Газета Спорт-Экспресс № 57 (4934) от 20 марта 2009 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 3

20 марта 2009

20 марта 2009 | Футбол

ФУТБОЛ

РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ

Любош МИХЕЛ

КОСТЮМ ДЛЯ КОЛЛИНЫ

После московского матча ЦСКА с "Шахтером" Любош Михел выглядел потерянным. Если прежде его водили по лужниковским коридорам как почетного гостя, знаменитого на весь свет рефери, то нынче - все иначе. Достав из кармана несколько листочков, Михел неуверенно выбирал пропуск. Охрана ждала, смотрела равнодушно.

В дверях они столкнулись с Евгением Гинером. Заметно обрадовавшись друг другу. Поговорили минуту-другую - и разошлись в разные стороны. У каждого своя дорога.

Куда держал путь Евгений Леннорович - большой секрет. Не наше с вами дело. А бывший арбитр ФИФА шагал в сторону донецкой раздевалки. Осваиваться в новой жизни. Только сам Михел без запинки способен выговорить собственную новую должность: "директор отдела международных соревнований "Шахтера". Кстати, по-русски словак изъясняется довольно ловко.

Днем раньше мы сидели в одном из московских отелей и два часа говорили о жизни. Наше желание пообщаться Любош воспринял без восторга - но смиренно: "Да-да, давайте поработаем".

Судьи, даже бывшие, - народ немногословный. Не склонный к откровениям. Но Михел, судивший московский финал Лиги чемпионов, - совсем другой.

НА УКОЛАХ

-Вы наверняка прежде себе представляли, каким будет последний день в судействе. Таким и получился?

- Я смотрел, как заканчивали некоторые коллеги. Говорили: "Ах, как это грустно..." Готовились к этому моменту. У меня вышло иначе. 1 октября прошлого года судил матч "Интер" - "Вердер" в Лиге чемпионов, через четыре дня снова вышел на поле. Пригласили поработать в чемпионате Украины на игре запорожского "Металлурга" с "Металлистом". Она превратилась в мучение.

-Почему?

- Сумасшедшая боль в ахиллах. Я уже был назначен на матч Бельгия - Испания. Пришлось отправлять отказ. Сам решил - украинская игра станет последней. Но сегодня вспоминаю те дни и думаю: какое счастье, что все так получилось!

-Интересно.

- Один коллега в Словакии отработал двадцать лет судьей. Перед последним матчем диктор объявил на весь стадион: "Арбитр прощается с нами, давайте его пожалеем". И все глядели на него с сочувствием - игроки, зрители... Зачем мне такие сцены? Я закончил на взлете - и очень рад. У меня ведь давно беда с ахиллами. С 2007 года судил на уколах, после каждой игры обкладывал ноги льдом.

-Ни один журналист об этом не знал?

- Такие вещи не принято афишировать. На меня сразу стали бы смотреть другими глазами. Очень скоро в УЕФА сказали бы: "Любош, ты не тянешь". Этого я допустить не мог. У меня была большая цель.

-Какая?

- Мечтал попасть на чемпионат мира в ЮАР. Еще пару лет назад решил, что после него завершу карьеру. Но врач объявил: чтобы судить дальше, надо делать две подряд операции на ахиллах.

-Ну и сделали бы.

- А что потом? Восемь месяцев в ауте! Меня бы тут же выбросили из программы, по которой готовят судей к чемпионату мира. Никто Михела не ждал бы.

-Хоть в одном матче болело настолько, что готовы были в перерыве просить замену?

- Вот этот матч в Запорожье. На 30-й минуте мне стало плохо. Левая нога ныла так, что казалось: сейчас ахилл взорвется. Но в голове сидела мысль: меня пригласили работать из-за границы. Неужели в перерыве скажу: "Простите, больше не могу"? Весь второй тайм боролся с собой - и сразу после матча принял решение.

-Оставив профессию судьи, какие приятные стороны жизни обнаружили?

- За весом можно больше не следить. В бассейн и тренажерный зал хожу теперь, когда хочется. Прежде надо было выполнять программу, которая приходила из УЕФА. Там есть специалист по физподготовке, по e-mail отправляет каждому арбитру расписание тренировок. Нынче могу летать чартером с командой. Очень удобно.

-Раньше было запрещено?

- Да, с этим в УЕФА строго. Даже представить невозможно, чтобы кто-то предложил судье лететь с командой, а тот - согласился. Клуб выгонят из еврокубков, а на карьере судьи поставят крест.

-Прежде и с интервью вы были аккуратны. На вашей памяти судья хоть раз пострадал из-за неосторожного высказывания?

- Конечно. Англичанин Стив Беннетт в пабе разговорился по душам с каким-то пьянчужкой. Тот оказался репортером "желтой" газеты, заснял все его речи на скрытую камеру. Однажды к Грэму Поллу после игры в аэропорту подошел человек: "Я ваш фанат..." Это был журналист. Начал задавать провокационные вопросы - а в кармане припрятал диктофон. УЕФА доверяет судьям. Но каждый должен помнить о последствиях. Ведь во времена интернета все как на ладони. Сами коллеги пошлют куда следует письмо по электронной почте: "Видите, что он сказал?" Конкуренция! В той же Словакии два арбитра рядом в листе ФИФА - а друг с другом не общаются.

-Есть судья, с которым не здороваетесь?

- Только один. Фамилию называть не буду. Он испортил отношения с целой группой судей. На тестах договорились держаться вместе, не отделяться. А этот человек на финише рванул вперед.

Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ

Окончание - стр. 16