕНЕР!

Лев ТИГАЙ

из Стамбула

11 сентября в 17.54 по московскому времени во дворце спорта "Синан Эрдем" прозвучала сирена, возвестившая об окончании эпохи Блатта в сборной России. Эта эпоха продолжалась более четырех лет и включала в себя нынешний чемпионат мира, пекинскую Олимпиаду и два чемпионата Европы - прошлогодний в Польше и золотой в Испании, на который нам еще пришлось пробиваться через квалификацию. Именно тот отборочный турнир осени 2006-го стал для Блатта первым в качестве главного тренера российской сборной.

Напомню, после провала команды под руководством Сергея Бабкова на ЧЕ-2005 в Белграде нам не дали wild card на ЧМ, и будущее сборной тогда рисовалось исключительно в мрачных тонах. Но за четыре года с Блаттом сборная пережила столько событий и одержала столько побед, что доблаттовское время сейчас кажется каким-то нереальным.

Нет, я вовсе не собираюсь идеализировать Блатта. Были у него и ошибки, и неудачные матчи и даже целый неудачный турнир - олимпийский, в 2008-м. Но не ошибается, как известно, лишь тот, кто ничего не делает. А Блатт - делал. Профессионально, искренне, с неизбежным процентом тех самых ошибок и неудач. Три года назад он подарил российским баскетбольным болельщикам небывалое с советских времен счастье - сборная стала чемпионом Европы. И это мадридское золото России навсегда останется в истории именно как золото Дэвида Блатта. А уж потом - Кириленко, Холдена, Хряпы (уж пусть они на меня не обижаются) и всех остальных.

Потому и грустно нам здесь, в Стамбуле. Да, я знаю, что президент РФБ Сергей Чернов еще хочет провести с Блаттом некие загадочные переговоры, что теоретически все может измениться, но, честно говоря, надежды на это лично у меня нет практически никакой. Сам Блатт и в Анкаре, когда впервые заявил о грядущей отставке, и позавчера в Стамбуле, недвусмысленно давал понять: этот вопрос уже решен.

УТЕШИТЕЛЬНАЯ МЕЛАНХОЛИЯ

Атмосфера игр за 5 - 8-е места сама по себе тоже способствует меланхолии. Тем более если эти игры, как здесь, не имеют ни малейшего практического значения. Почти пустые трибуны, полупустой пресс-центр (на "утешительных" матчах даже отменили пресс-конференции), у входа ветер гоняет кругами сухие листья и мелкий мусор по пустеющей журналисткой "курилке".

В пятницу вечером россияне играли с аргентинцами. Каун, который в четвертьфинале против сборной США вышел на паркет с травмой ноги, на этот раз даже не участвовал в разминке, составив компанию Хряпе на скамейке запасных. Таким образом, наша команда осталась вдесятером. А по большому счету - вдевятером, поскольку Колесникова, и в предыдущих матчах практически не игравшего, Блатт выпустил всего на три секунды. Впрочем, аргентинцы тоже не могли похвастаться сильными запасными. Это команда одной пятерки, равноценной замены игрокам которой практически нет. Особенно Сколе, даже после провального четвертьфинала с Литвой сохранившему лидерство в списке самых результативных баскетболистов турнира.

Литовцы, кстати, преподнесли россиянам на блюдечке готовый рецепт, как побеждать Аргентину. Раз она ходит "пешком", надо как можно чаще бежать в быстрые контратаки. Плюс поручить центровому опеку Сколы - чтобы тому было труднее перебрасывать руки оппонента и "толкаться" под щитом. Ну и трехочковые. Куда ж без них?

Наши не сделали ни того, ни другого, ни третьего. Да и не могли сделать. Такой батареи снайперов-дальнобойщиков, как у сборной Литвы, в российской команде нет и никогда не было. Что касается темпа, то в Турции россияне играли в нарочито размеренный, позиционный баскетбол - почти как аргентинцы. По идее, для одного конкретного соперника Блатт мог бы сделать исключение, но он его не сделал. То ли не захотел ломать поставленную манеру игры, то ли скоростной вариант к ЧМ-2010 наши просто не готовили. Наконец, оставшись без Кауна, тренер россиян, разумеется, не рискнул бросить "под Сколу" единственного оставшегося в строю центрового - Мозгова. Да и медленный он, чтобы успешно опекать аргентинского лидера. Каун - тот, может, и сумел бы. Однако Кауна у Блатта на этом чемпионате больше не было.

АРГЕНТИНСКАЯ ХИРУРГИЯ

Посему защищаться против Сколы пришлось Воронцевичу. И поначалу у него получалось неплохо. На первых минутах наши трижды выбивали мячи из рук знаменитого аргентинца. Правда, вскоре потери прекратились, и сказать, что россиянам удалось сдержать Сколу, было бы преувеличением. Вдобавок разыгрался бывший баскетболист "Химок" Дельфино. После его прохода на 12-й минуте преимущество аргентинцев в счете стало двукратным - 22:11.

Тут очень кстати пришлись три точных трехочковых подряд Мони. Весь оставшийся матч борьба шла по одному сценарию: аргентинцы лидировали с небольшим преимуществом, а наши с переменным успехом пытались эту разницу сократить. Выйти вперед им удалось только однажды - 52:51 за 10 секунд до конца третьей четверти, когда Хвостов с Воронцевичем разыграли красивый "парашют". К сожалению, еще до последнего перерыва южноамериканцы вернули себе лидерство: метров с 8 одновременно с сиреной попал Леонардо Гутьеррес.

Разбить отлаженное позиционное нападение аргентинцев россияне так и не сумели. Опыт и сыгранность ведущих игроков противника оказались решающими факторами. Пожалуй, ключевым стал отрезок в середине четвертой четверти, когда при счете "-2" Мозгов получил 4-й фол. Выпустить вместо него Жуканенко, до этого часто ошибавшегося в обороне, Блатт не решился, и аргентинцы быстро и четко нанесли удар в самое слабое место нашей "легкой" пятерки. Они дважды довели мяч до Оберто, который сначала забил через невысокого Моню сам, а затем обыграл его и сделал голевую скидку под кольцо Сколе - 63:56. Больше подобраться на расстояние одного броска россиянам не дали.

В ПОСЛЕДНИЕ 16 МИНУТ ИГРОКИ ЕГО ОТБЛАГОДАРИЛИ

Игры с аргентинцами и словенцами разделяло всего 16 часов. В условиях накопившейся по ходу турнира усталости это не могло не сказаться. Впрочем, сборная Словении отдыхала всего на три часа больше. К тому же в ее составе отсутствовал основной разыгрывающий Лакович.

После затяжного равенства в начале матча словенцам в конце второй - начале третьей четверти удалось совершить мощное ускорение - 20:6 и 50:36 за 6.20 до последнего перерыва. Стало совсем грустно: неужели сборная России завершит ЧМ-2010 тремя поражениями подряд и не сумеет отблагодарить Блатта за то, что он для нее сделал?..

Сумеет! 15 российских фанатов, все-таки нашедших в себе силы прийти на последний матч, были вознаграждены за свою стойкость. Понкрашов забил сам и отдал голевой пас Жуканенко, Воронцевич перехватил, Воронов реализовал штрафные, и словенский тренер, почувствовав неладное, затребовал тайм-аут. Не помогло: на последней минуте периода наши вышли на отметку "-5", а в четвертой 10-минутке помчались к победе на всех парах. Потрясающий отрезок выдал Фридзон: атакующий защитник "Химок", чья непопадучесть в предыдущих матчах турнира вызывала справедливые нарекания, в субботу набрал в заключительной четверти 15 очков! Хорош был и Моня (капитан с самого начала игры действовал с таким сумасшедшим настроем, словно хотел сказать Блатту "не уходи, коуч"), чередовавший блок-шоты с меткими трехочковыми.

Правда, у соперников некстати разбросался Нахбар, но это был последний козырь в словенской колоде. За 1.22 до конца при ничейном счете Нахбар наконец-то промазал, и Удрих в борьбе за отскок получил 5-й фол. Мозгов четко реализовал штрафные - 76:74 в нашу пользу. Он же через 14 секунд накрыл бросок Драгича. И он же, еще 22 секундами спустя взял подбор на чужом щите и забил с фолом - "+5" за 0.44 до сирены!

Последние секунды сборной при Блатте. Вот Понкрашов идет в проход, зарабатывает штрафные и реализует оба. Вот двумя из двух за пять с половиной секунд до сирены отвечает Бечирович. Вот Блатт берет последний тайм-аут. У нас "+3" и атака, но он его берет! Вот за 0.04,5 Мозгов, о существовании которого до появления Блатта в сборной не знали даже специалисты, уверенно забрасывает свою пару штрафных. Вот Блатт делает последнюю замену, убирая центрового и выпуская шустрого Воронова, само включение которого в заявку еще пару недель назад вызывало у многих категорическое недоумение. Как тут не вспомнить похожую золотую замену в Мадриде, где Блатт за три секунды до конца выпустил вместо Моргунова (тоже центровой!) Моню, который в итоге и помешал последнему броску Газоля угодить в цель.

Формально-отчаянный холостой "выстрел" Драгича метров с восьми - мимо. Сирена. Все. Блатт обнимается с помощниками, благодарит их, и в самом конце командной "колонны" идет в раздевалку. Последним, как и полагается настоящему командиру.

ПРОЩАЛЬНЫЙ БУТЕРБРОД

Потом были долгие разговоры в "смешанной" зоне, которых российским журналистам все равно оказалось недостаточно. А ведь пресс-конференция-то - не запланирована. Кстати, жаль. Думаю, если бы она состоялась, то Блатту устроили бы там совершенно заслуженную овацию. Но - не судьба. В итоге тренера с длинным "хвостом" не желающих отпускать его репортеров занесло в пресс-центр, куда Блатта поначалу не хотели пускать - с охраной, безопасностью и разграничением зон доступа у турок все очень строго. "Это наш тренер! Наш!" - кричали российские журналисты строгим блюстителям турецкого порядка...

В конце концов их пустили. Блатт терпеливо ответил на все вопросы. А через пару часов я увидел его вновь - уже на трибуне, в окружении двух сыновей. "Наш тренер" с видимым чувством обычного голода поедал обычный бутерброд, запивая его обычной кока-колой из стакана, по-простому стоявшего на полу между ног. Он остался посмотреть полуфинальную игру своих соотечественников американцев против сборной Литвы, которая уже началась на площадке.

Нас разделяло максимум пять метров. Но подойти и пожать руку Блатту я не мог - мешала решетка, отгораживающая пресс-сектор от того сектора, где он сидел. Символично. "Нашим" он теперь будет только в нашем сердце. А по месту работы - уже нет. Грустно...

Оценивать шансы на то, что он все-таки останется, я не буду. Бесконечно малые величины - удел математиков. Не буду и вычислять кандидатуры потенциальных преемников, как российских, так и зарубежных. Дескать, этот подходит по тому признаку, но не подходит по этому, а другой - наоборот. Надо бы, но не могу. Извините. Выше моих сил.

Спасибо, Тренер!