Газета Спорт-Экспресс № 18 (4598) от 28 января 2008 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

28 января 2008

28 января 2008 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

Два заключительных финала чемпионата Европы принесли России золото Оксаны Домниной и Максима Шабалина и бронзу Яны Хохловой и Сергея Новицкого, завоеванные в танцах на льду, и две вакансии на следующий сезон в женском одиночном катании. Всего российские фигуристы завоевали в Загребе 4 медали - вдвое больше, чем год назад, и больше, чем любая другая страна.

ЧЕЙ ЧЕМПИОН ЛУЧШЕ?

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Загреба

Женский турнир, которым завершилась программа загребского чемпионата, большого интереса для России не представлял: перед Ксенией Дорониной и Ниной Петушковой ставилась одна-единственная задача: постараться сохранить два места на следующий чемпионат. Тем не менее девятое место Ксении Дорониной вместо совершенно жуткого прошлогоднего 28-го стало большим прогрессом. В конце августа фигуристка ушла из группы Алексея Мишина, а с октября стала работать с Аллой Пятовой, которая призналась, что все их планы на этот чемпионат сводились к тому, чтобы попасть в десятку.

Короткую программу Доронина прокатала очень хорошо, и объективно, будь у спортсменки более раскрученное "имя", ее место было бы заметно выше. Но даже это не стало поводом для расстройства. Шаг вперед был налицо, и как сказала по этому поводу сама Ксения: "К своей карьере я отношусь серьезно и намерена сделать все возможное для того, чтобы она шла вверх".

А вот танцевальный турнир получился по-настоящему ударным.

Когда тройка призеров заканчивает произвольную программу со столь незначительным отрывом друг от друга, как это произошло в финале, неизбежно возникают разговоры о справедливости распределения наград. В танцах вообще любят порассуждать о справедливости, но загребский чемпионат многократно это стремление подстегнул. Тем более что финальные состязания танцоров стали единственным видом программы, где три первых дуэта не допустили в своих прокатах никаких ошибок.

Реакция зрителей была однозначной: чемпионами их сердец стала вторая российская пара - Яна Хохлова и Сергей Новицкий. После их проката зал аплодировал стоя. Подобной реакции не удалось добиться от публики больше никому.

ЭМОЦИИ

Чемпионов Европы-2007 Изабель Делобель и Оливье Шонфельдера второй российский дуэт в этом сезоне уже обыгрывал. И как раз в произвольном танце - на этапе "Гран-при" в Париже. В Загребе Хохлова и Новицкий катались лучше. Они стартовали сразу после французов, и казалось вполне логичным, что столь яркий танец, каким стала композиция "Ночь на Лысой горе", при безошибочном исполнении по всем показателям перебьет скромно-лиричное, на полутонах, "Пианино" Делобель - Шонфельдера. Но на этот раз российский дуэт остался позади. Дорожкам в его исполнении арбитры дважды дали третий уровень сложности вместо четвертого, на который рассчитывали фигуристы и их тренеры, и это тут же снизило базовую сложность программы.

Несправедливо заниженной казалась и вторая оценка. Хохлова и Новицкий получили за презентацию танца 48,2, в то время как Делобель и Шонфельдер - 50,26.

Тренеры пары Александр Свинин и Ирина Жук по этому поводу расстроились незначительно.

- Мы так счастливы, что Яна с Сергеем откатались так здорово, что было совершенно безразлично, какие им поставят оценки, - призналась Ирина. - Нужно ведь понимать ситуацию: на сегодняшний день ребята не имели шансов оказаться выше. Все-таки они - вторая пара страны. Хотя... С таким исполнением они могли бы быть и выше...

- Хохлова и Новицкий всего третий раз выступают на чемпионате Европы, - добавил Свинин. - Добраться за три выступления до третьего места - хороший прогресс. К тому же большинство оценок за компоненты оказалось выше восьми баллов. Это дорогого стоит.

Прогресс второго российского дуэта был очевиден. На ноябрьском этапе "Гран-при" танцоры получили за презентацию программы 46,17. В Загребе, как я уже написала, - 48,2. Даже при одинаково качественных прокатах вторая оценка имеет обыкновение только увеличиваться по мере того, как фигуристы набирают послужной список. Поэтому собственно, при технически равном выступлении с французами Хохлова и Новицкий были им не ровня. Да и Домниной с Шабалиным - тоже. В карьере Оксаны и Максима чемпионат в Загребе стал шестым. Делобель и Шонфельдер впервые выступили на европейском первенстве и того раньше - семь лет назад. А значит, имели в глазах арбитров гораздо больший вес, чем Яна с Сергеем.

Популярное в танцах слово "очередь" звучит применительно к спорту цинично, но, возможно, в этом есть определенный и достаточно глубокий смысл: придерживая новичков в начале большой карьеры, судьи словно страхуют самих себя от бабочек-однодневок, справедливо полагая, что если дуэт заслуживает высоких наград, то никуда эти награды от него не уйдут. Они лишь станут более выстраданными. Именно поэтому первая медаль в танцах, независимо от того, какого она цвета, всегда большая победа.

Сами фигуристы выглядели счастливыми.

- Я испытывала невероятный эмоциональный подъем, а в середине программы вдруг ощутила, что силы стали заканчиваться, - призналась Хохлова. - Если бы не зал, который вдруг начал аплодировать в такт шаговой дорожки, мы бы, наверное, не доехали до конца так ярко. Технически это самый сложный танец из всех, что у нас когда-либо были. А над второй оценкой мы будем работать.

Новицкий тоже не сдерживал эмоций:

- После всех этих оваций в голове полный винегрет. Нам и вправду очень хотелось получить первые медали в карьере, поэтому нервничали перед выходом на лед больше, чем обычно. Конечно, не дотянуть в произвольной программе 0,44 до ста баллов обидно. Но судя по реакции зрителей, нам все удалось. А оценки со временем придут.

Получить профессиональный комментарий в отношении второй российской пары мне удалось на следующий день от известного в прошлом танцора, а ныне тренера Ростислава Синицына.

- Мне очень понравилась программа Хохловой и Новицкого. В ней есть много того, что американцы называют словом highlights - моментов, которые обращают на себя внимание: интересных поддержек, вращений. Но мы, тренеры, всегда смотрим на то, что между элементами. Например, в свое время я видел очень интересные отдельные шаги у Джейн Торвилл и Кристофера Дина и даже спрашивал, как они их делают. Когда перед Играми в Турине у меня временно тренировались Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас, я специально попросил их показать мне некоторые шаги из их старых программ, чтобы я мог научить этому своих молодых спортсменов. У Хохловой и Новицкого я пока не увидел той работы ног, которую хотелось бы позаимствовать. Не исключено, что именно поэтому оценка в компонентах программы за владение коньком и связующие шаги была не столь высокой, как у первых двух пар. С другой стороны, танец Делобель и Шонфельдера меня не впечатлил. Я сразу понял и оценил идею, хотя не смотрел фильм, с интересом наблюдал, как французы будут эту идею развивать, но в середине программы мне стало скучно...

ПРЕСТИЖ

Свою выстраданно-заслуженную чемпионскую медаль Делобель и Шонфельдер впервые получили год назад - на чемпионате Европы в Варшаве. Для того чтобы ее не потерять в Загребе, французам нужно было исключить из программы любой риск и любые ошибки. Тем более что после поражения в декабрьском финале "Гран-при" они не могли не чувствовать некоторой уязвимости своих позиций по сравнению с первой российской парой - Оксаной Домниной и Максимом Шабалиным. Изабель и Оливье поменяли костюмы, сделав их более выразительными, оставили в программе самые надежные, многократно отшлифованные элементы - словом, предстали перед публикой в своем лучшем изысканно-интеллигентном виде, который всегда отличал этот дуэт.

Когда силы равны, перевес в ту или иную сторону зачастую обеспечивает удачность постановки. Однако сам выбор темы для произвольного танца стал у Делобель и Шонфельдера невыигрышным.

"Это кино - не для всех", - заметила в адрес французского "Пианино" выдающийся тренер Елена Чайковская. Все дело в том, что в танцах мало у кого получалось побеждать с программой, рассчитанной исключительно на узкую аудиторию тонких ценителей. В основу композиции, поставленной на музыку Майкла Наймана, легла история драматической любви немой пианистки. Снятый по этому сюжету фильм получил три "Оскара" и стал явлением в мире киноискусства. Однако при всей технической блистательности Делобель и Шонфельдера они лишь перенесли уже раскрытый и исполненный другими сюжет на лед. Сделали кальку, которая оказалась вторичной для тех, кто фильм видел, и малопонятной для тех, кто его не смотрел.

Алексей Горшков, тренирующий Домнину и Шабалина, заметил, что заранее настраивался на то, что Делобель и Шонфельдеру свойственно сильно добавлять в классе и выразительности к концу сезона. Однако в обязательном танце было заметно, что танцоры все-таки далеки от своего лучшего состояния: второй круг заданного рисунка они откатали по меньшему диаметру, нежели первый - не сумели удержать скорость. В оригинальной программе остались первыми лишь благодаря тому, что Шабалин ошибся в серии твиззлов - поворотов на одной ноге. Финальное выступление французов оказалось заметно более "сыгранным", нежели на предыдущих двух турнирах в Париже и Турине. Они показали максимальный для себя результат, незначительно улучшив и первую и вторую оценки. Но в общей сложности уступили сильнейшей российской паре 1,22. Сами фигуристы, закончив выступления, признали: "Естественно, расстроены тем, что не смогли выиграть. Но это спорт. Честная игра".

СПОРТ

Вальс "Маскарад" Домниной и Шабалина был исполнен на одном дыхании. Каким образом это им удалось - другой вопрос. Но так, как Оксана и Максим катались в пятницу, они не катались еще никогда. При базовой сложности своей программы в 45,20 итоговая техническая оценка с учетом всех надбавок за качество исполнения элементов составила 53,78. И это при том, что вне льда Шабалин едва мог передвигаться - до такой степени болело прооперированное месяц назад колено.

Позже, когда все закончилось, Максим рассказывал:

- Операцию мне сделали очень хорошо. Я это почувствовал, когда в самый первый раз вышел на лед, поскольку было с чем сравнивать: после первой операции, которую мне делали на правом колене в мае прошлого года, пришлось восстанавливаться намного дольше. Тем не менее я поначалу вообще не верил, что успею восстановиться к чемпионату Европы. Врачи тоже говорили, что не рекомендуют выходить на лед раньше времени. Советовали три недели поплавать, две недели покрутить велосипед и посмотреть чемпионат Европы по телевизору. Но процесс восстановления пошел довольно быстро, и мы на радостях, видимо, переборщили с нагрузками - колено стало болеть. Чем дальше - тем сильнее.

Я успокаивал себя тем, что за время перелета и кратковременного отдыха перед отъездом боль утихнет. Но получилось иначе.

-Вы допускали вариант, что придется сняться с соревнований?

- Нет. Решающий голос был у меня, хотя все вокруг постоянно давали мне понять, что я не прав. Нога болела, анестезирующие уколы не помогали, даже двойные дозы. Я просил врачей, чтобы вкололи что-нибудь более сильнодействующее, а мне объясняли, что сильнее - только наркотики. Возможно, сказалось то, что в декабрьском финале "Гран-при" я тоже катался на уколах. И организм чересчур к ним привык, перестал реагировать.

Естественно, был большой соблазн себя пожалеть. Я даже старался избегать всех, кто может спросить, как я себя чувствую. Чтобы не видеть эти сочувствующие взгляды. Тяжелее всего было выходить на тренировки и делать вид, что все в порядке. Гораздо легче собраться на одно выступление - как в финале.

-Вы выступали сразу после Хохловой и Новицкого. Каково кататься после соперников, которых так принимает зал?

- Так ведь об этом не думаешь. Как спортивная лошадь: заслонки на глаза - и поскакал...

Споры о том, правильно ли поступил фигурист, решившись на выступление в Загребе спустя месяц после операции, велись на протяжении всего чемпионата. Большинство мнений, высказанных до финала, сводилось к тому, что этот героизм никому не нужен. Потому что последствия могут оказаться тяжелыми, и не факт, что после таких нагрузок спортсмену удастся полностью оправиться от травмы к мартовскому чемпионату мира.

Однако когда в беседе с Синицыным я спросила, что об этом думает он, бывший танцор ответил однозначно:

- В нашей профессии разбрасываться шансами не принято. Конечно, надо было выступать. Допустим, Домнина и Шабалин пропустили бы этот чемпионат. Но где гарантия, что, пропустив один, выиграешь другой? А так, что бы ни случилось в дальнейшем, они уже чемпионы Европы...

Чемпионат Европы. Загреб. Дом Спортовы. 26 января. Женщины. 1. Костнер (Италия) - 171,28. 2. Майер (Швейцария) - 169,44. 3. Леписто (Финляндия) - 165,65. 4. Себестьян (Венгрия) - 162,89. 5. Корпи (Финляндия) - 162,22. 6. Марчеи (Италия) - 153,34... 9. ДОРОНИНА (Россия) - 144,20... 17. ПЕТУШКОВА (Россия) - 122,97.

3 ТАНЦА ПРИЗЕРОВ ЧЕ-2008

Пара

ОБТ

ОРТ

ПРТ

Итог

1. ДОМНИНА/ШАБАЛИН

40,25

61,90

104,99

207,14

2. Делобель/Шонфельдер

41,25

62,72

101,95

205,92

3. ХОХЛОВА/НОВИЦКИЙ

37,37

60,03

99,66

197,06

ОБТ - обязательный танец, ОРТ - оригинальный танец, ПРТ - произвольный танец.