Газета Спорт-Экспресс № 105 (5278) от 17 мая 2010 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

17 мая 2010

17 мая 2010 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧМ-2010. 6-й этап. ГРАН-ПРИ МОНАКО

Вчерашняя гонка завершилась дублем пилотов "Ред Булл" Марка Уэббера и Себастьяна Феттеля, которые и возглавили общий зачет чемпионата мира. Виталий Петров сошел за пять кругов до финиша по указанию руководителей команды из-за незначительной неисправности машины.

ДЛЯ ПЕТРОВА ВСЕ РЕШИЛОСЬ ЕЩЕ В СУББОТУ

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Монте-Карло

Я ШАГАЮ ПО МОНАКО

"Мадам и месье, мы прибываем в столицу Монако - Монте-Карло", - объявил машинист поезда, доставившего меня из Ниццы на субботнюю квалификацию. После чего издал на весь состав звуки, которые я добросовестно попытаюсь воспроизвести сейчас на бумаге: "У-у-и-и-у-у-д-ж-ж, у-у-и-и-у-у-д-ж-ж!" Поезд мгновенно опустел. Его пассажиры и без напоминаний знали, зачем сюда приехали. За "Формулой".

А накануне вечером, передав репортаж в московскую редакцию и собирая сумку, я машинально выглянул в окно пресс-центра. И моментально понял, на что потрачу следующий час. Сам собой на более позднее время отложился ужин, момент отъезда в Ниццу тоже была решительно перенесен.

Организаторы открыли трассу! Для всех желающих!!!

Желание пройтись по ней пешком, причем именно здесь, в Монако, вовсе не казалось прежде мечтой всей жизни. Мечтать нужно о чем-то реальном, а самая легендарная трасса "Формулы-1" - разве реальность? Однако "жизнь, товарищ лейтенант, обгоняет мечту", говаривал один из героев Сергея Довлатова, будучи сильно пьяным. И потому сумку с компьютером - в ячейку-локер, фотоаппарат - в карман и быстрее, быстрее туда, на неостывший еще асфальт.

Очень необычные чувства испытываешь, ступая по этой гладкой серой поверхности. Смотришь под ноги и по сторонам, собираешь впечатления, словно грибы. Вот красно-белый поребрик "шиканы", такой гладкий на экране, но на самом деле торчащий вверх толстой чешуей Змея-Горыныча с сердитыми выступами. Вот люки и технологические дырки в асфальте, формулистам нисколько не мешающие, но все же крайне неожиданные для трассы "Больших призов". Вот железные отбойники, каждый из которых, как бы он ни был привинчен и зализан, в любой момент может стать для болида и гонщика тупым копьем страшной пробивной силы. Вот поворот Сен-Девот и жирные следы резины на асфальте. Черт возьми, как же близко они пролегают от металлического ограждения! И как странно обращать внимание на это именно в пятницу, еще не зная, что в субботней квалификации как раз в Сен-Девоте не справится с машиной Виталий Петров!

А вот та самая пальма, ну конечно! Поворот, который здесь называют "шпилька". В России имя таким выкрутасам - "тещин язык". Мимо уже ездят машины, "зебра" отсутствует. Ну и плевать: пересекаю трассу в три шага, как Джонатан Эдвардс. Прошу коллегу выбрать ракурс понадежней и непременно сфотографировать.

Удивительно, что далеко не сразу начинаешь замечать еще и придорожную жизнь, не заметить которую в Монте-Карло вообще-то невозможно. Прямо на асфальте той части трассы, что пролегает вдоль гавани, уже установлены вполне респектабельные столики для распития и поедания. Свободных нет. Напротив столиков - яхты кормой к берегу, выстроенные в бесконечный ряд. Ярмарка тщеславия. Именно на корме, поскольку она видна всем, уже стоят на подносах бокалы с шампанским, официанты разносят клубнику, а по трапам восходят на борт оттененные безумными юбочными разрезами километровые женские ноги. На кое-каком борту уже берут первые блюзовые аккорды эксклюзивно приглашенные "лабухи".

"Монте-Карло - это солнечное место для темных людишек", - сказал когда-то Сомерсет Моэм. Странное дело: солнце я в Монако видел. "Феррари", "ламборгини" и "роллс-ройсы" - тоже, причем в огромном количестве. Знаменитое казино и отель "Париж" наблюдал. Темные людишки категорически не попадались.

Ну не считать же ими, право, тех аристократов, что восседали за рулем упомянутых марок, или пентхаусных "пантер" и "цыпочек", наводнивших собою княжество до самых краев?! Видимо, со времен старины Сомерсета, скончавшегося, кстати, совсем неподалеку - в Ницце, людские оттенки как-то изменились. Ни по лицевому черному платку не опознать теперь злодеев, ни по малиновому пиджаку...

СТОП, МАШИНА

В третьей сессии свободных тренировок, состоявшихся в день квалификации, Петров стал пятнадцатым, в то время как его партнер по "Рено" Роберт Кубица - первым. Значения этой технической подробности можно было бы и не придавать, если бы не эпизод, случившийся все в той же третьей сессии: Фернандо Алонсо, записной фаворит, выигравший две первые свободные тренировки, вдруг притерся бочком к отбойнику на ровном месте и машину свою из списка квалифицируемых автоматически удалил.

Чуть позже Фернандо прохаживался по паддокам в джинсах и говорил журналистам, что теперь пределом мечтаний для него будет попасть в воскресенье хотя бы "в очки". А ведь такой портрет героя растянули на одной из окрестных скал испанские болельщики... Семь на восемь, восемь на семь, никак не меньше.

На начальный этап квалификации (Q1) - машины "Рено" рванули едва ли не первыми. И были в эти двадцать минут очень хороши. Россиянин выдал ударный 10-й круг, взметнувшись сразу на седьмое место. По мере того как разогревались остальные, его результат сполз всего на позицию. Кубица и вовсе обосновался на третьей строчке. Шумахер был лишь одиннадцатым, еще один чемпион мира Дженсон Баттон - десятым. А лидировал Фелипе Масса на "Феррари". Видимо, бразилец, как и обещал, все-таки подружился со своими покрышками, несмотря на кажущуюся невозможность дружбы между человеком и куском черной резины.

При этом обратило на себя внимание следующее. "Рено" бросался в драку в первые пять минут Q1, а затем и Q2. Желтые болиды сновали в густой толпе, показывали резвые секунды, затем заезжали в боксы, и трасса пустела: на ней оставалось всего лишь три, а то и две машины. Почему нельзя было заходить на быстрые круги именно в эти просветы, без толчеи?

Небольшая консультация с телекомментатором Алексеем Поповым дала понять: такова была командная тактика у большинства команд. Совпадение, ничего больше. За 15 - 20-минутную сессию машине требуется от одной до пяти смен резины. И всем хотелось совершать эти смены примерно по одному графику, хотя равномерное распределение болидов по временным промежуткам, на мой взгляд, облегчило бы жизнь всем поголовно. Или поболидно.

Вторая сессия подарила нам новую порцию надежд. Болиды "Рено" вновь бросились в драку без промедлений. Петров достойно проехал очередной круг и вознесся было на первую строчку. Тут же был сдвинут Кубицей на вторую, совершил дрейф в направлении тринадцатого места, заехал в боксы и за 4.52 до окончания сессии вырвался на свободу вновь. Дела его шли весьма неплохо, а подвиги Кубицы, взгромоздившегося на пятую строчку, непрозрачно намекали: Петров может и должен пуще пришпоривать своего горбунка.

Да он, собственно, и пришпоривал. До тех пор, пока в Сен- Девоте у болида под номером 12 не поплыли по асфальту задние колеса. Откровенный юз, удар в заградительные покрышки, разворот вокруг поперечной оси, утыкание носом в отбойник... Стоп, машина.

Девятнадцати квалификационных кругов Петрову хватило для того, чтобы остаться в итоге 14-м. Черен лицом, Виталий прошел по паддоку в мотор-хоум, где стал отчаянно ерошить волосы. Он хотел большего. Он вправе был это большее получить. Но получил пока лишь опыт и не самое гиблое место на стартовой решетке. Что, в сущности, нормально.

Ну а супер-Кубица наделал шороху и в первой десятке. Долгое время он не просто лидировал в Q3, а подавлял остальных разрывом между собой и вторым местом. И продолжалось это до тех пор, пока свой лучший круг не показал Марк Уэббер, то ли ужаленный, то ли ошпаренный, то ли разбавивший бензин любимым напитком своей "конюшни".

- Сегодня особенный день, - сказал австралиец. - Я знаю, все команды работают много, но наши ребята - вообще на износ. В моем болиде они ковырялись сегодня с пяти утра, так что этот поул - награда для них.

"Рено" Кубицы оказался в итоговом протоколе квалификации бутербродной прослойкой между двумя "Ред Буллами", про которых Льюис Хэмилтон, если не ошибаюсь, сказал не так давно: "Ред Буллы" в этом сезоне быстры до комичного".

Довольный Кубицей спортивный босс "Рено" Эрик Буйе, допрошенный мною в паддоках, охотно прокомментировал тем не менее и результат Петрова.

- Виталий сейчас находится под большим давлением, - пояснил француз. - Он слишком быстро вошел в злосчастный первый поворот и упустил машину. Очень жаль, потому что Петров имел отличные шансы ударно провести этот уик-энд. В частности, попасть в квалификации в первую десятку. Сам он очень разочарован. Что ж, это хороший урок. Чтобы становится в каждой гонке все лучше и лучше, нужна учеба. Без нее уверенность не появится.

- Настолько сильно разбита машина?

- Ничего страшного, болид остался цел.

БАЛАНС ЧЕРЕСЧУР

А теперь - субботний разговор с Петровым.

- Почему у вас пластырь на тыльной стороне кисти?

- Когда врезался, ударился обо что-то. Пустяки, обычная ссадина.

- В чем именно вы допустили ошибку?

- Всегда пытаюсь выжать из новой резины максимум. Специально перевел баланс тормозов на задние колеса, чтобы избежать блокировки передних и пройти первый поворот как можно точнее, попозже затормозить. Видимо, для моей машины это было уже чересчур. В результате потерял контроль, лишил себя маневра.

- По собственным ощущениям, в десятке могли быть?

- Вполне. У меня стоял новый комплект резины, все только начиналось. Можно было не только войти в десятку, но и в ней самой чего-то добиться.

- У вас с Кубицей настройки машины были одинаковыми?

- Не думаю. Мы движемся в разные стороны, он пробует свое, я свое. Потом инженеры смотрят, что в квалификации сработало, а что нет, обобщают опыт и используют в интересах команды.

- Вы успели проехать 19 кругов. Сколько из них были по-настоящему быстрыми?

- Не считал. В среднем едешь два быстрых, на третьем сбрасываешь.

- Почему вы сражались, когда трасса была загружена, и сидели в боксах, когда на ней было минимум машин?

- Существовал определенный план. В Q1 от нас не требовалось подвигов, достаточно было обогнать шесть заведомо более слабых команд. То есть можно было показать быстрый круг и потом отсиживаться в боксах, выезжая лишь для того, чтобы разогреть себя и машину. В Q2 решали похожую задачу, облегченную к тому же отсутствием Алонсо. То есть мы знали, кого нам обязательно надо пройти, а кого - по возможности. От этого и отталкивались.

- Круговые жизнь отравляли?

- Если и отравляли, то несильно. Испортили пару быстрых кругов, но в целом было терпимо.

- Алонсо заявил, что, стартуя с последней линии, постарается попасть "в очки". Это добавит гонке остроты?

- Я тоже буду пытаться взобраться повыше. Но при этом сделаю все возможное, чтобы не разбить машину.

- В Бахрейне вы говорили, что, если разозлитесь, по боксам все летать будет. На чем сегодня злость выместили? Или на ком?

- Обошлось без этого. Все цело, все живы.

В МОНТЕ-КАРЛО НЕ ХВАТАЛО ДОЖДЯ

Перед стартом князь Альбер, как положено, сделал символический круг за рулем одного из своих коллекционных кабриолетов. В паддоках нарисовались Мик Джаггер, Майкл Дуглас и жменя-другая звезд потусклее. Над заливом стоя пролетел человек со странным ранцем за спиной и шлангом, опущенным в море. Держался в воздухе этот Ариэль за счет реактивной силы двух водяных струй, превративших летуна в подобие то ли мухи, то ли истребителя.

Ну а потом началось. На старте состоялся лишь один значимый обгон: немец Феттель без мыла просочился между отбойником и Кубицей, уткнувшись носом в зад своему партнеру по "Ред Буллу" Марку Уэбберу и показав "Рено" поляка расписную корму. Не успела публика понять, как ей к этому относиться, откланялся Хюлькенберг на "Уильямсе". Тоннель показался немцу недостаточно широким для его души и тела, а попытка раздвинуть границы закончилась ожидаемым провалом: Хюлькенберг по сути стер половину своего болида о тоннельный отбойник.

Пока маршалы размахивали желтыми ветряными мельницами, задымил еще один Дон Кихот - Дженсон Баттон на "Макларене". Действующий чемпион мира, между прочим, и победитель прошлогоднего "Гран-при Монако".

"Пейс-кар" вел за собой машины кругов пять. Наблюдая за этим увлекательным зрелищем, ваш корреспондент попутно занимался всякой арифметической мелочевкой. Радостно вычеркнул, к примеру, Хюлькенберга и Баттона из списка тех, кто стоял выше Петрова, искренне, конечно же, обоим сопереживая. Проверил еще раз статистику, согласно которой за шесть последних лет победителем в Монако пять раз становился обладатель "поула", и посмотрел на Уэббера немного другими глазами.

Кстати, две победы из этих пяти на счету Фернандо Алонсо - оба раза, правда, не на "Феррари". Спасибо испанцу, вчера он оживил первые круги гонки, привнеся в них хоть какой-то смысл. Впереди два "Ред Булла" и "Рено" рыли на пьедестале окопы в полный рост, чтоб никто их оттуда не выкурил, а весь интерес-то был сзади. Алонсо, стартовавший из пит-лейна последним, нашел рыбное место - "шикану" на выезде из тоннеля. И принялся "нашиканивать" на кукан одну медленную тележку за другой. Бывало, подкрадется сзади, проказник, чпок, - и расслабься, Де Грасси, шмяк - и нет Ковалайнена.

За 23 круга Алонсо отыграл 16 позиций. А если учесть, что двое перед ним еще не меняли резину, то все 18. Правда, сама эта смена резины оказала на некоторые болиды и гонщиков заметное влияние, так что расскажем мы о ней обязательно. И о Петрове, о котором до сих пор не было ни слова, тоже.

Перед самой гонкой вспомнилась разница в комментариях россиянина в четверг и в субботу. Поначалу Виталий, хоть и с улыбкой, сказал о степени риска и о машине: "Разобью, так разобью". А после 14-го места в квалификации стал заметно осторожнее, выразив намерение обязательно финишировать, сохранить свой желтый "Рено" и, если получится, набрать очки.

Вторая тактика, судя по всему, возобладала. Петров не взорвал гонку на старте и вел себя очень разумно впоследствии. Что было вполне оправдано: 12-е место, на котором он оказался после сходов Хюлькенберга и Баттона, а также узость монакских улиц вынуждали ждать чужих ошибок, а не совершать свои. От 12-й строчки до очков рукой подать - зачем суетиться? Но стоило этой мысли оформиться в линию поведения, как пришло время первой всеобщей смены резины.

Не говорю сейчас о том, что на сам процесс механиками Феттеля было затрачено 3,9 секунды, Уэббера - 4,4, Кубицы - 4,9, а Петрова - 6,7! (Был, правда, еще и Трулли - 25,8 секунды, но это совсем ужас.) Зато предполагаю другое: само время для заезда в боксы командой Петрова было выбрано неудачно.

В общем, когда прекратились манипуляции с колесами, выяснилось: Алонсо очутился высоко вверху, Петров остался 13-м. И это с учетом уже сошедших конкурентов.

А на 31-м круге развернуло Баррикелло. Злой Рубенс вышвырнул с досады на асфальт, словно младенец погремушку, многотысячный гоночный руль, который тут же подмел своим болидом пролетавший мимо хозяйственный Хэмилтон. Для нас однако важнее другое: как раз в это время Петров заехал в боксы на еще одну - незапланированную смену резины: у него повредилось правое заднее колесо. Выбрался оттуда Виталий тоже 13-м - но с круговым отставанием от всех впереди идущих.

Разочарованная такой несправедливостью гонка заснула. Те, кто был позади Петрова, совершали медленные и печальные харакири. Те, кто впереди, берегли друг друга, как герои-панфиловцы. У самого Виталия шансов что-либо изменить абсолютно не было. И это не являлось, честно говоря, его проблемой. Скорее проблемой его места на стартовой решетке. Такова, выходит, цена не слишком удачной квалификации.

Что ж, и "Гран-при Монако" может быть скучным. Когда обгоны невозможны - смотри, зритель, целый час на карусель цветных машинок. Хотя хочется, как известно, аварий, скандалов, интриг, расследований. Дождя бы вчера на всю эту пастораль!

Лишь в самом конце за разгон тоски вместо дождика взялись два персонажа. Первый - Ярно Трулли на "Лотусе". Чего добивался итальянец, прорываясь с последнего на предпоследнее место сквозь Каруна Чандхока из "Испании", сказать сложно. Но по голове индуса он поездил прилично. Обе автомобильные туши перекрыли трассу прямо под окнами пресс-центра. что-то задымилось, выехал "пейс-кар"...

А на последнем круге неожиданно уехал. И Михаэль Шумахер стал третьим гонщиком, который вчера хоть кого-то обогнал. Причем наказал Красный Барон другого знатного "обгоняльщика" - Алонсо (еще одним был Феттель). Киксанувшего испанца в борьбе за шестое место немец прошел за двести метров до финиша, вызвав в пресс-центре бурю смеха. За неправильный обгон Шумахер был оштрафован маршалами на 20 секунд и занял в итоге 12-е место. Алонсо же остался шестым.