Газета Спорт-Экспресс № 270 (4850) от 27 ноября 2008 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

27 ноября 2008

27 ноября 2008 | Футбол

ФУТБОЛ

КАК ПРОДАТЬ ФУТБОЛ?

Обозреватель "СЭ" размышляет на тему: насколько хорош продукт под названием "российский футбол" и почему?

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

ЛУЧШЕ БЕЛЬГИЙЦЕВ, ХУЖЕ ШОТЛАНДЦЕВ

Каждый матч чемпионата России посещало в среднем 13 355 человек - таковы данные "СЭ" за этот год. Что вполне тянет на повод для гордости. Конечно, до Испании (29 с небольшим тысяч зрителей в среднем на игре), Германии (39 500) или Англии (36 000) нам пока очень далеко. Уступаем мы и Франции (21 800), и Италии (23 200), однако со многими другими футбольными странами Россия теперь вполне сопоставима.

Впрочем, почему - теперь? В прошлом сезоне средняя посещаемость нашего первенства была даже немного выше нынешней - 13 436 болельщиков, в позапрошлом - 12 123, в 2004-м - 11 830... То есть растет интерес, крепнет!

Дай, думаю, загляну чуть дальше, в начало века. Заглянул. 2000 год - 12 203 зрителя, 2001-й - 13 096. Поправка на неточность подсчетов если и нужна, то небольшая: "СЭ" уже давно пользуется единой методикой. Значит, растем мы все-таки не слишком бойко. Что-то мешает.

Что именно? В России футбол - абсолютный лидер болельщицких предпочтений. Страна богатеет, доходы болельщиков и клубов увеличиваются (так было до кризиса по крайней мере). Выиграны два Кубка УЕФА, Суперкубок континента, бронза чемпионата Европы. Симпатии к национальному первенству в наших гражданах уже больше, чем в бельгийцах (средняя посещаемость - 11 400), португальцах (11 200), швейцарцах (10 900), норвежцах (10 500), шведах (10 300) и значительно больше, чем в украинцах (8 300). Но вот что интересно: мы не дотягиваемся до "маленьких" голландцев (18 700) с шотландцами (15 600) и вряд ли такими темпами дотянемся! Наш прирост составляет всего лишь пару сотен болельщиков за сезон, в то время как в английской премьер-лиге, скажем, посещаемость за последние 15 лет выросла на 60 процентов!

На английский "Уиган" (и его соперников, разумеется) приходят посмотреть 18 с половиной тысяч зрителей. На испанские "Мальорку" и "Альмерию" - 17 300 и 16 000 соответственно. Итальянская "Мессина" собирает на трибунах 16 с половиной тысяч зрителей, "Палермо" - 21 с половиной тысячи. На "Энерги" из немецкого Коттбуса приходят в среднем почти 25 тысяч, на "Ганзу" из Ростока - 26 тысяч!

Неужели во всех этих городах и странах больше любят футбол вообще и свою команду в частности? Быть этого не может. Измерять степень любви к футболу - вообще пустое занятие, свой клуб чаще всего либо любят, либо нет, третьего не дано. В чем же тогда дело? В условиях, созданных организаторами матча. И в уровне футбола. Все вместе это составляет ценность продукта под названием "национальный чемпионат".

Рассчитать данную величину без сопоставления с аналогами довольно сложно. Если на прилавке в магазине лежит единственный сорт колбасы, вы покупаете ее и жуете, не задумываясь по большому счету, насколько она вкусная. Свежая - уже хорошо, другой все равно нет. С футболом примерно то же самое. Чемпионат у нас один, привычный, с нормальным календарем, относительно острой борьбой и свежими, часто меняющимися чемпионами. Качество игры вроде бы пристойное, а что до организации, то сравнить ее с другими образцами у большинства российских болельщиков возможности нет.

Однако если вашему пытливому уму все-таки хочется знать, насколько ценный продукт современный российский футбол, насколько он самодостаточен и привлекателен, красиво упакован и содержателен с точки зрения потребителя, можно попытаться зайти с другого боку: не сравнивать его с чем-то, а разложить проблему на составляющие. Давайте вспомним, как это бывает в жизни. Что именно мы получаем за наши деньги, какое зрелище и какой сервис?

Для этого совершим небольшую виртуальную экскурсию. Итак, представьте, что вы пришли на футбол...

ГУБИТ ЛЮДЕЙ НЕ ПИВО

...Где были встречены, конечно, милицией. Вы ее об этом не просили, однако вашего согласия и не требовалось. По поводу футбола у милиции свои соображения. Вы можете пойти на стадион нестройными рядами или вовсе преступно отклониться от цели вашего досуга, пронести с собой что-нибудь запретное, колюще-режущее или курительно-зажигательное. Наконец, вы можете набраться наглости - или просто набраться - и прийти на стадион в состоянии, несовместимом с получением удовольствия от просмотра футбола.

Для того клубы и нанимают милицию, оплачивая, кстати, ее работу, чтобы она присматривала за столь непредсказуемыми субъектами. Потому что предсказуемые, как известно, либо вообще не ходят на футбол, либо сидят в нормальных ложах VIР, куда подъезжают на нормальных машинах, проникают по нормальным ковровым дорожкам и где пьют нормальные алкогольные напитки. Все остальные - стройся, дыхни, выворачивай карманы.

Окончание - стр. 3