Газета Спорт-Экспресс № 150 (4730) от 9 июля 2008 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 5

9 июля 2008

9 июля 2008 | Футбол

ФУТБОЛ

СВОЯ КОЛОНКА

Александр ПРОСВЕТОВ

ФРАНЦИЯ СДАЛАСЬ

Натуральное уступает под напором искусственного. По всем фронтам. Лежащие в магазине особняком продовольственные товары, которые провозглашают себя экологически чистыми, заставляют задуматься, какая химия породила все остальное. Настоящая елка под Новый год стала дефицитом. А ведь хочется иметь на любимый праздник не только синтетическую вешалку для игрушек, но и запах хвои. Такими темпами реальностью станут и неоновые глазки с фарфоровыми зубками. И будет сниться трава что у дома, что на футбольном поле.

Нет, трава на полях все-таки, убежден, останется. Хотя под напором прогресса и технологии пал такой ее серьезный защитник, как Франция, чья профессиональная лига разрешила клубу "Ренн" заявить на грядущий сезон искусственный газон. При этом президент лиги Фредрик Тирье произнес речь, в которой назвал происшедшее "маленькой революцией". "Будущее за синтетикой, - изрек президент. - Она гарантирует зрелищность и способствует красоте игры". Прощайте, словом, непролазные лужи и грязь на бутсах.

Французы - известные революционеры. Они, между прочим, придумали и чемпионаты мира, и первенства Европы, и еврокубки, и "Золотой мяч". Правда, насчет полей французы далеко не первые. Их в Америке укладывали еще более тридцати лет назад. А нынче Россия, подхватившая, как ей свойственно, революционные идеи, поскольку климат даже при всеобщем потеплении не станет средиземноморским, шагает со знаменем, на котором начертано: "Даешь поля!" Больше полей, хороших и разных, искусственных в том числе. Не зря же родился анекдот о том, что президент РФС немного переделал присказку своего предшественника и постоянно говорит: "Поля... Поля..."

Между прочим, это Мишель Платини настаивал на замене искусственного покрытия в Лужниках на время проведения финала Лиги чемпионов. А он, на всякий случай, француз.

Ги Ру, этот гуру "Осера", которого из-за телевизионного балагурства не все и не всегда во Франции принимали всерьез, лет десять назад говорил: "Давно пора по примеру Восточной Европы обзавестись полями с подогревом. В этом случае нам не придется из года в год переносить матчи национального чемпионата".

Франция - страна, с одной стороны, вроде бы южная, с другой - большая. Если Марселю и Ницце серьезные холода едва ли грозят, то на границе с Германией минусовой температурой не удивишь. И всякие наши подогревы там не помешали бы. Если до сих пор клубы создавали искусственные поля исключительно для воскресных развлечений любителей, то теперь о них задумались и на уровне профессионального футбола.

"Ле Ман" собирается, в частности, оснастить синтетическим газоном свою новую арену, которая должна войти в строй в будущем году, "Сошо" тоже имеет соответствующие планы. Это выгодно: содержание искусственных полей обходится дешевле, на стадионах можно проводить концерты и другие массовые мероприятия без боязни ущерба от топота, простите, копыт. Футбольная федерация и профсоюз футболистов высказались "за".

Конечно, речь идет о покрытиях последнего поколения, а не о какой-то допотопной "резине", на которой невозможно дышать. Поле в Ренне стоимостью 650 тысяч евро - это смесь синтетики с естественной травой типа черкизовской.

Итак, Франция сдалась. Испания с Италией не в счет - там всегда достаточно тепло. Так кто же на очереди? Едва ли не последний оплот - Англия, где "Куинз Парк Рейнджерс" уложил искусственный газон еще в 1981 году, но спустя десять лет на таких полях - а ими обладали "Лутон" и "Олдхэм" - играть прекратили. Британцы - известные консерваторы. И я их за приверженность траве, не будучи футболистом, по меньшей мере не имею права осуждать. Но знающие люди говорили, что хитрый Гус Хиддинк использовал в некоторой мере синтетический фактор Лужников против англичан, придя к выводу, что их тяжеловесные защитники в середине второго тайма на искусственном поле устанут. Так и произошло.

Лично для меня футбольное поле - это все равно трава, трава у дома в военном городке, где я рос. Она мне милее самой совершенной синтетики, как и хвойный аромат на Новый год. Но есть так называемый прогресс, и против него не попрешь. Так что без сантиментов.